проект 671рт
шифр «Семга»

 


состав серии


Завод

Заводской
номер

Тактический
номер

Наименование

Дата
закладки

Примечание

1 КС 801 К-387, Б-387   02.04.71  
2 КС 802 К-371, Б-371   27.02.73  
3 КС 803 К-467, Б-467   19.11.74  
4 КС 804 К-488, Б-488   15.12.76  
5 КС 805 К-505   1975 недостроена
1 ЛАО 01621 К-495, Б-495   28.09.74  
2 ЛАО 01625 К-513, Б-513   22.07.75  
3 ЛАО 01627 К-517, Б-517   23.03.77  
экипажи: 172, 246, 532

история проектирования



В 1962 году СКБ-143 в инициативном порядке выполнило проработку с целью проверки идеи установки на базовую пла двух-четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм, что должно было существенно повысить боевые возможности атомохода в первую очередь для борьбы со стратегическими ракетоносцами и крупными надводными кораблями противника на морских и океанских театрах военных действий. По результатам исследований было признано целесообразным разработать технический проект модификации пла проекта 671 с четырьмя 533-мм и двумя 650-мм торпедными аппаратами, из которых предполагалось использовать создававшиеся в то время в СССР торпеды повышенной дальности типа 65-73 калибра 650 мм и ракето-торпеды 81Р, запускавшиеся из стандартных 533-мм торпедных аппаратов.
По расчетам специалистов, одна-две торпеды типа 65-73 могли если не потопить, то надолго вывести из строя крупный боевой корабль, например авианосец или линкор, а возможность оснащения торпед мощной ядерной боевой частью еще больше повышало их боевой потенциал. Кроме того, эти крупнокалиберные торпеды могли преодолеть дистанцию в 50 км со средней скоростью 50 узлов. Что касается противолодочного ракетного комплекса РПК-2 «Вьюга» с ракето-торпедой 81Р калибра 533 мм, то он, первый советский комплекс типа «пл-воздух-пл», был принят на вооружение ВМФ СССР согласно постановления Совета министров СССР № 617-209 от 4 августа 1969 года. Ракето-торпеда выстреливалась из торпедного аппарата на глубине 50-60 метров, выходила из воды и двигалась в район цели по баллистической траектории, где отделялась и приводнялась глубинная бомба, как правило с ядерным зарядом, что обеспечивало гарантированное уничтожение пл противника.
Новой пла проекта 671рт присвоили шифр «Семга».
В связи с увеличением размеров носового отсека в целях обеспечения необходимой надводной непотопляемости была установлена герметичная горизонтальная платформа-палуба, фактически разбившая первый отсек на два. Причем изменение количества отсеков вызвало необходимость перекомпоновки оборудования в I, II, IV и V отсеках.
На пла было впервые установлена выпускная антенна «Параван», позволявшая принимать радиопередачи в СДВ-диапазоне в подводном положении на глубинах до 160 метров; гидроакустический комплекс «Рубин» был заменен на более совершенный «Рубикон».
Вся конструкторская работа велась под непосредственным руководством Чернышева Г.Н., главный наблюдающий от ВМФ – Отсон В.А., наблюдающие от министерства обороны – капитан 1 ранга Воронов В.Н., а затем капитан 2 ранга Варышев А.Г. . Технический проект пла новой модификации был окончательно завершен в апреле 1966 года и утвержден 15 июля следующего года.
В результате выполненного комплекса мероприятий общая длина корпуса пл увеличилась примерно на 8,8 метра, диаметр прочного корпуса в районе первого отсека и центрального поста – на 0,1 - 0,5 метра, а водоизмещение возросло на 750 м3 по сравнению с базовым проектом. Полная подводная скорость при этом, уменьшилась на 1 узел. Экипаж лодки увеличился почти на треть и достиг 93 человек. Все остальные характеристики пла остались практически без изменений, за исключением постоянно понижавшейся от заказа к заказу шумности.
 


строительство серии



В апреле 1968 года постановлением Совета министров СССР были утверждены основные тактико-технические элементы пла проекта 671 второй модификации. Для строительства серии были выданы заказы на два судостроительных завода – Адмиралтейский завод (затем – Ленинградское Адмиралтейское объединение) в Ленинграде и «Красное Сормово» в городе Горьком.
Головную пла типа проекта 671рт, «К-387», заложили на заводе «Красное Сормово» 2 апреля 1971 года, и вошла в боевой состав флота после подписания приемного акта 30 декабря 1972 года.
Головную пла в серии лодок, строившихся на Ленинградском Адмиралтейском объединении, заложили 28 сентября 1974 года и уже 26 августа следующего года спустили на воду. Через два месяца лодку доставили в Северодвинск, где она успешно прошла заводские, ходовые и государственные испытания. 31 декабря 1975 был подписан приемный акт, после чего «К-495» вошла в состав советского ВМФ.
Строительство пла этого проекта осуществлялось по новой технологии: вместо блочного был внедрен агрегатно-блочный метод постройки. Параллельно с закладкой блоков и изготовлением секций корпуса начиналось формирование агрегатов паротурбинной и паропроизводящей установок. Первая монтировалась на специальную раму, затем созданный агрегат массой около 300 тонн закладывался в отсек. Для этого специалистами заводского конструкторского бюро и ЦНИИ «Сириус» было разработано специальное устройство для заводки агрегата в отсек с помощью гидравлических домкратов через торец блока на специальных роликовых дорожках. Аналогичным образом производилась и закладка агрегата паропроизводящей установки массой около 350 тонн.
Внедрение нового метода позволило сократить стапельный период до 4-6 месяцев и, следовательно, общий цикл постройки пл.
Формирование агрегата паропроизводящей установки, включая и бак железоводной защиты, перенесли в корпус «Д» цеха №12, завершенный как указывалось выше в 1976 году. 
Постройка новой серии атомоходов на Адмиралтейском заводе предшествовали большие проектные работы по созданию нового спускового дока подъемной силой с воды 8000 тонн, а при спуске со стапеля – до 6000 тонн. В качестве его прототипа был выбран проект плавучих доков типа «Двина», строившихся на заводе серийно. Проект нового дока, получивший обозначение «Луга», был разработан специалистами Западного проектно-конструкторского бюро. Док построили на самом Ленинградском Адмиралтейском объединении и сдали в эксплуатацию в 1975 году. Предусмотренная на нем эстакада обеспечивала ускоренный спуск пл на тележках в течение 1 - 1,5 часов. Дополнительно был разработан комплексный план продвижения лодки на док и откачки балласта из дока.
Следует отметить, что была также проведена переработка всего спускового устройства транспортного дока, при помощи которого осуществлялся перевод атомоходов от места постройки на достроечную базу в Северодвинске по Беломорско-Балтийскому каналу.
Всего на двух заводах было построено 7 лодок данного проекта. Размещенный на заводе «Красное Сормово» заказ 805 был аннулирован в связи с подготовкой строительства лодок другого проекта.
 


Материалы страницы предоставлены редакцией журнала «ARMS», подготовлены В. Щербаковым.


источники:

 

        «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы», изд. «Гангут», СПб, 1996 г.
        Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.
  Шмаков Р.А. «Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671рт и 671ртм», альманах «Тайфун» № 8, 2001 г.
        Каталог «Оружие России» т.3: «Корабли и вооружение ВМФ», изд. «Военный парад», Москва, 1996 г.
Справочник Flottenbuch. 1999-2001.
Справочник Jane’s F.S. 2002-2003.
Страницы сайта «Российский Подводный Флот» http://www.submarine.id.ru
Страницы сайта «Federation of American Scientists» www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/671.htm ;
Страницы сайта «Periscope-USNI» www.periscope1.ucq.com/weapons/ships/subs/w0004047.htm ;
Страницы сайта «Warships1» www.warships1.com/RUSssn16_Victor2.htm ;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback


© 2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz