С-32

тип «С» IX-бис серии, заводской номер 348


историческая справка


  

1937 год 15 октября

заложена на заводе № 198 имени А. Марти в гор. Николаеве;

 

1939 год 27 апреля

спущена на воду;

 

1940 год 19 июня

вступила в строй;

 

1940 год 25 июня

подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ;

 

the greater size 640x480

  

 

пл «C-32» в Севастопольской бухте, июль 1940 года,

 

фотографию предоставил М. Морозов;

  

 

1941 год 22 июня

войну встретила в составе 2 дивизиона 1 бригады пл в Севастополе, где проходила гарантийный ремонт;

 

1941 год 15 июля

вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Павленко С.К. для несения дозора в р-н юго-западнее мыса Сарыч на позицию № 2. Bстреч с кораблями противника не имела и 5 августа вернулась в Севастополь;

 

1941 год 25 августа

в 16.25 вышла во второй боевой поход в р-н мыса Эмине на позицию № 13, которую заняла 27 августа и патрулировала там по 6 сентября;

 

1941 год 28 августа

в ночь на 29 августа высадила разведгруппу из 9 человек болгарских патриотов в р-не устья реки Камчия;

 

1941 год 31 августа

при попытке атаковать конвой, состоящего из сухогруза в охранении двух СКА, демаскировала себя, в результате чего была обнаружена болгарским гидросамолетом, который обстрелял пл из пулеметов и сбросил бомбы;

 

1941 год 5 сентября

в ночь на 6 сентября пл во время зарядки АБ визуально обнаружила дымы конвоя, командир принял решение атаовать из надводного положения, приказал застопорить дизеля и объявил боевую тревогу. По этой команде вахтенный в ЦП старшина команды мотористов ст. 1 ст. Резник Н.Г. ошибочно открыл кингстоны ЦГБ, пл пошла на погружение, командир поздно это заметил и приказал всплывать, но когда вода стала заливать мостик, командир спрыгнул в люк и задраил его за собой, оставив на верху вахтенного офицера л-та Сливко Т.Ф., ст. 2 ст. Светленко Ф.С., ст. 2 ст. Вайнера И.И. и краснофлотца Горбачева П.К. Через полторы минуты пл продула ЦГБ и всплыла в позиционное положение, однако на поверхности воды никого не обнаружила, последующие поиски не увенчались успехом, после чего пл начала движение в Севастополь, куда прибыла в 11.50 8 сентября;

 

1941 год 10 октября

вышла в третий боевой поход в р-н мыса Эмине на позицию № 22, которую заняла утром 12 октября;

 

1941 год 16 октября

утром не смогла атаковать румынский минзаг «Дачия», осуществлявший постановку заграждения S-18 из-за большой дистанции. Вечером 17 октября начала возвращение в Севастополь, куда прибыла 19 октября;

 

1941 год 18 ноября

в 18.35 вышла в р-н Ялты для обстрела войск противника. Вечером 19 ноября обстреляла город, израсходовав 113 100-мм снарядов, 350 12,7-мм и 250 7,62-мм патронов, и в 01.50 20 ноября прибыла в Поти;

 

1941 год с 25 по 26 ноября

выполнила переход в Туапсе;

 

the greater size 640x480

  

 

пл «C-32» в Туапсе, зима 1942 года,

 

фотографию предоставил М. Морозов;

  

 

1942 год с января по февраль

текущий ремонт, с 8 по 24 февраля находилась в доке;

 

1942 год 7 марта

в 04.00 вышла в р-н мыса Kypу-бурну на позицию № 37, куда прибыла 9 марта. Встреч с кораблями противника не имела и 23 марта начала возвращение в Поти, куда прибыла в 13.26 25 марта;

 

1942 год с 28 по 29 мая

выполнила переход в Новороссийск, для принятия участия в снабжении осажденного Севастополя;

 

1942 год с 30 по 1 июня

выполнила первый транспортный поход: с 15.25 по 13.15 31 мая переход в Севастополь, с 21.30 31 мая по 14.40 1 июня возвращение в Новороссийск;

 

1942 год с 2 по 6 июня

выполнила второй транспортный поход: с 16.30 2 июня по 19.45 3 июня переход в Севастополь, с 00.30 по 18.30 4 июня возвращение в Новороссийск и с 5 по 6 июня переход в Туапсе;

 

1942 год с 6 по 9 июня

выполнила третий транспортный поход: с 13.30 6 июня по 22.35 8 июня переход в Севастополь, с 03.30 по 22.57 9 июня возвращение в Новороссийск;

 

1942 год с 10 по 12 июня

выполнила четвертый транспортный поход: с 17.10 10 июня по 21.00 11 июня переход в Севастополь, с ок. 00.00 по 19.05 12 июня перешла в Туапсе;

 

1942 год  с 14 по 16 июня

выполнила пятый транспортный поход: с 15.30 14 июня по 20.40 15 июня переход в Севастополь, на переходе в 12.26 15 июня на широте 43˚ 40’ сш. и ок. 33˚ 45’ вд. безрезультатно атакована итальянской сверхмалой пл «CB 3», утро-вечер 16 июня возвращение в Новороссийск;

 

1942 год с 18 по 20 июня

выполнила шестой транспортный поход: с 12.10 18 июня по 21.20 19 июня переход в Севастополь, с 01.50 по 21.00 20 июня возвращение в Туапсе;

 

1942 год с 22 по 24 июня

выполнила седьмой транспортный поход: с 11.25 22 июня по 21.30 23 июня переход в Севастополь, с 04.00 по 21.30 24 июня возвращение в Новороссийск. Всего за период с 30 мая по 24 июня выполнила 7 успешных  транспортных походов в Севастополь, перевезено 320 т. боеприпасов, 80 т. продовольствия, 80 т. бензина, в обратном направлении вывезла 140 человек;

 

1942 год 26 июня

в 09.18 вышла в восьмой транспортный поход, имея на борту 40 т. боеприпасов и 30 т. бензина, после прохода постов НиС на связь не выходила и ни в одну из баз не прибыла. Возможные причины гибели: атака самолета противника 26 июня юго-западнее Ялты, по зарубежным данным, в 17.50 26 июня в точке 44° 12' сш. и 33° 48' вд. потоплена бомбардировщиком типа Не-111 из состава 2/KG 100. Также возможен взрыв перевозимого груза, подрыв на плавающей мине, авария по вине личного состава или технической неисправности. На пл погибло 55 членов экипажа;

 

1942 год 11 июля

исключена из состава ВМФ. По некоторым данным, обнаружена на дне юго-западнее Ялты; 

 

командир «С-32» кап. 3 ранга Павленко Стефан Климентьевич;

  

фотография из книги Морозова М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2;

 

the greater size 640x480

За время пребывания в составе ВМФ пл совершила 6 боевых и 7 транспортных походов.

В честь «С-32», а также «Щ-214», эскадренного миноносца «Безупречный», санитарных транспортов «Белосток» и «Сванетия», других кораблей и судов, погибших при доставке грузов в осажденный Севастополь в 1941 - 1942 гг. для отдания воинских почестей установлено памятное место в точке с координатами 44˚ 15’ сш., 36˚ 00’ вд.


 

командиры:

(войсковая часть ..?..)

 

1.            Павленко Стефан Климентьевич (05.1940 – 26.06.1942);

 


список источников:

 

1.            Бережной С.С. «Подводные лодки ВМФ СССР и России», рукопись;

2.            Доценко В.Д. «Флот. Война. Победа», издательство «Судостроение», СПб, 1995 г.;

3.            Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.;

4.            Морозов М.Э, Балакин С.А.. «Подводные лодки типа «С», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор», Москва, 2002 г.. Использованы страницы сайта «История мировых войн» http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm;

5.            Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.;

6.            Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.;

7.            «Прорывы в Севастополь, каждый из них - подвиг». Сборник боевых эпизодов под общей редакцией вице-адм. Коковина В.А. «Инженеры-механики флота в Великой Отечественной войне», выпуск второй, издательство ВВМИУ им. В.И. Ленина, Санкт-Петербург, 1992 г.;

8.            Страницы сайта «Великая Отечественная - под водой» http://town.ural.ru/ship/ship/s32.php3;


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru


главная | справочник | подводные лодки | гостевая | почта

main | directory | submarinesthe guest book | feedback

© 2003 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде без письменного разрешение автора запрещено.

© 2003 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz