Первоначально в бухте Бечевинской – Финвал базировался дивизион подводных лодок
из пяти единиц проекта 641, сформированный из состава подводных лодок ЭОН,
перешедшего по Северному Морскому пути с Северного флота. Но в августе 1971 года
в бухту Бечевинскую была переведена 182-я бригада дизельных подводных лодок из
бухты Крашенинникова, после чего бригада стала именоваться «отдельной». В то
время бригадой командовал капитан 1 ранга Бэц Валентин Иванович. После
переформирования бригада имела в своем составе 12 подводных лодок: «Б-8»,
«Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-50», «Б-112», «Б-135», «Б-397», «Б-855»
проекта 641, «С-73» проекта 640 и «С-310» проекта 690. Для обеспечения
базирования подводных лодок имелась плавбаза «Камчатский Комсомолец».
Первоначально, до окончания строительства жилых домов, часть личного состава
бригады размещалась на плавказарме. Сухопутного сообщения с «большой землей» не
было. Примерно один раз в неделю из «города» (так именовался
Петропавловск-Камчатский) приходил «транспорт» - переоборудованное из морского
буксира транспортно-пассажирское судно «Авача». Иногда, когда «Авача» была на
ремонте, в поселок приходила аналогичная «Олонка». После ночной разгрузки утром
«Авача» уходила обратно, а с утра у продуктового магазина выстраивалась очередь.
Все привезенные продукты разбирались буквально в несколько часов, а в остальное
время в ассортименте магазина преобладали хлеб с местной хлебопекарни и всем
надоевшие консервы. Иногда по срочному вызову прилетал из города вертолет. Он же
привозил в гарнизон высокое начальство.
Вскоре были построены и другие дома поселка: над третьим домом был построен
четвертый, поодаль, напротив вертолетной площадки – пятый дом. Над четвертым
домом стоял шестой, к правому торцу которого были пристроены почта и магазин.
Имелся и клуб с пристройкой для оркестра, но он сгорел примерно в 1987 году.
Первоначально в поселке имелась школа-восьмилетка, а детский сад размещался в
первом доме.
После отстройки нового причального фронта лодки были переведены туда, а старое
нефтехранилище заброшено. Оставшиеся пирсы утонули и это место в общении
получило название «топ-пирс». Одни расшифровывали его как «топливный пирс»,
другие - как «затопленный пирс», кому что больше нравилось. Менялся и состав
бригады. Была переведена на Черноморский флот «С-310», списана и затоплена в
бухте Петра Ильичева «С-73», плавбаза «Камчатский Комсомолец» перебазировалась в
Завойко. После среднего ремонта пришла довольно старая, переоборудованная из
северофлотского ракетоносца «БС-167» проекта 629р, а задолго до нее - «Б-101»
проекта 641 перебазировалась в Бечевинку из бухты Улисс.
Новый этап строительства гарнизона начался с началом перевооружения бригады на
подводные лодки проекта 877, которые в обиходе именовали «Варшавянками», или
просто – «Варшавы». Первой в гарнизон пришла «Б-260» под командованием кап. 2
ранга Побожьего А.А. Внешний вид новой лодки был настолько непривычен, что сразу
после швартовки лодки на пирсе собралась толпа любопытной детворы, с удивлением
разглядывающая невиданный ранее «утюг».
Для вновь прибывших экипажей был заложен и вскоре построен многоэтажный седьмой
дом. Школа-восьмилетка была преобразована в среднюю школу-десятилетку и в 1985
году переехала в новое здание с большими классами, просторными рекреациями и
огромным спортзалом. В прежнее одноэтажное здание школы был переведен детсад.
Через три года после седьмого дома был построен и аналогичный восьмой дом.
К 1989 году все лодки 641 проекта были переданы в состав других соединений. От
старого состава осталась уже давно неходовая подлодка-ретранслятор «БС-167», УТС
и РЗС, переоборудованные из лодок 613 проекта. В разное время в состав бригады
входили лодки 877 проекта: «Б-187», «Б-226», «Б-260», «Б-248», «Б-394», «Б-404»,
«Б-405», «Б-446», «Б-464», «Б-494»
Конец гарнизону наступил в период так называемых «реформ» в 1996 году. Попавший
в планы под сокращение, отдаленный гарнизон ждало одно очень неприятное известие.
В угоду прежде всего личным интересам одного высокого должностного лица,
надлежало перевезти все имущество базы на новое место в кратчайший срок. Для
военного имущества были выделены танкодесантные корабли. Как и каким образом
будет перевезен скарб и личные вещи семей, людей «наверху» заботило мало.
Обещанные контейнеры не были выделены, пришлось мебель, ящики и чемоданы
перевозить прямо кучами на палубе «Авачи». Оставаться там было нельзя – все
отопление и электроснабжение было отключено.
|