М-200
Месть
тип «М» XV серии, проект 96, заводской номер 122


обстоятельства аварии


1956 год 21 ноября
подводная лодка совершала переход из полигона близ Таллина после проведения замера магнитного поля к постоянному месту базирования в гор. Палдиски. Накануне на пл пришел новый командир - кап. 3 ранга Шуманин А.С., служивший на пл типа «Щ» и «С», но не имевший навыков управления пл типа «М». В 19.00 пл начала движение, а в 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного судна на дистанции 40 кабельтов. Вместе с командиром на мостике находился старший перехода НШ бригады кап. 2 ранга Штыков Ю.П. Верно определив во встречном корабле эсминец, кап. 2 ранга Штыков Ю.П. дал рекомендации кап. 3 ранга Шуманину А.С. по расхождению, после чего спустился вниз на ужин. В свою очередь, тоже заблаговременно обнаружив встречную подводную лодку, командир эсминца трижды менял курс. Но пл двигалась прежним курсом, неумолимо приближаясь к эсминцу. На дистанции 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно последнего маневра эсминца, отдал ошибочную команду на поворот влево, что повлекло удар форштевня в правый борт подводной лодки в 19.53. В районе 5-6 отсека образовалась пробоина в прочном корпусе, подводная лодка стала быстро оседать кормой. В течении 6-10 мин. дифферент достиг 80 градусов, после чего пл стремительно затонула. На поверхности осталось 8 человек, двое из которых вскоре утонули. В 1-м, 2-м и 4-м отсеке осталось 26 членов экипажа. В 20.00 по Таллиннской ВМБ была объявлена «Боевая тревога» и в район аварии начали выходить корабли. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся во 2-м и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21 на 22 ноября в район аварии прибыло 16 спасательных судов с двумя кранами. Первоначальный замысел командующего Восточно-Балтийского флота состоял в заведении под корпус лодки строп для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа. Но этот план осуществить не удалось. Также не удалось организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапана. В 04.00 подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать разрешение на самостоятельный выход, собравшиеся начальники опасаясь неудачи самостоятельный выход не позволили, а запланировали поднять лодку 250-тонным краном киллекторного судна в обеспечении спасательного судна «Пулково». Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя оборвался, связь с экипажем пл прекратилась. В итоге очередной неудачи решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября. Возобновили спасательную операцию только в ночь на 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы снова обнаружили затонувшую лодку. При осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА, а сам отсек был затоплен. Стало очевидно, что находившийся в отсеке личный состав погиб. Очевидно, что после обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники приняли самостоятельное решение выходить на поверхность. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. По окончанию расследования обстоятельств гибели лодки, командир пл кап. 3 ранга Шуманин А.С. и командир эсминца «Статный» кап. 3 ранга Савчук, получили по три года лагерей. Командование Краснознаменного Балтийского флота, руководившее спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне.


причины аварии


Ошибки в маневрировании, допущенные командирами эсминца и пл.

 



список личного состава экипажа, погибшего 21, 22 и 23 ноября 1956 года
 

 

фамилия, имя, отчество

должность

звание

примечание

1

Багров
Владлен Васильевич
  ст. м-с  

2

Васильев
Виктор Дмитриев
  м-н  

3

Гордеев
Виктор Ильич
  м-с  

4

Дансковский
Владимир Ильич
  ст. 2 ст.  

5

Евдокимов
Иван Николаевич
  м-с  

6

Ефременков
Анатолий Александрович
  ст. м-с  

7

Жебрев
Виталий Петрович
  м-с  

8

Карпунин
Аркадий Леонидович
  инж. л-т  

9

Колпаков
Владислав Александрович
  ст. л-т  

10

Комаров
Анатолий Платонович
  гл. ст-а  

11

Кузнецов
Вячеслав Иванович
  м-с  

12

Липский
Александр Александрович
  инж. л-т  

13

Монахов
Владимир Фёдорович
  ст. 2 ст.  

14

Низковских
Михаил Григорьевич
  л-т  

15

Норов
Алексей Иванович
  м-с  

16

Окунев
Борис Иванович
  ст. м-с  

17

Осипов
Михаил Алексеевич
  ст. м-с  

18

Очертятный
Василий Иванович
  м-с  

19

Поливин
Михаил Григорьевич
  м-с  

20

Проймин
Александр Стефанович
  ст. 2 ст.  

21

Прохоренко
Анатолий Иванович
  м-с  

22

Самарин
Алексей Николаевич
  ст. м-с  

23

Слабушевский
Анатолий Михайлович
  ст. м-с  

24

Скуридин
Владимир Иванович
  м-с  

25

Ус
Андрей Михайлович
  м-с  

26

Черноусов
Виктор Петрович
  м-с  

27

Чупин
Владимир Илларионович
  ст. 2 ст.  

28

Штыков
Юрий Павлович
  кап. 2 ранга начальник штаба бригады

историческая справка подводной лодки


мартиролог подводных лодок


источники:

 

Абрамов О.К. «Взрыв в Полярном», альманах «Тайфун», выпуск № 6 (18), СПб, 1999 г.;

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

Заводский И.А. «Записки подводника, побывавшего на том свете», изд. Богородской типографии, Богородск, 1996 г.;


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2007 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2007 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz