миноносец № 113, № 150
Дельфин

тип «Дельфин»


историческая справка



1901 год 5 июля
заложена на вновь оборудованном стапеле Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как первая боевая подводная лодка России, первоначально именовалась «Миноносец № 113»;

1902 год
назначенная команда из двух офицеров и восьми матросов, подбором которой занимался лично Беклемишев М.Н., зачислена в состав 8-го флотского экипажа;

1902 год 14 сентября
зачислена в списки судов Балтийского флота под наименованием «Миноносец № 150»;

1902 год 30 сентября
на пл назначен командир - кап. 2 ранга Беклемишев М.Н. и его помощник - л-т Гадд А.О.;

1903 год май
спущена на воду;

1903 год 8 июня
начало ходовых испытаний, первый заводской выход в акваторию Финского залива;

1903 год 21 июля
завершение первого этапа испытаний;

1903 год июль - август
второй этап испытаний;

1903 год 16 августа
в день спуска на Балтийском заводе эскадренного броненосца «Слава» и яхты «Александрия», пл показана Императору Николаю Второму;

1903 год 20 августа
демонстрация возможностей пл высочайшим особам на Кронштадском рейде;
 

the greater size

Миноносец № 150 швартуется к пирсу перед Высочайшим смотром Императором Николаем Вторым, крайний справа - командир кап. 2 ранга Беклемишев М.Н., август 1903 года;

фотография из книги: Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», Санкт-Петербург, 2000 г;


1903 год 7 октября
приказом по Морскому ведомству № 176 «Миноносец № 150» зачислен в III ранг судов и причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота;

1903 год 14 октября
окончание ходовых испытаний, корабль окончил компанию и был поставлен на клетки на Балтийском заводе;

1903 год с осени до весны 1904 года
устранение выявленных недостатков и доработка на Балтийском заводе, в ходе которых установлен новый гребной винт с поворотными лопастями, увеличена площадь горизонтальных рулей с изменением формы носовой оконечности, увеличена высота рубки, установлен подводный гальюн, оформлен заказ на второй перископ;

1904 год 31 мая
Высочайшим Указом присвоено наименование «Дельфин»;

1904 год 6 июня
зачислена в компанию как учебный корабль;

1904 год с 6 по 16 июня
произвела несколько учебных погружений в акватории Невы, имея на борту от 30 до 45 человек, с целью приучить личный состав к обстановке подводного плавания;

1904 год 16 июня
на подводной лодке по плану производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Оставшийся за командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 34 человека нижних чинов должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 метров. Поскольку в конструкции «Дельфина» имелись недоработки, то при погружении воздух, вытесняемый из цистерн внутрь корпуса, стравливался через рубочный люк. Для этого в момент погружения командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее задраивать. В 09.30 после команды «наполнить цистерны» Черкасов опоздал с задраиванием люка, так как не учел, что корабль перегружен. Из-за его ошибки миноносец ушел под воду с незакрытым люком и затонул. Наверх успели выскочить три матроса, а четвертый был прижат крышкой к комингсу, застрял и погиб, при этом через щель около 80 мм. внутрь лодки поступала вода. Попытка продуть цистерны не имела успеха, так как лодка уже почти полностью заполнилась водой. Приоткрыв крышку и убрав тело погибшего, удалось закрыть люк. Оставшаяся воздушная подушка составила около трети метра. 2 офицера и 7 человек команды сумели открыть люк и выброситься из лодки. Л-т Черкасов и 24 нижних чина погибли. Проводившимся следствием было установлено, что л-т Черкасов имел возможность спастись, но отказался, его тело было найдено в носовой оконечности, также следствием было определено, что нижние чины прежде чем спасаться самим, содействовали спасению офицеров. Все спасенные матросы впоследствии изъявили желание продолжить службу в подплаве;

1904 год 18 июня
к затонувшему кораблю был подведен портовый кран, и лодка была поднята. Во время подъема произошло два взрыва гремучей смеси. Погибшие подводники были похоронены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга;

1904 год с июня по август
аварийный ремонт и доработка пл на Балтийском заводе;

1904 год сентябрь - октябрь
послеремонтные испытания на Кронштадском рейде и в Финском заливе;

1904 года 18 октября
после испытаний и учебной стрельбы минами пл перешла к стенке Балтийского завода для непосредственной подготовке к перевозке на Дальний Восток для действий против Японии;

1904 год ноябрь
установлена на клети в ожидании погрузки;

1904 год 15 ноября
отправлена по железной дороге во Владивосток;

1904 год 11 декабря
вместе с транспортером переправлена на пароме через Байкал;

1904 год 23 декабря
эшелон благополучно прибыл во Владивосток;

1905 год 1 января
зачислена во вновь сформированный Отдельный отряд миноносцев Крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд;

1905 год 14 января
спущена на воду для производства сборочных и наладочных работ;

1905 год 12 февраля
первое пробное погружение в полынье бухты;

1905 год 14 февраля
как только позволила ледовая обстановка, совместно с пл «Сом» совершила несколько испытательных выходов под командованием л-та Завойко Г.С. в районе пролива Босфор Восточный, бухты Патрокл и о-ва Скрыплева, при этом ей пришлось преодолевать участки сплошного ледяного поля, которые она не могла форсировать самостоятельно по причине низко расположенных аппаратов Джевецкого и вынуждена была дожидаться помощи транспорта «Камчадал»;

1905 год 21 февраля
впервые вышла в боевой поход совместно с пл «Сом» на поиск японских кораблей, но дойдя до мыса Гамова, была возвращена во Владивосток, так как донесение о противнике оказалось ложным;

1905 год с 13 по 16 марта
несла позиционную службу в районе о-ва Аскольд;

1905 год 21 марта
выход к острову Рейнеке для изучения театра;

1905 год с 28 марта по 4 мая
совершила несколько выходов по близлежащим бухтам с целью поиска неприятеля, но встреч с противником не имела;

1905 год 4 мая
при возвращении из бухты Гайдамак во Владивосток обнаружена неисправность привода вертикального руля;

1905 год 5 мая
для устранения возникшей неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были сданы торпеды и началась подготовка к ремонту привода, для чего перекачали топливо и вскрыли горловины цистерн. Экипаж удалили с корабля и начали вентилирование переносными вентиляторами. На борту остались машинный квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10.20 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев, поскольку он хотел перейти на службу к подводникам, и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это обстоятельство оказалось роковым. Они оба спустились внутрь, а через 20 секунд произошел взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым, а через 2-3 минуты последовал второй взрыв, после которого корабль затонул. И хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Корабль погрузился кормой вперед в воду на глубину 13-14 метров. Впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения. При подъеме корабля произошел взрыв гремучих газов, после чего корабль опять притопили, а при следующих подъемах 10, 11 и 12 мая взрывы повторились еще 5 раз. После разгазовки батарей лодка вытащена на берег и поставлена в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались достаточно серьезными, что потребовало капитального ремонта;
 

the greater size

«Дельфин» после аварии, май 1905 года;

фотография из книги: Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», Санкт-Петербург, 2000 г;


1905 год 11 июня
перечислен в состав Сибирского флотского экипажа;

1905 год 8 октября
окончание капитального ремонта;

1905 год с октября по февраль 1906 года
зимовка в порту Владивостока у блокшива «Абрек»;

1906 год 6 марта (19 марта по нов. ст.)
Высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок;

1906 год июнь
совместно с другими пл перебазирована в бухту Новик на острове Русский. По причине нехватки офицеров и нижних чинов на пл проводилась тренировка команд с других подводных лодок;

1907 год осень
проводила тренировки в Славянском заливе;

1907 год зима
поставлена в текущий ремонт. Помимо работ по ремонту изношенных механизмов, потребовалась переделка надстройки, изменение масляной системы и изготовление нового газоотвода;

1908 год 2 сентября
проведены маневры с участием подводных лодок, «Дельфин» удачно атаковала крейсер у мыса Бартнева острова Путятин;

1908 год ноябрь
перешла во Владивосток, выгрузила батареи и поставлена в капитальный ремонт на Механическом заводе Владивостокского военного порта;

1908 год с ноября по май 1909 года
закончена переделка надстройки, сменена деревянная обшивка корпуса, произведен ремонт бензомотора и замена части электропроводки;

1909 год май
После докования совершила испытательный переход в бухту Житков а и обратно, после чего последовали минные стрельбы в бухте Улисс, поход вокруг островов Рейнеке и Рикорда;

1909 год июль
в конце июля временно перебазирована в бухту Разбойник, откуда проводила тренировочные походы вдоль побережья;

1909 год октябрь
возвратилась во Владивосток;

1909 год ноябрь
после нескольких походов по бухтам острова Русский и Славянского залива, выгрузила батарею;

1909 год 2 декабря
поднята на плавучий док для зимовки и проведения ежегодного зимнего ремонта;

1910 год 1 января
Отдельный отряд преобразован в Дивизион подводных лодок Тихого океана;

1910 год апрель
получена новая батарея на замену старой, прослужившей с 1902 года;

1910 год май
окончен ремонт;

1910 год июнь
начала компанию и временно перебазирована в бухту Разбойник;

1910 год лето
произвела в общей сложности 43 минных выстрела из погруженного положения;

1910 год сентябрь
отработка совместно с другими пл учебных атак по крейсеру «Аскольд» в проливе Стрелок;

1910 год 19 сентября
возвратилась во Владивосток и после выхода в Славянский залив перешла к месту зимней стоянки в порт;

1910 год ноябрь
после выгрузки батарей поднята на берег и установлена на блоках для зимовки и ремонта;

1911 год апрель
в начале апреля закончен текущий ремонт;

1911 год с апрель по май
проведены послеремонтные испытания и первые тренировочные выходы в Амурский залив;

1911 год 8 мая
временно перебазирована в бухту Разбойник;

1911 год 28 июня
после приема полного запаса топлива в лодке появился запах бензина. Провентилировав лодку и промыв трюм, старшина Старовойтов спускаясь к трюмной помпе с лампой без защитного колпака, вызвал пожар. Батарею успели закрыть мокрым брезентом, лодку загерметизировали. Огонь погас, ничего существенного не повредив;

1911 год август
перешла во Владивосток;

1911 год октябрь
выгрузила батареи и была поставлена для зимней стоянки и ремонта в док;

1912 год апрель
в начале апреля закончила ремонт и в середине месяца временно перебазирована с другими пл в бухту Разбойник;

1912 год лето
на тренировках совершала учебные атаки на приданные дивизиону суда. Некоторые атаки выполняла в полностью подводном положении, используя установленный на лодке гироскоп. За время походов был замечен большой расход масла, что указывало на сильную изношенность мотора;

1912 год сентябрь
совместно с другими пл дивизиона участвовала в маневрах Сибирской флотилии;

1912 с ноября по июнь 1913 года
зимовка и ежегодный текущий ремонт. Для выгрузки валов бензомотора и электродвигателя демонтирована рубка. В крышке рубки врезаны ниппели для аварийной подачи воздуха от водолаза, а рубку связали с машинным отделением звонковым телеграфом;

1913 год июнь
спущена на воду после окончания ремонта;

1913 год август
в начале августа вступила в кампанию и вскоре временно перебазирована в бухту Разбойник;

1913 год 7 августа
участвовала в маневрах Сибирской флотилии. При попытке атаки условного противника в заливе Восток вышел из строя гирокомпас и потерявшей управление пл пришлось всплыть, после чего было засчитано «потопление» кораблями условного противника;

1913 год октябрь
вернулась во Владивосток, практиковалась в Славянском заливе;

1913 год с ноября по май 1914 года
зимовка и ежегодный текущий ремонт, а время которого на пл установили нактоуз с компасом рядом с выносным штурвалом вертикального руля и изменили проводку вентиляционных труб, убрав высокий воздухозаборник;

1914 год май
вступила в кампанию;

1914 год июнь
временно перебазирована в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки;

1914 год 20 июля
после объявления военного положения перешла вместе с другими пл во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год лето - осень
учебные минные стрельбы в бухтах Житкова, Новик и Разбойник;

1914 год ноябрь
пл встала в ремонт на плаву у Механических мастерских Владивостокского порта;

1914 год 9 декабря
во время зарядки аккумуляторов с транспорта «Ксения» произошел взрыв газов, причиной которого посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку. Пострадала большая часть аккумуляторов, а вахтенный электрик Сивалев А. получил легкие ожоги лица;

1915 год январь
в штат команды добавили двух кондукторов, в итоге численность экипажа стала 22 человека;

1915 год весна
во время ремонта переделана вентиляция балластных цистерн;

1915 год лето
испытания и продолжение боевой подготовки с минными стрельбами у острова Путятин и в Славянском заливе;

1915 год с ноября по март 1916 года
зимовка в доке во Владивостокском порту;

1916 год 17 марта
получен приказ об отправке в Архангельск с дальнейшим следованием в Александровск;

1916 год март
выведена из дока, начата подготовка к транспортировке;

1916 год 30 апреля
полностью подготовлена к транспортировке;

1916 год 23 мая
отправлена на транспортере по железной дороге в Котлас, хотя первоначально планировалось в Вологду;

1916 год 20 июня
прибыла в Котлас, погружена на баржи и отправлена по Северной Двине в Архангельск;

1916 год 25 июня
прибыла в Архангельск, где была произведена сборка корпусных конструкций, сборку механизмов планировалось производить в Александровске;

1916 год 30 июня
включена в состав судов дивизиона подводных лодок особого назначения, созданный для защиты Кольского залива в Александровске. Кроме «Дельфина» в этот отряд планировалось зачислить подводные лодки № 1 и № 2, а также пл «Святой Георгий»;

1916 год 22 июля
на буксире парохода «Сума» под конвоем ледокола «Вайгач» отправлена в Александровск;

1916 год август
прибыла в Александровск;

1916 год 16 сентября
после шторма оказались поврежденными носовые и средние горизонтальные рули, ремонт занял несколько дней;

1916 год 8 октября
в составе дивизиона подводных лодок перечислена в состав флотилии Северного Ледовитого океана;

1916 год с сентября по март 1917 года
произведена сборка механизмов и ремонт. Длительные сроки обусловлены ожиданием прибытия ошибочно отправленного оборудования и замены компрессора. К началу весны приведена в боеспособное состояние;

1917 год 26 апреля
в ночь на 26 апреля года пл «Дельфин», стоявшая рядом с подводной лодкой № 1, была сильно повреждена штормом. Поскольку экипаж занимался приведением в порядок других кораблей, службу обеспечивал экипаж плавбазы «Ксения». Вахтенный «Ксении» заметил поступление воды после 6 часов утра, когда лодка № 1 уже осела в воде. «Дельфин» тоже принимал воду так как и ударами о подводную лодку № 1 расшатало сальники рулей. «Дельфин» удалось удержать на плаву, а подводная лодка № 1 затонула у берега на мелководье;

1917 год 28 апреля
командующий флотилией Северного Ледовитого океана обратился в Морской Генеральный штаб с предложением признать обе лодки окончательно непригодными, но в ответ поступило указание использовать их для обучения команд лодок типа АГ;

1917 год 10 августа
учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, приказом Морского Министра предписывалось лодки сдать к порту на хранение. В этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона;

1917 год 23 августа
исключена из списков судов флотилии Северного Ледовитого океана;

1924 год (примерно)
передана Госсудоподъему, затем - Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон;

1932 год 16 марта
решением Совета труда и Обороны при Совнаркоме СССР исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей «Рудметаллторгу» для разделки на металл;
 


экипаж подводной лодки


командиры:
 

1. Беклемишев 3-й М.Н.(30.09.1902 - 03.09.1904);
2. Черкасов А.Н. (врид, 16.06.1906);
3.        фон Липгарт Р.Э. (03.09 - 15.10.1904);
4. Завойко Г.С. (15.10.1904 - 10.03.1906);
5. Желтухин Н.Ф. (10.12.1905 - 01.03.1906);
6. Петров С.Н. (врид; 01.03.1906 - 03.10.1906);
7. Домерщиков М.М. (1906 - 02.1907);
8. Дудкин 1-й В.Ф. (02.1907 - 02.05.1910);
9. Проффен Е.Е. (15.03.1910 - 22.04.1913);
10. Игнатов Н.А. (врид, 04.1913 - 11.1913);
11. Леман 2-й Н.М. (18.11.1913 - 13.07.1915);
12. фон Дрейер Д.А. (врид; 27.01.1915 - 01.01.1916);
13. Ломан 5-й М.В. (04.04.1916 - 08.1917);

источники:

 

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003 г.;
Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;
Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», Санкт-Петербург, 2000 г.;
Реданский В.Г «Во льдах и подо льдами», изд. «Вече», Москва, 2004 г.;
Тарас А.Е. «История подводных лодок (1624 - 1904)», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)»,  изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;
Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;
Шолох Е. «Рим спасли гуси, а Владивосток – подводные лодки», использованы страницы сайта «Конкурент.Ru» http://www.konkurent.ru;
Справочник «Русские подводные лодки 1834 – 1923 гг.», т.1, ч.1, изд. ЦКБ «Рубин», СПб, 1994 г.;
Страницы сайта «Музей Морского Флота» http://win.www.morflot.tsi.ru

Благодарим В. Резвушкина предоставившего дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback


© 2003-2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz