проект 633


состав серии

Завод

Заводской
номер

Тактический
номер

Наименование

Дата
закладки

Примечание

1 КС 331 С-350, СС-350 22.10.57
2 КС 332 С-351 31.01.58 в Египет
3 КС 333 С-352 30.03.58 в Египет
4 КС 334 С-353 14.05.58 в Египет
5 КС 335 С-354 14.07.58 в Египет
6 КС 341 С-32 28.08.58 в Египет
7 КС 342 С-34 18.10.58 в Египет
8 КС 343 С-36, № 83 Надежда 29.11.58 в Болгарию
9 КС 344 С-37 25.01.59 633л
10 КС 345 С-38 14.03.59 в Алжир
11 КС 351 С-53 29.07.59 в Сирию
12 КС 352 С-101, № 84 Слава 01.10.59 в Болгарию
13 КС 353 С-212, № 82 Димитровски комсомол 29.11.59 в Болгарию
14 КС 354 С-128, СС-128   11.03.60 633кс
15 КС 365 С-57, № 81 Ленински комсомол 23.05.60 в Болгарию
16 КС 355 С-4 14.06.60 в Сирию
17 КС 361 С-7, № 011 25.11.60 в Алжир
18 КС 362 С-11, СС-11 25.11.60 633рв
19 КС 363 С-28, № 010 29.12.60 в Алжир
20 КС 364 С-49, СС-49, ПЗС-50 29.03.61 633рв

история проектирования


В 1955 году на основании постановления Совета Министров № 1454-808 от 09.08.1955 года в ЦКБ-112 под руководством Главного конструктора Дерибина З.А. началось проектирование средней торпедной подводной лодки проекта 633. Заместителем Главного конструктора были назначены Крылов Е.В. и Назаров А.К., главным наблюдающим от ВМФ - Чуфрин И.И. Технический проект был утвержден постановлением Совета Министров № 1117-580 от 15.08.1956 года.

 
корпус:

Подводная лодка проектировалась как двухкорпусная с формой сечения по миделю близкой к окружности, по своим главным размерениям близка к размерениям пл проекта 613, а по характеру обводов корпуса - к проекту 611. Форма корпуса и обводов в основном проектировались с расчетом обеспечить наибольшую ходкость в подводном положении за счет надводных характеристик. Ограждения рубки и мостик выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы. Главные размерения лодки позволяли транспортировку по внутренним водным системам в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец - Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных плавучих доках проекта 768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках проекта 28к при снятой АБ. Прочный корпус, состоящий из цилиндров диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм на остальных участках полностью сварной, выполнен из стали повышенной прочности АК-25 и разделен на 7 отсеков;
1-й отсек - торпедный; стеллажи для запасных торпед, торпедопогрузочный люк, 13 коек, приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей, пост аварийного продувания ЦГБ;
2-й отсек - аккумуляторный; офицерская кают-компания, каюты командира и офицеров, рубка радистов, помещение умывальной, в нижнем ярусе - первая группа АБ;
3-й отсек - центральный пост; пост управления рулями и погружения-всплытия, рубки метристов и акустиков, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства, в трюме - главные осушительные насосы, насосная установка системы гидравлики, приборы лага, провизионная камера с рефрижераторной установкой, пост шифровальщика, гальюн;
4-й отсек - аккумуляторный; кают-компания старшин, кубрик на 20 спальных мест, провизионные камеры, камбуз, душевая, в нижнем ярусе - вторая группа АБ;
5-й отсек - дизельный; 2 дизеля типа 37Д и электрокомпрессор типа ЭК-15;
6-й отсек - электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 со станциями управления и два ГЭД экономхода типа ПГ-103 со щитом управления, валопроводы с муфтами, две каюты старшинского состава;
7-й отсек - торпедный; трюмная помпа, 4 койки личного состава, гальюн;
Вертикальный и горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции. Управление рулями - гидравлическое из центрального поста, в надводном положении предусмотрено управление с мостика посредством механического привода к манипулятору в центральном посту. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста.

 
спасательные средства и устройства:

Для обеспечения спасения экипажа из затонувшей пл первый, третий и седьмой отсеки выполнены как отсеки-убежища, для чего прочные сферические переборки выполнены полусферическими. Со стороны смежных отсеков переборки этих отсеков расчитаны на давление 20 кгс/см.кв. и на 7 кгс/см.кв. со стороны отсека-убежища. Из этих отсеков обеспечивается спасение экипажа самостоятельно с использованием комплекта ИСП и ИДА-59 с глубин до 100 м, а при обеспечении покидания затонувшей пл силами аварийно-спасательной службы - до 120 м. Для этой цели в центральном посту боевая рубка использовалась в режиме шлюзовой камеры, в седьмом - для шлюзования были приспособлены торпедные аппараты и имелся спасательный люк, оборудованный тубусом, в первом отсеке - только торпедные аппараты. Над спасательным люком имелась комингс-площадка, предназначенная для пристыковки спасательного водолазного колокола. В этом случае глубина спасения экипажа равнялась глубине, на которой обеспечивалась прочность самого корпуса и переборок аварийной пл. Средства борьбы за живучесть дополнялась дистанционно управляемой арматурой создания давления в отсеках Для борьбы с пожарами пл имела штатную систему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52.

 
энергетическая установка:

Энергоустановка состояла из двух дизельных двигателей Коломенского завода типа 37Д, имевшие пост дистанционного управления в четвертом отсеке и местный пост непосредственно в дизельном отсеке. Два ГЭД типа ПГ-101 обеспечивали подводный ход или зарядку АБ в режиме генератора. Два ГЭД экономического хода типа ПГ-103 обеспечивали малошумный режим движения. Все ГЭД, две станции управления главными и одна станция управления ГЭД экономического хода размещались в шестом отсеке. Лодки оснащались устройством РДП, выхлоп дизеля под водой осуществлялся через лепестковую насадку. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, хорошо показавшие себя на первых послевоенных проектах. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах.

 
торпедное вооружение:

Торпедное вооружение пл состояло из 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов располагались двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости пл, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°. Полный запас торпед составлял 14 единиц, из них 6 - на стеллажах в первом отсеке. Вместо 14 торпед в минном варианте пл принимала 28 мины типа МДТ, из них 12 размещались на стеллажах в первом отсеке. Погрузка торпед и мин в пл осуществляется при помощи погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта торпед за 10 часов без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин составляло около 9 часов. Данные для стрельбы расчитывала новая система управления торпедной стрельбой «Ленинград-633», и при совместной работе с ГАС «Арктика-М» позволяла проводить глубоководные торпедные атаки в режиме автоматического сопровождения цели. Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные автоматически и непрерывно передавались в торпедные отсеки на местные приборы управления торпедной стрельбой и вводились в торпеды, находящиеся в торпедных аппаратах, шпиндельным устройством. Установка глубины хода на гидростатах торпед производилась приводом установки глубины вручную из отсека. Дальности работы ПУТС «Ленинград-633» составляла более 100 каб.

 
радиотехническое, штурманское вооружение и средства наблюдения:

Комплект навигационного оборудования включал в себя: гирокомпас «Курс-5», магнитный компас «КМД», лаг «ЛР-2», эхолот «НЭЛ-5», радиопеленгатор «АРП-53», автопрокладчик «АП-2», эхоледомер «ЭЛ-1». Радиолокационное оборудование: РЛС общего назаначения «Флаг», радиолокационный ответчик опознавания «Хром-К», РЛС обнаружения радиолокационных сигналов «Накат». Гидролокационное оборудование включало в себя гидролокационную станцию «Арктика-М» и станцию обнаружения гидроакустических сигналов «Свет-М». Звукоподводная связь обеспечивалась станцией «МГ-15». Радиосвязь обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками Р-641-Д, Р-647, Р-670, длинноволновым Р-672, всеволновым радиопередатчиком Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком «Р-609». Подлодки проекта оборудовались командирскими перископами типа ПА-10 и зенитным перископом ПЗН-10.

 
обитаемость:

По сравнению с проектом 613 были улучшены условия обитаемости экипажа.


строительство серии


Серия из 20 единиц была принята в строительство на судостроительном заводе «Красное Сормово» в гор. Горьком. Головная «С-350» была заложена 22 октября 1957 года, сдана ВМФ 31 августа 1959 года. Последняя лодка серии, «С-57», вступила в строй 15 июля 1962 года. Вся серия была построена за 4 года и 9 месяцев, т.е. в среднем немногим больше чем через 2 месяца сдавалась очередная лодка.


модификации проекта


В разное время были реализованы следующие модификации:
633л - для гидродинамических исследований условий обтекаемости корпуса;
633рв - для испытания торпедного и ракетного боезапаса калибром 650 мм;
633кс - для испытания ракетного комплекса «Гранат»;
 


тактико-технические данные проекта

проектные характеристики

 

водоизмещение

  надводное: 1328 тонн
  подводное: 1712 тонн
 

скорость хода

  в надводном положении: 15,31 узла
  в подводном положении: 13,8 узла
  полным ходом под РДП: 10 узлов
 

дальность плавания

 

в надводном положении экономическим ходом:

7400 миль
  в надводном положении наибольшей скоростью: 2400 миль
 

в подводном положении экономическим ходом:

350 мили
  в подводном положении наибольшей скоростью: 14 миль
 

глубина погружения

  предельная: 300 метров
  рабочая: 270 метров
 

кораблестроительные элементы

  длина: 76,68 метров
  высота по обтекателю РДП: 12,85 метра
  ширина прочного корпуса: 5,3 метра
  осадка на миделе: 5,07 метра
  запас плавучести от нормального водоизмещения: 29,4 %
  поперечная метацентрическая высота: 0,34 метра
  продольная метацентрическая высота: 83,9 метра
 

вооружение

  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее количество торпед: 14
  запас мин типа МДТ взамен стеллажного боезапаса: 28
 

обитаемость

  автономность по запасам: 60 суток
  время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации: не менее 600 часов
  экипаж по проекту: 52 человека, в т.ч. 9 офицеров
 

энергоустановка

  двигатели дизель 37Д: 2 х 2000 л.с.
  электродвигатель ПГ-101: 2 х 1350 л.с.
  электродвигатель ПГ-103: 1 х 50 л.с.
  аккумуляторная батарея типа 46СУ: 4 группы по 112 элементов

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•  Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2008 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz