проект 971 «Щука-Б»
 


изображение проекта

 

 


1 - щит мостика, 2 - командирский перископ, 3 - выдвижная штанга проблескового огня, 4 - ПМУ МРКП-58, 5 - ПМУ «Кора», 6 - ПМУ «Анис», 7 - ПМУ «Синтез», 8 - РКП, 9 - ПМУ «Зона».


состав серии
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Примечание
1 К-н-А 501 К-284 Акула 11.11.83
2 К-н-А 502 К-263 Дельфин, Барнаул 09.05.85
3 К-н-А 513 К-322 Кашалот 05.09.86
4 К-н-А 514 К-391 Кит, Братск 23.02.88
5 К-н-А 515 К-331 Нарвал, Магадан 28.12.89
6 К-н-А 516 К-419 Морж, Кузбасс 28.07.91
7 К-н-А 517 К-295 Дракон, Самара 07.11.93 ГВ
8 К-н-А 518 К-152 Нерпа, S-72, Chakra ГВ, 971и
9 К-н-А 519 недостроена
10 К-н-А 520 недостроена
11 К-н-А 521       недостроена
1 СМП 821 К-480 Барс, Ак Барс 22.05.85
2 СМП 822 К-317 Пантера 16.12.86
3 СМП 831 К-461 Волк 14.11.87  
4 СМП 832 К-328 Леопард 26.10.88 КЗ, 971м
5 СМП 833 К-154 Тигр 10.05.89
6 СМП 834 К-157 Вепрь 13.07.90  
7 СМП 835 К-335 Гепард ГВ
8 СМП 836 К-337 Кугуар недостроена
9 СМП 837 К-333 Рысь   недостроена
экипажи: 2, 78, 281, 608, 615, 622, 633


история проектирования


История проектирования.

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения, в июле 1976 года было принято решение создать на базе проекта 945 с титановым корпусом, более дешевую модификацию с корпусом из стали. Поэтому разработка подводной лодки, получившей проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Главный конструктор проекта - Чернышов Г.Н., главный наблюдающий от ВМФ - кап. 2 ранга Богаченко И.П.

Как и корабли проекта 945, новая лодка предназначалась для ведения борьбы с подводными лодками и корабельными группировками противника на морских и океанских ТВД, осуществления минных постановок, ведения разведки и участия в проведении операций специального назначения.

Особенностью нового проекта стало существенное, по сравнению с лучшими показателями лодок 2-го поколения, примерно в пять раз, снижение уровня шумности, который предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок и заделов по другим проектам как конструкторского коллектива СКБ-143, так и и специалистов ЦНИИ им. академика Крылова А.Н.

Технический проект 971 проекта был утвержден 13 сентября 1977 года, но в последующем неоднократно корректировался в связи с необходимостью приблизить технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американского ГАК  AN/BQQ-5 с цифровой обработкой сигнала, а также необходимостью размещения на пл нового оперативно-тактического комплекса крылатых ракет «Гранат». В ходе доработки проекта, завершившейся в 1988 году, новая лодка получила цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3» с протяженной буксируемой антенной и систему управления вооружением, предусматривающей использование крылатых ракет из штатных торпедных аппаратов. Кроме того, в конструкции атомных подводных лодок 971 проекта были использованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация с "разумным уровнем", сосредоточение управление кораблем и оружием на ГКП, применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж, применение аварийной системы порохового продувания ЦГБ, размещение жилых помещений, камбузного и медицинского блока, а также зоны отдыха с сауной в одном отсеке, что позволило существенно улучшить условия обитаемости по сравнению с подводными лодками 2-го поколения.

Корпус.

По своей конструкции лодка продолжает традиционный двухкорпусный архитектурный тип с "лимузинным" ограждением выдвижных устройств и развитым кормовым оперением, на котором размещена гондола буксируемой антенны УПВ-1-3. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/см2 и разделен водонепроницаемыми переборками на 6 обитаемых отсеков с румпельным отделением. Легкий корпус покрыт композитным противорадиолокационным покрытием. При строительстве лодок широко использовался блочный метод. Основное оборудование смонтировано на амортизированных блоках, которые после гидравлических испытаний прочного корпуса задвигались внутрь и ставились на специальные резинокордные пневматические амортизированные фундаменты и ограничители. При монтаже систем использовалась развитая система двухкаскадной амортизации: механизмы и щумоизлучающее оборудование смонтировано на местных амортизаторах, соединение трубопроводов имеют резинокордные проставки, а амортизированные фундаменты блока образуют второй каскад амортизации.

«К-419» «Кузбасс» на замере физических полей в б. Жировая. (2008 г., источник: www.forums.airbase.ru)

«К-154» «Вепрь» на замере физических полей в Мотовском заливе. (12.04.2004 г., предоставил: В. Костриченко)

Энергетическая установка.

Атомная энергетическая установка, унифицированная для лодок 3-го поколения, состоит из парогенерирующего блока типа ОК-650Б с водо-водяным ядерным реактором на тепловых нейтронах с тепловой мощностью 190 МВт и титановыми парогенераторами, и одновальной блочной паротурбинной установки ОК-9ВМ «Сапфир» мощностью на валу 50000 л.с. На линии вала, ступица которого вынесена далеко за кормовое оперение, размещен малошумный семилопастной винт постоянного шага с серповидными лопастями. Электроэнергетическая установка состоит из двух турбогенераторов типа ТМ-3200, дизель-генератора АСДГ-1000, двух групп аккумуляторных батарей, размещенных в 1-м отсеке, а также резервного движительного комплекса в откидных колонках ГАП-300. Двубортная электроэнергетическая сеть с обратимыми и высокочастотными преобразователями, размещенными в 3-м и 4-м отсеке, обеспечивает корабельные потребители силовым питанием частотой 50 Гц и 400 Гц.

Торпедное и ракетное вооружение.

Подводная лодка получил мощное ударное ракето-торпедное вооружение, значительно превосходящее потенциал всех существующих в ВМФ многоцелевых подводных лодок других проектов. В первом отсеке размещаются четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, с традиционным для отечественных подводных лодок носовым двухрядным расположением в верхней части носовой оконечности. Под трубами торпедных аппаратов в межкорпусном пространстве размещена герметичная капсула и выгородка с антенной ГАК. Для погрузки оружия используется торпедопогрузочное устройство, расположенное в носовой нише между торпедными аппаратами и торпедопогрузочный люк большого диаметра.

Торпедо-ракетный комплекс позволяет применять все виды современных торпед, ракето-торпед и мин, стоящих на вооружении ВМФ. Через торпедные 533-мм аппараты осуществляется запуск крылатых ракет комплекса «Гранат». Постановка мин также осуществляется через торпедные аппараты.

Запуск крылатой ракеты комплекса «Гранат» из подводного положения подводной лодкой ТОФ. (2011 г., источник: www.forums.airbase.ru)

 

Радиоэлектронное вооружение.

Комплекс РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации, в состав которого входят носовая и бортовые антенны большой площади, а также буксируемая протяженная антенна. За счет малого уровня собственных помех, дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, пл проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу МНК-200 «Тукан-2». Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

Сопряжение РЭВ, решение различного рода задач по навигации, целеуказанию и применению оружия возложено на БИУС «Омнибус».

Комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами» и буксируемой антенной, позволяет осуществлять связь по всем радиосетям и принимать сигналы боевого управления, находясь в подводном положении.

Штурманское вооружение.

На корабле установлены навигационный комплекс «Симфония» и приборы измерения глубины под килем, скорости движения, а также средства спутниковой навигации.

Обитаемость.

Весь личный состав размещен в комфортабельных каютах, имеющих внутреннюю телефонную сеть и кабельное телевизионное вещание. Для прима пищи и других мероприятий используется офицерская кают-компания и кают-компания старшин. Медицинский блок состоит из амбулатории и изолятора с отдельным гальюном. Всего на пл имеется 5 гальюнов, один из которых расположен в 3-м отсеке. Помывка личного состава проводится в душевых кабинах опресненной водой, имеется сауна. Все жилые помещения расположены во 2-м отсеке.

Строительство серии.

Головная лодка подводная лодка проекта «К-284» была заложена на заводе в гор. Комсомольск-на-Амуре в ноябре 1983 года. Уже в процессе ее испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности «К-284» на 12-15 дБ (т.е. в 4 - 4,5 раза) оказался ниже шумности самой малошумной на то время отечественной лодки предшествующего поколения - 671ртм.

Вторым заводом, продолжившим строительство серии, стало Севмашпредприятие в гор. Северодвинске, где в мае 1985 года была заложена «К-480». Последняя подводная лодка, предназначенная для отечественного ВМФ, вступила в состав флота в ноябре 2001 года.

Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществлялась программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. Так, начиная с зак. 514 для ТОФ и с зак. 822 для СФ, на подводных лодках были установлены в межбортном пространстве в носовой оконечности решетчатые торпедные аппараты для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, заметно улучшены акустические характеристики. Тем самым, фактически была реализована 2-я серия лодок 971 проекта, получившая по классификации НАТО обозначение «Improved Akula».

Северное машиностроительное предприятие, опередив по технологическому заделу завод в Комсомольске-на-Амуре, в 1990 году приступило к строительству 3-й серии лодок 971 проекта (в различных источниках ошибочно обозначаются как проект 971у и 971м), успев построить только плак «Вепрь» и «Гепард», получивших по классификации НАТО обозначение «Akula-II» и «Akula-III» соответственно. Указанные две подводные лодки имеют, главным образом, только внешние различия, поскольку для достройки зак. 834 были использованы конструкции, уже имевшиеся на заводе. Заложенные зак. 836 и зак. 837 («Кугуар» и «Рысь») были разобраны на стапелях, а их корпусные конструкции переданы для строительства лодок 955 проекта. Заложенные на Амурском судостроительном заводе зак. 520 и зак. 521 сняты со строительства в готовности 24% и 12% соответственно и в последующем разделаны на металл.

В январе 2004 года заключен контракт с ВМС Индии на достройку зак. 518 - «К-152» «Нерпа» с глубокой модернизацией по проекту 971и с последующей сдачей в аренду индийским ВМС. Контракт реализован в 2012 году. В индийском флоте пл получила наименование INS S-72 «Chakra».


тактико-технические характеристики
наименование характеристики 1-я и 2-я серия 3-я серия

водоизмещение

надводное (тонн):

8140

8500

подводное (тонн):

10500

12700

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

110,3

112

ширина корпуса наибольшая (м.):

13,6

13,6

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

9,68

запас плавучести (%):

28,5

глубина погружения

рабочая (м.):

480

предельная (м.):

600

скорость хода

надводная (узл.):

10

подводная (узл.):

34

под РДК (узл.):

4,5

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

100

экипаж, общая численность (чел.)

73

76

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.)

33

33

торпедное вооружение

533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

650-мм торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.)

40


 

модификации проекта

Модернизации серии с изменением номера проекта.

В процессе эксплуатации лодки 971 проекта неоднократно подвергались разного рода модернизациям и без изменения номера проекта. Но в последующем при глубокой модернизации были реализованы:
971и - модернизация серийной пл для передачи в аренду ВМС Индии;
 

INS S-72 «Chakra» в Индийском океане. (04.2012 г., источник Indian Navy)

971м - глубокая модернизация с использованием технологического задела для лодок 4-го поколения.


дополнительно:

Фотоархив проекта 971 и модификаций


источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;

Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2009 - 2012 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2012 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru


  Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

 

Реклама

Сайт управляется системой uCoz