историческая справка
1937 год 15 октября заложена на заводе № 198 имени А. Марти в гор. Николаеве;
1939 год 27 апреля спущена на воду;
1940 год 19 июня вступила в строй;
1940 год 25 июня подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ;
1941 год 22 июня войну встретила в составе 2 дивизиона 1 бригады пл в Севастополе, где проходила гарантийный ремонт;
1941 год 15 июля вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Павленко С.К. для несения дозора в р-н юго-западнее мыса Сарыч на позицию № 2. Bстреч с кораблями противника не имела и 5 августа вернулась в Севастополь;
1941 год 25 августа в 16.25 вышла во второй боевой поход в р-н мыса Эмине на позицию № 13, которую заняла 27 августа и патрулировала там по 6 сентября;
1941 год 28 августа в ночь на 29 августа высадила разведгруппу из 9 человек болгарских патриотов в р-не устья реки Камчия;
1941 год 31 августа при попытке атаковать конвой, состоящего из сухогруза в охранении двух СКА, демаскировала себя, в результате чего была обнаружена болгарским гидросамолетом, который обстрелял пл из пулеметов и сбросил бомбы;
1941 год 5 сентября в ночь на 6 сентября пл во время зарядки АБ визуально обнаружила дымы конвоя, командир принял решение атаовать из надводного положения, приказал застопорить дизеля и объявил боевую тревогу. По этой команде вахтенный в ЦП старшина команды мотористов ст. 1 ст. Резник Н.Г. ошибочно открыл кингстоны ЦГБ, пл пошла на погружение, командир поздно это заметил и приказал всплывать, но когда вода стала заливать мостик, командир спрыгнул в люк и задраил его за собой, оставив на верху вахтенного офицера л-та Сливко Т.Ф., ст. 2 ст. Светленко Ф.С., ст. 2 ст. Вайнера И.И. и краснофлотца Горбачева П.К. Через полторы минуты пл продула ЦГБ и всплыла в позиционное положение, однако на поверхности воды никого не обнаружила, последующие поиски не увенчались успехом, после чего пл начала движение в Севастополь, куда прибыла в 11.50 8 сентября;
1941 год 10 октября вышла в третий боевой поход в р-н мыса Эмине на позицию № 22, которую заняла утром 12 октября;
1941 год 16 октября утром не смогла атаковать румынский минзаг «Дачия», осуществлявший постановку заграждения S-18 из-за большой дистанции. Вечером 17 октября начала возвращение в Севастополь, куда прибыла 19 октября;
1941 год 18 ноября в 18.35 вышла в р-н Ялты для обстрела войск противника. Вечером 19 ноября обстреляла город, израсходовав 113 100-мм снарядов, 350 12,7-мм и 250 7,62-мм патронов, и в 01.50 20 ноября прибыла в Поти;
1941 год с 25 по 26 ноября выполнила переход в Туапсе;
1942 год с января по февраль текущий ремонт, с 8 по 24 февраля находилась в доке;
1942 год 7 марта в 04.00 вышла в р-н мыса Kypу-бурну на позицию № 37, куда прибыла 9 марта. Встреч с кораблями противника не имела и 23 марта начала возвращение в Поти, куда прибыла в 13.26 25 марта;
1942 год с 28 по 29 мая выполнила переход в Новороссийск, для принятия участия в снабжении осажденного Севастополя;
1942 год с 30 по 1 июня выполнила первый транспортный поход: с 15.25 по 13.15 31 мая переход в Севастополь, с 21.30 31 мая по 14.40 1 июня возвращение в Новороссийск;
1942 год с 2 по 6 июня выполнила второй транспортный поход: с 16.30 2 июня по 19.45 3 июня переход в Севастополь, с 00.30 по 18.30 4 июня возвращение в Новороссийск и с 5 по 6 июня переход в Туапсе;
1942 год с 6 по 9 июня выполнила третий транспортный поход: с 13.30 6 июня по 22.35 8 июня переход в Севастополь, с 03.30 по 22.57 9 июня возвращение в Новороссийск;
1942 год с 10 по 12 июня выполнила четвертый транспортный поход: с 17.10 10 июня по 21.00 11 июня переход в Севастополь, с ок. 00.00 по 19.05 12 июня перешла в Туапсе;
1942 год с 14 по 16 июня выполнила пятый транспортный поход: с 15.30 14 июня по 20.40 15 июня переход в Севастополь, на переходе в 12.26 15 июня на широте 43˚ 40’ сш. и ок. 33˚ 45’ вд. безрезультатно атакована итальянской сверхмалой пл «CB 3», утро-вечер 16 июня возвращение в Новороссийск;
1942 год с 18 по 20 июня выполнила шестой транспортный поход: с 12.10 18 июня по 21.20 19 июня переход в Севастополь, с 01.50 по 21.00 20 июня возвращение в Туапсе;
1942 год с 22 по 24 июня выполнила седьмой транспортный поход: с 11.25 22 июня по 21.30 23 июня переход в Севастополь, с 04.00 по 21.30 24 июня возвращение в Новороссийск. Всего за период с 30 мая по 24 июня выполнила 7 успешных транспортных походов в Севастополь, перевезено 320 т. боеприпасов, 80 т. продовольствия, 80 т. бензина, в обратном направлении вывезла 140 человек;
1942 год 26 июня в 09.18 вышла в восьмой транспортный поход, имея на борту 40 т. боеприпасов и 30 т. бензина, после прохода постов НиС на связь не выходила и ни в одну из баз не прибыла. Возможные причины гибели: атака самолета противника 26 июня юго-западнее Ялты, по зарубежным данным, в 17.50 26 июня в точке 44° 12' сш. и 33° 48' вд. потоплена бомбардировщиком типа Не-111 из состава 2/KG 100. Также возможен взрыв перевозимого груза, подрыв на плавающей мине, авария по вине личного состава или технической неисправности. На пл погибло 55 членов экипажа;
1942 год 11 июля исключена из состава ВМФ. По некоторым данным, обнаружена на дне юго-западнее Ялты;
За время пребывания в составе ВМФ пл совершила 6 боевых и 7 транспортных походов. В честь «С-32», а также «Щ-214», эскадренного миноносца «Безупречный», санитарных транспортов «Белосток» и «Сванетия», других кораблей и судов, погибших при доставке грузов в осажденный Севастополь в 1941 - 1942 гг. для отдания воинских почестей установлено памятное место в точке с координатами 44˚ 15’ сш., 36˚ 00’ вд.
командиры: (войсковая часть ..?..)
1. Павленко Стефан Климентьевич (05.1940 – 26.06.1942);
список источников:
1. Бережной С.С. «Подводные лодки ВМФ СССР и России», рукопись; 2. Доценко В.Д. «Флот. Война. Победа», издательство «Судостроение», СПб, 1995 г.; 3. Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.; 4. Морозов М.Э, Балакин С.А.. «Подводные лодки типа «С», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор», Москва, 2002 г.. Использованы страницы сайта «История мировых войн» http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm; 5. Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.; 6. Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.; 7. «Прорывы в Севастополь, каждый из них - подвиг». Сборник боевых эпизодов под общей редакцией вице-адм. Коковина В.А. «Инженеры-механики флота в Великой Отечественной войне», выпуск второй, издательство ВВМИУ им. В.И. Ленина, Санкт-Петербург, 1992 г.; 8. Страницы сайта «Великая Отечественная - под водой» http://town.ural.ru/ship/ship/s32.php3; Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru
|