К-431
проект 675, заводской номер 175


обстоятельства аварии


1985 год 10 августа
в ходе проведения работ по перезарядке ядерного реактора на СРЗ-30 в бухте Чажма произошел тепловой взрыв ядерного реактора. Выброшенные при взрыве элементы ТВЭЛов и разрушенной активной зоны позже обнаруживались на корпусах соседних кораблей в радиусе 150 метров. Из-за выброса в 6-й отсек раскаленной топливной композиции и элементов конструкции активной зоны возник пожар большой силы. Находившиеся в отсеке пл и на перегрузочной площадке 10 человек из состава экипажа пл и БТБ погибли. По золотому обручальному кольцу одного из погибших было установлено, что в момент взрыва уровень излучения достигал 90 000 Р/ч. Выброшенная взрывом крышка реактора после падения образовала трещину в прочном корпусе, в результате чего реакторный отсек стал заполняться забортной водой. В 11:55 на пл объявлена аварийная тревога, начато выполнение первичных мероприятий по БЗЖ. В результате взрыва произошло полное обесточение пл, в том числе громкоговорящей связи и освещения, давление в кормовых группах ВВД упало до нуля. В момент взрыва резко увеличилась осадка пл, поэтому из центрального поста было осуществлено продувание ЦГБ. Объявлен сигнал «Радиационная опасность», 5-й, 6-й и 7-й отсеки объявлены зоной строгого режима. В отсеках создалась опасная радиационная обстановка: на кормовой переборке 5-го отсека – 80 Р/ч, в 4-м отсеке – 6 Р/ч, на носовой переборке 7-го отсека – 3 Р/ч. Для тушения пожара в 6-й отсек, а затем и в 7-й отсек был дан хладон со станции ЛОХ 10-го отсека, а с прибытием аварийных партий завода и с соседних пл, а также подхода противопожарного катера, пожар тушился подачей воды в 6-й отсек через съемный лист. К 12:30 мин в носовых отсеках пл было восстановлено освещение от щита ГРЩ-1. Борьбу за живучесть пл возглавил НЭМС. В 13:00 мин из-за ухудшения радиационной обстановки л/с был выведен из отсеков. В носовых отсеках оставлено по одному вахтенному, в 4-м отсеке оставлено пять человек во главе с ВрИО командира пл, организован периодический осмотр кормовых отсеков разведчиками. В 14:20 мин по докладу разведчиков обнаружена большая задымленность и поступление воды в 5-й и 7-й отсеки через выгоревшие сальники переборок 6-го отсека. В 15:30 мин потушен пожар в 6-м отсеке, который смогли ликвидировать только путем затопления отсека забортной водой. Отмечено появление крена и дифферента на корму, а также поступление воды в 8-й отсек через сальники линии валов. В 16:00 мин дифферент вырос до 3-х градусов на корму, были продуты ЦГБ № 7,8,9,10. Руководство борьбой за живучесть принял прибывший к месту аварии первый заместитель командующего КТОФ. В 20:30 мин в связи с угрозой потери остойчивости и плавучести, пл с помощью буксиров была посажена носовой оконечностью на отмель, 6-й отсек затоплен по ватерлинию, 5-й, 7-й и 8-й отсеки затоплены частично. Посадка пл: Тн = 7,9 м, Тк = 8,3 м, Тср = 8,1 м, плечо продольной остойчивости – 0,25 м, запас плавучести – 400 тонн, поперечная метацентрическая высота – 0,05 метра. Через 2 часа после взрыва из бухты Стрелок подошло спасательное судно «Машук» и отбуксировало «ПМ-133» от борта пл к о-ву Путятин для проведения дезактивации. Затем, вернувшись к борту аварийной пл, начало откачку воды из реакторного отсека. Для осушения использовались несколько погружных насосов, поданные через люки 4-го и 9-го отсеков, в 5-й, 7-й и 8-й отсеки. Подан воздух на продувание ЦГБ от водолаза. В 18:00 мин следующих суток, по окончании осушки отсеков и продувании ЦГБ, пл подвсплыла с незначительным дифферентом на корму, имея запас плавучести 690 тонн, поперечная метацентрическая высота достигла 0,18 м. При проведении спасательных работ произведены: откачка воды из 5-го, 7-го и 8-го отсеков, поддержание пл на плаву с помощью плавучих кранов грузоподъемностью в 500-тонн и 2000-тонн за два носовых и одно кормовое штоковое устройство ШУ-200, подан ВВД для продувания ЦГБ и электроэнергия на водоотливные средства. В результате аварии сильному радиоактивному загрязнению подверглось около 30% территории завода, стоящие возле объекта корабли и пирсовая зона. Наиболее сильно пострадали «ПТБ-16» проекта 326м (открытое наименование «ПМ-133») и «К-42» проекта 627а. Сформировался след радиоактивного заражения шириною 600-1500 метров и длиной 6-8 км. След пролег по лесистой местности в направлении Уссурийского залива. Максимальные уровни гамма-излучения на территории завода составили 200-500 мР/ч, бета-загрязнение – от 50 до 500 000 расп/мин.см.кв. Жилая зона пос. Шкотово-22 прямому радиоактивному заражению не подверглась. Работы по нормализации обстановки проводились в несколько этапов. Наиболее опасный этап был связан с удалением аварийной пл с территории 30 СРЗ ВМФ и вывозом зараженных конструкционных материалов, который длился с 10 августа по 6 сентября. С 6 сентября 1985 года по 28 апреля 1986 года проводились работы по срезу и вывозу зараженного грунта. В процессе мероприятий по нормализации обстановки и вследствие радиоактивного распада к началу 1986 года уровни излучения снизились до допустимых норм и не превышали 240 мкР/час по гамма-излучению, и 50 расп/мин.см.кв. по бета-загрязненности. Останки погибших, которые нашли в разных местах бухты, кремировали и захоронили на территории воинской части в бухте Сысоева. По останкам удалось опознать только кап. 2-го ранга Виктора Целуйко и кап. 3-го ранга Анатолия Дедушкина. Пепел равномерно распределили по десяти нержавеющим капсулам и опустили глубоко в шурфы. Точное число пострадавших до сих пор не установлено. В обвинительном заключении военного трибунала КТОФ за июль 1986 года упомянуты 86 человек, подвергшиеся радиоактивному облучению различной степени: 10 погибли в момент взрыва, у 10 человек зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 – лучевая реакция. 24 июля 1994 года приказом № 277 командующего ТОФ был утвержден список из числа военнослужащих и гражданского персонала, непосредственно участвовавших, как в ликвидации последствий аварии в 1985 году, так и в работах по сбору и захоронению радиоактивных веществ, в количестве 2209 человек. Оставшегося в живых руководителя работ кап. 3 ранга Ткаченко В.Б. военный суд КТОФ 15 июля 1986 года приговорил к лишению свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 1 год.


причины аварии


Причиной взрыва стало нарушение технологии проведения операции по подрыву крышки ядерного реактора и грубейшее нарушение правил ядерной безопасности при организации проведения работ. Накануне была выполнена операция по перегрузке активной зоны, но при проведении гидравлических испытаний выяснилось, что реактор не герметичен. В 08:00 к выполнению работ по повторному подрыву крышки носового ЯР под командованием руководителя работ приступила 3-я смена перегрузочного комплекса и руководитель работ предыдущей смены. В связи с тем, что работы по подрыву и подъему крышки ЯР ранее не планировались, руководителем перезарядки для контроля работ по подрыву и подъему крышки ЯР и оформления разрешения на выполнение потенциально-опасных работ были вызваны старший руководитель физических измерений и вахтенный контролирующий физик. В 08:30 мин на пульте управления перезарядкой на вахту заступил дежурным по ГЭУ КДД БЧ-5, которым была проведена проверка пусковой аппаратуры носового ЯР. Для обеспечения безопасности подъема крышки ЯР было смонтировано штатное перегрузочное оборудование, исключающее перемещение КР. Установка этого оборудования была произведена с нарушением штатного положения относительно расположения балок и стойки, а также способа крепления их друг с другом. Вследствие этого не была обеспечена соосность упора, предназначенного для исключения перемещения компенсирующей решетки вверх. В нарушение статей руководства по перезарядке (РОП-73), обязательные проверки и приемки монтажа перегрузочного оборудования не производились и актами не оформлялись. В журнале перезарядки отсутствует запись старшего руководителя физических измерений, разрешающая проведение этих работ. С 10:30 до 10:50 произведен подрыв крышки носового ЯР гидравлическими домкратами на высоту 55 мм. Для осмотра и выяснения причин течи уплотнения ЯР в 6-й отсек прибыли зам. НЭМСа, ВрИО КБЧ-5, а также заместитель начальника комплекса перезарядки БТБ. По приказанию начальника смены были направлены из отсека на плавучую мастерскую старшина и матрос за траверсой для подъема крышки ЯР. В 11:20 от них поступил доклад о том, что траверса находится в разобранном виде. Руководителем работ, в нарушение технического процесса, было принято решение поднимать крышку ЯР стропилами. Крышка была остроплена за 4 рыма, вместо штатной траверсы и начат подъем. Подъем крышки ЯР проводился в несколько приемов. Движение КР вместе с крышкой произошло за счет заклинивания штока КР в проеме крышки под воздействием заневоленного упора. При этом, в начале подъема, когда усилие сцепления было недостаточным, крышка, преодолевая это усилие, не увлекала за собой КР. По мере продвижения крышки вверх сцепление штока КР с крышкой усиливалось и стало достаточным для подъема КР. При этом движение КР вверх могло происходить только при условии перемещения вверх балки. Соединение балки с опорой стойки посредством тросика не препятствовало этому, т.к. при перемещении балки происходит выбор слабины тросика и его натяжение. В районе критического положения КР (при подъеме ее на 150 мм) произошел разрыв тросика и вследствие этого резкий подъем крышки ЯР с жестко закрепленной в ней КР за счет натяжения тросов подъемного крана. При подъеме КР на 25-30 мм выше критического положения, в нижней части активной зоны, на высоте 180-200 мм от нижних упоров, возникла самоподдерживающаяся цепная реакция деления с коротким периодом удвоения мощности. Большие тепловыделения в нижней части активной зоны привели к разогреву теплоносителя с образованием пара, в основном внутри технологических каналов и резкому повышению давления первого контура. Этим давлением подбросило крышку ЯР. Выброс значительной части теплоносителя из каналов снизил реактивность, благодаря чему цепная реакция деления прекратилась, но компенсирующая решетка, выталкиваемая из активной зоны давлением 1-го контура, снова высвободила избыточную реактивность, из-за чего вновь стала развиваться цепная реакция деления и произошло повторное резкое повышение давления первого контура, которым из корпуса ЯР выбросило крышку и промежуточные плиты с остатками технологических каналов. Таким образом, произошло два тепловых взрыва. Полное глушение ЯР произошло вследствие большого разрушения активной зоны.



список личного состава экипажа пл, соединения и береговой технической базы, погибшего при аварии 10 августа 1985 года

 

 

фамилия, имя, отчество

должность

звание

примечание

1

Винник
Сергей Григорьевич
инженер лаборатории физических пусков БТБ л-т-инж.  

2

Ганжа
 Александр Павлович
офицер БТБ ст. л-т  

3

Дедушкин
Анатолий Николаевич
командир дивизиона живучести БЧ-5 (ВрИО КБЧ-5) кап.н 3 ранга-инж.  

4

Каргин
Валерий Константинович
офицер БТБ кап. л-т  

5

Комаров
Владимир Анатольевич
офицер БТБ (ВрИО командира БТБ) кап. 3 ранга  

6

Лазарев
Александр Борисович
начальник лаборатории физических измерений БТБ кап. 3 ранга-инж.  

7

Прохоров
Игорь Анатольевич
специалист БТБ м-с  

8

Филлипов
Герман Петрович
начальник смены БТБ кап. л-т  

9

Хохлюк
Николай Владимирович
специалист БТБ м-с  

10

Целуйко
Виктор Андреевич
пом. НЭМС 26-й дивизии кап. 2 ранга-инж.  

историческая справка подводной лодки


мартиролог подводных лодок


источники:

 

• Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
• Информация из новостных сообщений СМИ.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2010 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2010 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

  Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Реклама

Сайт управляется системой uCoz