Дельфин
тип «Дельфин»


обстоятельства аварии


1904 год 16 июня
на подводной лодке по плану производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. На лодку прибыли л-т Черкасов А.Н., л-т Елагин М.А., поручик Горазеев М.И. и 34 нижних чина. Руководил погружением л-т Черкасов, поскольку штатный командир кап. 2 ранга Беклемишев убыл по делам в Кронштадт. Из нижних чинов лишь четверо принадлежали к штатной команде подлодки и имели опыт подводного плавания. После того, как команда разместилась по отсекам, оттолкнулись без хода от стенки на несколько метров. Как и в других случаях, Черкасов дал команду заполнять балластные цистерны, находясь на верхней палубе. Конструкция лодки требовала держать люк приоткрытым для стравливания воздуха из балластных цистерн. Время закрытия люка определялось на глаз, а полное закрытие люка требовало не менее полминуты при усиленной работе двух матросов на приводе. Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена и погружается быстрее обычного. Когда он спустился последним вниз, вода покрывала невысокую надстройку, а плавучесть была на исходе. Спустившись внутрь, Черкасов не остался на командирской площадке, а сошел зачем-то на жилую палубу. Эта его ошибка стала роковой. В этот момент через оставшуюся щель внутрь хлынула вода, новичков охватила паника, а путь наверх оставался открытым. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе двое рулевых, находящихся под люком. Но находящиеся на приводах продолжали вращать рукоятки,  люк закрывался и четвертый, попытавшийся выскочить наружу был придавлен и погиб, а между комингсом и крышкой оставалась щель около 80 мм, через которую продолжала поступать вода. Не растерявшиеся квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев попытались продуть концевые цистерны, но было поздно. Матросы Савинов и Телов, стоявшие на приводах люка, по своей инициативе приподняли ее, а когда тело придавленного упало вниз, быстро закрыли люк. В лодке сохранилась воздушная подушка не более трети метра. В воздух поступали пары бензина, поскольку кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Дышать было невозможно, поэтому Савинов и Телов приподняли крышку до половины. Мужество этих двух матросов позволило спастись двум офицерам и семи матросам. Телов Н.Г. спасся последним. Не пожелал спасаться л-т Черкасов. С ним погибли 24 нижних чина. Всего спаслось 12 человек. Во время подъема пл краном и откачки из нее воды, произошло два взрыва гремучей смеси, так как электрические цепи батареи оставались под током и внутри корпуса скапливались газы от разложения воды электротоком. Повреждения оказались не столь велики: потребовалась просушка электромотора и переборка механизмов. Комиссия, расследовавшая причины аварии нашла их в «совокупности неправильных действий л-та Черкасова». Тройное количество людей на борту сочли причиной, косвенно способствовавшей увеличению числа жертв. несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подводное плавание.


историческая справка подводной лодки


источники

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;

•     

Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», СПб, 2000 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2003-2007 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2007 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2007 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz