проект А615
 


изображение проекта

 

 


состав серии
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Примечание
1 196 664 М-255 08.09.53
2 196 665 М-256 23.09.53
3 196 666 М-257 10.11.53
4 196 667 М-258 18.11.53
5 196 668 М-259 12.01.54
6 196 669 М-260 14.02.54
7 196 1070 М-261 23.02.54
8 196 1071 М-262, УТС-215 20.03.54
9 196 1072 М-263 08.04.54
10 96 1073 М-264 04.06.54
11 196 1074 М-265 15.07.54
12 196 1075 М-266, МС-266 30.08.54
13 196 1078 М-267 15.10.54
14 196 1079 М-268 20.11.54
15 196 1080 М-269, МС-269 30.11.54
16 196 701 М-295 10.01.55
17 196 702 М-296, МС-296 01.02.55
18 196 703 М-297 05.08.55
19 196 704 М-298 02.08.55
20 196 705 М-299 19.09.55
21 196 711 М-300 27.09.55
22 196 713 М-301 07.01.56
23 196 715 М-321 24.12.55  
1 194 801 М-351 24.03.54
2 194 802 М-352 10.04.54
3 194 803 М-353, МС-353 15.05.55
4 194 804 М-354, МС-354 23.06.55
5 194 805 М-355 08.07.55
6 194 816 М-356 18.07.56
7 194 817 М-361 05.55 637


история проектирования


В послевоенный период в СССР велись активные работы по созданию анаэробных энергоустановок. Одно из осуществленных направлений - оснащение подводных лодок единым двигателем для надводного и подводного хода. Работы над подводной лодкой с дизельной установкой, работающей под водой с использованием запасов кислорода начались в 30-х годах под руководством Базилевского А.С. Тогда была построена и испытана опытная пл М-401 проекта 95. В 1946 году по постановлению Правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию опытной пл проекта 615. Главным конструктором был назначен Кассациер А.С.

корпус:

Лодка проекта 615 представляла из себя дальнейшее развитие пл типа «М» XV серии полуторакорпусной конструкции. Одним из главных требований, выполненных при проектировании - габариты лодки позволяли перевозить её по железным дорогам на специальных транспортерах. Прочный корпус изготавливался из стали марки СХЛ-4. Все соединения выполнялись сварными за исключением ряда съемных листов, которые устанавливались на заклепках. Ограждение боевой рубки (набор и обшивка) имело клепаную конструкцию и выполнялось из дюралюминия. Прочный корпус разделялся плоскими водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:
1-й отсек - торпедный;
2-й отсек - аккумуляторный; в нижнем ярусе - АБ;
3-й отсек - центральный пост; пост управления рулями и погружения-всплытия, выдвижные устройства;
4-й отсек - энергетический - резервуар для хранения кислорода (2 резервуара на проекте 615);
5-й отсек - дизельный;
6-й отсек - электромоторный;
7-й отсек - вспомогательных механизмов.
Переборки, ограничивающие 3-й отсек, испытывались гидравлическим давлением 10 кгс/см.кв., остальные - 1,0 кгс/см.кв. В феврале 1949 года испытывался на прочность в док-камере, построенный на заводе натурный 3-й отсек. Разрушение конструкций отсека произошло при давлении 19,6 кгс/см.кв., при этом не учитывались установленные на корпусе про­межуточные ребра жесткости.

энергетическая установка:

Трехвальная главная энергетическая установка проекта 615 состояла из 2-х бортовых дизелей М-50 для обеспечения форсированных режимов, одного дизеля 32Д на среднем валу для обеспечения длительных режимов хода. Один электродвигатель типа ПГ-106 был установлен только на среднем валу. Одна группа аккумуляторной батареи обеспечивала кратковременный подводный ход. Более длительный ход осуществлялся при работе дизелей по замкнутому циклу с использованием запасов кислорода. Под средним дизелем лодка могла двигаться со скоростью 3,5 узла в течении 100 часов. На полном ходу в 15,4 узлов дальность хода в подводном положении составляла 47,6 миль. Эти результаты для того времени были наилучшими, зарубежных аналогов подобной установки не было.

торпедное и артиллерийское вооружение:

Торпедное вооружение пл состояло из четырех 533-мм торпедных аппаратов без запасных торпед и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8, демонтированного в конце 50-х годов.

радиоэлектронное и штурманское вооружение:

Комплект навигационного оборудования включал в себя типовой набор принятого на вооружение оборудования. Гидролокационное оборудование включало в себя гидролокационную станцию «Тамир-5Л»

обитаемость:

Ввиду стесненности отсеков условия обитаемости были тяжелыми.


строительство серии


После строительства головной подводной лодки «М-254», серийные были заложены и построены по откорректированному проекту А615, главное отличие которого состояло в размещение одной кислородной цистерны в 4-м отсеке вместо двух того же объема.
Всего было построено: 1 пл проекта 615, 30 пл проекта А615, из них 23 - на судостроительном заводе № 196 «Судомех» и 7 пл на судостроительном заводе № 194 им. А. Марти в гор. Ленинграде.

модификации проекта


637 - опытный проект с усовершенствованной установкой с работой дизелей по замкнутому циклу с новым принципом поглощения углекислого газа и обогащения возвращаемой газовой смеси кислородом.


тактико-технические характеристики
наименование характеристики проектные значения
  615 А615

водоизмещение

надводное (тонн):

392 406

подводное (тонн):

н.д. 504

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

56,6

ширина корпуса наибольшая (м.):

4,4 4,46

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

2,8 3,59

запас плавучести (%):

25,8 28,3

глубина погружения

рабочая (м.):

100

предельная (м.):

120

скорость хода

надводная (узл.):

17,2 16,1

подводная (узл.):

15,4 15,0

подводная в режиме РДП (узл.):

3-5

экономическая подводная под дизелем (узл.):

3,5

экономическая подводная под ГЭД (узл.):

2,1

дальность плавания

надводная при 9,1 узл. (мили):

1700 н.д.

надводная при 10 узл. (мили):

3150

подводная при 15,4 узл. по ЗЦ (мили):

47,6 -

подводная при 15 узл. по ЗЦ (мили):

- 56

подводная экономическая при 3,5 узл. по ЗЦ (мили):

293 -

подводная экономическая при 3,5 узл. по ЗЦ (мили):

- 410

подводная при 2,5 узл. под ГЭД (мили):

32 -

подводная при 2,1 узл. под ГЭД (мили):

- 44

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

10

экипаж, общая численность (чел.):

29 33

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

6

вооружение

533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

4

артустановка 2М-8 (ед. х мм):

1 х 25

энергоустановка

бортовые дизели М-50 (шт. х л.с.):

2 х 900 -

бортовые дизели М-50П (шт. х л.с.):

- 2 х 700

средний дизель 37Д (шт. х л.с.):

1 х 900

главный электродвигатель ПГ-106 (ед. х л.с.):

1 х 100

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 23МУ и число элементов (ед.):

1 х 60

запасы дизельного топлива (тонн):

19,5 23,3

запасы жидкого кислорода (тонн):

8,6 8,5

запасы химического поглотителя (тонн):

14,4 14,9


дополнительно:

Фотоархив проекта А615


источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;

Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2008 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

 
Сайт управляется системой uCoz