М-401, КБП-26, УТС-66
тип «М», проект 95, заводской номер 135


историческая справка



1939 год 16 ноября
заложена на эллинге судостроительного завода № 196
«Судомех» в гор. Ленинграде как специальная подводная лодка с единым двигателем;

1941 год 31 мая (по другим данным 1941 год 1 июля)
спущена на воду;

1941 год 1 августа
погружена на баржу, и по Волго-Балтийскому каналу отправлена в гор. Горький на судостроительный завод № 112;

1941 год ноября
на буксире переведена в гор. Баку для проведения испытаний;

1941 год ноябрь
начаты комплексные испытания в акватории Каспийского моря. В ходе испытаний при работе энергоустановки по замкнутому циклу произошло несколько локальных взрывов газовой среды, приводивших к пожарам в дизельных отсеках;

1942 год 23 ноября
во время заводских ходовых испытаний произошла самая тяжелая авария, когда пл в течении нескольких часов находилась в подводном положении для замера скоростей на полной мощности установки, главные двигатели работали по замкнутому циклу. В 14. 27 оператор на пульте управления энергоустановкой обнаружил, что дистанционно управляемый клапан на расходном кислородном трубопроводе заклинило в открытом положении, давление в носовом дизельном отсеке стало быстро расти, а цвет газовой среды становился голубоватым. Об этом сразу же было доложено командиру электромеханической боевой части Кузьминскому Ю.Н.  и командиру лодки Шейхатовичу М.И., в центральном посту было принято решение всплывать в надводное положение. В это же время автор проекта энергоустановки Дмитриевский В.С. и оператор пульта управления конструктор Иссерлис Н.С.через иллюминатор на переборке увидели пожар в носовом дизельном отсеке. Дмитриевский В.С.без разрешения командования лодки, создавая при этом большую опасность для всего личного состава, самовольно отдраил дверь и вошел в аварийный отсек. Через несколько секунд он выскочил оттуда в горящей одежде, которую погасили моряки, находившиеся в центральном посту. Пожар в дизельном отсеке продолжался. Дмитриевский, по-видимому, опасаясь повышения давления от нагрева в кислородной цистерне и соответственно в дизельном отсеке, самовольно открыл клапан на трубопроводе стравливания кислорода в центральный пост. Одежда на нем снова вспыхнула, одновременно загорелась одежда и на присутствующих в отсеке Иссерлисе Н.С., Кузьминском Ю.Н., Зимине и других. Все они получили небольшие ожоги. После всплытия лодки оператор пульта управления перекрыл клапан подачи кислорода в центральный пост и открыл клапан стравливания его за борт. Тлевшую на людях одежду погасили, но пожар во 2-м и 3-м отсеках все еще продолжался. Горели электрические кабели, краска и другое оборудование, возникла большая задымленность. Командир приказал личному составу покинуть лодку и перейти на обеспечивающий тральщик. Личному составу 1-го отсека пройти через центральный пост, охваченный огнем, не удалось, поэтому им пришлось задраить дверь и остаться в своем отсеке. В радиорубке находился обгоревший и потерявший сознание радист, которого впоследствии смогли вынести наверх и оказать медицинскую помощь. Затем вывели личный состав 1-го отсека и вынесли боеприпас для 45-мм орудия. Дмитриевского В.С., получившего очень тяжелые ожоги и потерявшего сознание, спасти не удалось. Борьбу за живучесть лодки продолжал вести Кузьминский Ю.Н., находившийся в изолирующем дыхательном аппарате. Во время пожара в центральном посту обгорела краска и изоляция корпусных конструкций и устройств, сгорели резиновые детали, электрокабели и другое оборудование; в 3-м отсеке прогорел всасывающий коллектор главного двигателя, сгорели дюритовые соединения на газопроводе у газового охладителя, обгорели амортизаторы дизелей и часть сальников, сгорела изоляция электропроводки, краска и другие горючие материалы. После аварии ремонтные работы по восстановлению подводной лодки, из-за отсутствия запасных частей, приборов, необходимых материалов, слабой производственной базы мастерских и ввиду тяжелой обстановке военного времени, затянулись. Органы НКВД начали расследование причин катастрофы, постоянно проводя допросы личного состава пл, судостроителей и сотрудников ОКБ;

1942 год 23 ноября
зачислена в списочный состав ВМФ, но продолжала находиться в подчинении Наркомата судостроительной промышленности для использования в качестве опытовой подводной лодки с единым двигателем;

1944 год 31 октября
окончание швартовых испытаний;

1945 год с мая по июнь
ходовые испытания;

1945 год 10 июня
окончание ходовых испытаний;

1945 год с июня по декабрь
выполнена программа Государственных испытаний. Всего с момента постройки «М-401» совершила 74 выхода в море, 68 погружений, прошла 2800 миль, из них 360 миль под водой под дизелями, работающими по замкнутому циклу;

1946 год
принята в состав ВМФ;

1946 год
по железной дороге доставлена в гор. Ленинград на судостроительный завод № 196 «Судомех», где был произведен текущий ремонт механизмов и корпуса;

1949 год 12 января
переклассифицирована в малую подводную лодку. В дальнейшем пл использовалась для проведения различных испытаний новой техники. Так, например, на ней испытывался трубопровод новой конструкции для выхлопных газов дизелей, проверялись в работе опытные постояннодействующие газоанализаторы кислорода, разработанные в Ленинградском технологическом институте, опробовались средства снижения шума от работы энергоустановки и др.;
 

the greater size 640x480

опытовая пл «М-401»,

 

фото из экспозиции музея ОАО «Адмиралтейские верфи»;


1953 год 27 января
переформирована в кабинет боевой подготовки, присвоен номер «КБП-26», передана в состав КВМК и поставлена в Зимней гавани Кронштадта на прикол;

1957 год 25 февраля
переформирована в учебно-тренировочную станцию, присвоен номер «УТС-66»;

1959 год 18 апреля
исключена из списков кораблей ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации;

1959 год 1 октября
расформирован экипаж, а корпус пл впоследствии на Ленинградской базе «Главвторчермета» в Угольной гавани разделан на металл;
 



командиры:
(войсковая часть ..?..)

 

1.        Шейхатович М.И. (..?..)

источники:

 

1.        Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
2. Баданин В.А. «Подводные лодки с единым двигателем», издательство «Гангут», Санкт-Петербург, 1998 г.;
3. Широкорад А.П. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», издательство «Харвест», Минск, 2002 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2003 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz