С-33, ПЗС-22, РЗС-422

 

тип «С» IX серии, заводской номер 349


историческая справка


  

1937 год 16 ноября

заложена на эллинге ССЗ № 198 им. А. Марти в гор. Николаеве;

 

1939 год 30 мая

спущена на воду;

 

1940 год 18 ноября

вступила в строй;

 

1940 год 22 декабря

подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ, зачислена в состав 1 бригады пл;

 

1941 год 5 февраля

в связи с введением приказом Командующего ЧФ № 0016 от 10.02.1941 г. новой организации подводных сил, перечислена в состав 2 дивизиона 1 бригады пл ЧФ с местом базирования в Севастополе.;

 

1941 год с 11 по 19 июня

принимала участие в маневрах флота;

 

1941 год 22 июня

по уровню боеготовности находилась во 2 линии;

 

1941 год 6 июля

в 16.00 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Алексеева Б.А. в район мыса Шаблер на позицию № 4, в границе которого прибыла 8 июля, но задержана приказом командира 1 бригады пл в районе зарядки АБ;

 

1941 год 10 июля

в 02.40 при отходе от берега на дистанции 2 – 3 каб. в темной части горизонта обнаружила пл, дала световые опознавательные сигналы и выполнила срочное погружение. Командир развернул пл на обратный курс и проследовал им 20 мин. После возвращения в базу начальник штаба 1 бпл, ознакомившись с донесением об этом случае, сделал заключение, что по времени и месту это, возможно, была «Щ-206». По румынским данным, это была пл «Дельфинул», которая вечером 10 июля вышла для действий у берегов Крыма и после прохода своих минных заграждений заметила световые сигналы с «С-33», но саму лодку не обнаружила. Произведя срочное погружение, «Дельфинул» продолжила следовать по плану;

 

1941 год 12 июля

в ночь на 13 июля заняла позицию № 4. В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела;

 

1941 год 22 июля

покинула позицию и в 19.45 23 июля прибыла в Севастополь;

 

1941 год 27 августа

в 14.24 вышла во второй боевой поход в район мыса Зейтин-бурну на позицию № 14, которую заняла 29 августа;

 

1941 год 31 августа

не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции;

 

1941 год 4 сентября

в 08.40 произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта 1 сторожевого катера южнее Бургаса из подводного положения 1 торпедой с дистанции 6 каб., промах. Зарубежных данных нет, возможно атакованы германский транспорт «Корделия» и венгерский транспорт «Сегед». В 09.00 пл безрезультатно выпустила еще одну торпеду по той же цели с дистанции 7 каб. Возможно, торпеды с установкой глубины хода 2 метра прошли под целью. Преследования не было;

 

1941 год 9 сентября

в 20.30 начала возвращение в Севастополь, куда прибыла в 13.12 11 сентября;

 

1941 год 11 октября

в 13.00 вышла в третий боевой поход район мыса Шаблер на позицию № 20;

 

1941 год 14 октября

вечером наблюдала силуэты 2 кораблей ПЛО;

 

1941 год 15 октября

днем при попытке сблизится с группой румынских МЗ типа «Мурджеску» обнаружена и контратакована миноносцами «Сборул» и болгарскими самолетами типа Letov S-328, сбросившими 3 глб. Вторая попытка атаковать «Мурджеску», ЭМ «Реджина Фердинанд» и «Марасешти» сорвалась из-за мнимого обнаружения пл противником;

 

1941 год 16 октября

днем не смогла атаковать группу боевых кораблей с румынским минзагом «Дачия» из-за большой дистанции и сильной ПЛО;

 

1941 год 21 октября

в 19.00 начала возвращение в Севастополь, куда прибыла в 11.15 23 октября;

 

1941 год 4 ноября

в 07.13 вышла в четвертый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 20, которую заняла утром 5 ноября;

 

1941 год 5 ноября

вечером не смогла выйти в атаку на 2 румынских ЭМ, следовавших в южном направлении;

 

1941 год 6 ноября

в 08.46 произвела торпедную атаку 2 румынских ЭМ восточнее маяка Шаблер из подводного положения 2 торпедами с дистанции 10 каб., промах. Атака противником не замечена. В 14.34 произвела атаку румынского ЭМ в том же районе из подводного положения 2 торпедами с дистанции 7 каб., промах. Румынский ЭМ «Марасешти» наблюдал след торпеды, шедшей по поверхности. Преследования не было. В этом и предыдущем случае пл обнаруживала румынские эсминцы «Реджина Фердинант», «Реджина Мария» и «Марасешти», выходившие из Констанцы на поиск итальянского танкера «Торчелло», потопленного «Щ-214» 5 ноября;

 

1941 год 15 ноября

вечером начала возвращение в Поти, куда прибыла в 11.25 19 ноября;

 

1941 год 8 декабря

в 11.00 вышла в пятый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 20, которую заняла утром 11 декабря. Встреч с кораблями противника не имела, но 8 раз обнаруживала самолеты ПЛО;

 

1941 год 13 декабря

в течении суток дважды коснулась минрепа мины румынского минного заграждения;

 

1941 год 24 декабря

вечером начала возвращение в Поти, куда прибыла в 15.15 26 декабря. По итогам года лодка числилась среди отстающих. Хотя она имела 12 контактов с кораблями и судами противника, что явилось абсолютным рекордом среди пл ЧФ в 1941 году, но ни один из 4 выходов в атаку с выпуском 6 торпед не завершился успехом;

 

1942 год 12 января

совершила переход в Туапсе для текущего ремонта;

 

1942 год 23 марта

в 14.30 во время налета на Туапсе авиации противника повреждена 500-кг бомбой, взорвавшейся в 8-10 метрах за кормой по правому борту. В прочном корпусе VI и VII отсеков образовались трещины, вышел из строя компрессор ВВД, сорваны с мест кормовые торпедные аппараты, повреждена обшивка цистерн главного балласта;

 

1942 год с 28 по 29 марта

совершила переход в Поти для аварийного ремонта;

 

1942 год с 3 по 18 августа

находилась в доке;

 

1942 год 10 августа

в связи с объединением 1 и 2 бригады пл ЧФ на основании директивы НК ВМФ № 0290 от 10.08.1942 г., перечислена в состав 1 дивизиона бригады пл ЧФ с местом дислокации в Поти;

 

1942 год сентябрь

после окончания аварийного ремонта вступила в строй;

 

1942 год 30 сентября

в 19.00 вышла в шестой боевой поход для разведки и отработки задач боевой подготовки в район севернее Ризе – Трабзон. Встреч с кораблями противника не имела;

 

1942 год 5 октября

в 07.02 прибыла в Поти;

 

1942 год 14 октября

в 18.30 вышла в седьмой боевой поход в район выхода из пролива Босфор на позицию № 46, которую заняла 18 октября;

 

1942 год 24 октября

в 04.33 произвела торпедную атаку отдельного транспорта севернее Босфора в точке 41° 25’ сш., 28° 54,0’ вд. Из надводного положения с временным интервалом выпущено 2 торпеды с дистанции 3 каб., промах. Безуспешно атакован турецкий транспорт «Туркан», торпеды сошли с курса при 6-бальном шторме;

 

1942 год 31 октября

вечером начала возвращение в Поти;

 

1942 год 3 ноября

утром расстреляла плавающую мину и в 08.50 прибыла в Поти;

 

1942 год 19 ноября

в 17.30 вышла в восьмой боевой поход в район выхода из пролива Босфор на позицию № 46, куда прибыла 23 ноября;

 

1942 год 28 ноября

днем не смогла атаковать 2 ЭМ, к которым вскоре присоединился транспорт из-за большой дистанции. Предпринятая командиром попытка преследовать обнаруженный конвой в надводном положении сорвалась из-за плохой видимости;

 

1942 год 6 декабря

начала возвращение в Поти, куда прибыла в 06.28 9 декабря;

 

1942 год 27 декабря

в 22.00 вышла в девятый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 50;

 

1942 год 28 декабря

утром при срочном погружении при уклонении от самолета противника из-за неисправности указателей электродвигателей горизонтальных рулей и неправильных действий личного состава погрузилась на глубину 127 метров при дифференте на нос 45°. Из баков АБ вылилось ок. 180 литров электролита;

 

1942 год 30 декабря

прибыла на позицию и в дальнейшем по приказу командования маневрировала в районе в 20-60 милях восточнее мыса Шаблер. Встреч с кораблями противника не имела;

 

1943 год 13 января

в 18.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 09.40 16 января;

 

1943 год 9 февраля

в 18.00 вышла в десятый боевой поход в район Судак – Феодосия на позицию № 48а, куда прибыла в 02.00 12 февраля;

 

1943 год 12 февраля

днем в точке 44° 57’ сш., 35° 29’ вд., не смогла атаковать пл противника в позиционном положении из-за ошибки рулевого-горизонталыцика, который допустил погружение до 13 метров и командир пропустил угол упреждения. Преследование пл противника продолжалось до тех пор, пока она не всплыла в крейсерское положение и не оторвалась, развив полный ход. По-видимому, была обнаружена германская пл «U-9»;

 

1943 год 26 февраля

в 22.15 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 07.25 28 февраля;

 

1943 год 11 апреля

в 19.00 вышла в одиннадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут на позицию № 73 с обеспечивающим – командиром 1 дивизиона пл кап. 2 ранга Новиковым Н.Д. для совместных действий с ВВС. В 05.00 16 апреля прибыла на позицию;

 

1943 год с 15 апреля

задействована совместно с «М-35» и «Щ-209» по плану первого на ЧФ группового поиска во взаимодействии с авиацией;

 

1943 год 20 апреля

ночью, без участия ВВС, обнаружила противника и в 02.20 произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта, 1 эскадренного миноносца, 1 сторожевого катера в точке 44° 58,9' сш., 31° 11,8' вд. из надводного положения 3 торпедами с временным интервалом в 12 сек. с дистанции 12 каб., услышано 2 взрыва, а после всплытия обнаружен спасательный круг. Попаданиями 2 торпед потоплен румынский транспорт «Сучава», 5695 брт, который перевозил пустые емкости из-под бензина и железный лом, 28 погибших. Контратакована румынским ЭМ «Реджина Мария» и германским тральщиком, сбросившими 18 глубинных бомб. На лодке получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапана шахты подачи воздуха к дизелям;

 

1943 год 21 апреля

в ночь на 22 апреля получила приказ перейти к мысу Тарханкут;

 

1943 год 27 апреля

в 20.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 04.00 30 апреля;

 

1943 год 29 июня

в 20.46 вышла в двенадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут на позицию № 82, которую заняла в 03.24 3 июля;

 

1943 год 4 июля

утром командир отказался от атаки конвоя в составе 2 парусно-моторных шхуны и 2 баржи противника из-за малой ценности объектов атаки;

 

1943 год 6 июля

в ночь на 7 июля предприняла безуспешную попытку перехватить конвой по данным от авиации, переданным через штаб бригады пл западнее Севастополя внутри минного заграждения на выходе конвоя с фарватера. По причине вынужденного форсирования минного заграждения «С-33» не успела занять исходную позицию;

 

1943 год 10 июля

в ночь на 11 июля по приказу командования начала переход в район Босфора на позицию № 85, куда прибыла в  02.00 12 июля. Целью перевода «С-33» и «Щ-203», а затем и «Л-4» к Босфору был перехват румынских транспортов «Трансильвания» и «Бесарабия», которые по данным агентурной разведки должны были пройти в румынские порты. Встреч с кораблями противника не имела;

 

1943 год 16 июля

в 22.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 01.10 20 июля;

 

1943 год 9 сентября

в 19.30 вышла в тринадцатый боевой поход в район Босфора на позицию № 85, которую заняла в 04.30 14 сентября;

 

1943 год 17 сентября

днем отказалась от атаки нескольких отдельных транспортов, опознав их как турецкие;

 

1943 год 21 сентября

по приказу командования с 01.40 до 18.20 совершала переход в район Сулина – Констанца на позицию № 81;

 

1943 год с 21 по 22 сентября

с 23.24 перешла в район м. Тарханкут на позицию №82б;

 

1943 год 22 сентября

в 04.19 22 сентября произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта, 1 эсминца и 2 сторожевых катеров в точке 44° 38' сш., 31° 39,7' вд. из надводного положения 3 торпедами веером с дистанции 9 каб. Одна торпеда не вышла. Через 75 сек услышано 2 глухих взрыва. Зарубежных данных нет, возможно атакован германский конвой, включавший транспорт «Продромос» и румынский минзаг «Амирал Мурджеску». Контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом удалении несколько глубинных бомб. По возвращении командир пл доложил о потоплении транспорта;

 

1943 год 24 сентября

вечером перешла на позицию №82а;

 

1943 год 6 октября

в 20.00 начала возвращение в базу, но на переходе получила приказ произвести поиск спасшихся в районе гибели ЛД «Харьков», ЭМ «Беспощадный» и «Способный», который окончился безрезультатно. В 05.20 9 октября прибыла в Поти;

 

1943 год 7 декабря

в 17.00 вышла в четырнадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут – Евпатория на позицию № 94, куда прибыла в 08.00 14 декабря. Днем была обнаружена самолетом противника, сбросившим на пл, находившуюся на перископной глубине, 3 бомбы. Спустя полчаса не смогла выйти в атаку на конвой из-за обнаружения противником;

 

1943 год 21 декабря

в 14.00 при попытке атаковать 2 БО типа «КТ», а фактически – суда-ловушки, – «Uj 103» и «Uj 106», обнаружена и подверглась 3,5 часовому преследованию, в ходе которого на лодку было сброшено 111 глубинных бомб. В результате разрывов некоторые электроизмерительные приборы вышли из строя, выскочили из гнезд лампы ГАС. Одновременно с «С-33» в атаку выходила «М-35», от торпед которой противник уклонился;

 

1943 год 23 декабря

днем обнаружила 2 БО типа «КТ», от атаки которых отказалась из-за профилактического бомбометания;

 

1943 год 27 декабря

в 19.12 произвела торпедную атаку 2 БО типа «КТ», один из которых приняла за транспорт водоизмещением 4000 тонн, в точке 45°12' сш., 32° 38' вд. из подводного положения 4 торпедами веером с дистанции 1,5 каб. Через 13 и 17 сек. услышано 2 взрыва, в перископ наблюдались взрывы торпед – торпеды, оснащенные взрывателями НВС, взорвались на расстоянии 150 и 75 м от германского БО «Uj 106». Одна из торпед попала в БО «Uj 101» и хотя серьезно его повредила, но не взорвалась, так как не взвелся ударник. БО «Uj-106» сбросил на пл 2 глубинные бомбы. От взрывов на пл отказало электрическое управление рулями, была выведена из строя часть освещения и лаг. Через клапан аварийного продувания ЦГБ в 1 отсеке внутрь корпуса поступила вода. По возвращению командир доложил о потоплении транспорта;

 

1942 год 28 декабря

в ночь на 29.декабря при срочном погружении от СКА противника, не закрылся газоотводный клапан правого борта – внутрь 5 отсека поступила вода, которая до всплытия откачивалась главной осушительной помпой;

 

1943 год с 5 января

действовала также и на позиции № 93;

 

1943 год 6 января

в 01.40 произвела торпедную атаку конвоя из 1 транспорта, 1 БДБ и 2 сторожевых катеров в точке 45° 07' сш., 32° 32' вд. из надводного положения 4 торпедами веером с дистанции 13 каб., через 110 сек. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакованы корабли германского конвоя «Зенит». Преследования не было. Атака оказалась безуспешной по причине большой дистанции стрельбы и торпеды были выпущены вдогонку. В 20.00 начала возвращение и в 07.10 9 января прибыла в Поти. По возвращению командир доложил о потоплении транспорта;

 

1944 год с 10 января по 28 апреля

прошла текущий ремонт, с 21 февраля по 30 марта находилась в доке;

 

1944 год 9 мая

в 21.00 вышла в пятнадцатый боевой поход в район юго-западнее мыса Сарыч на позицию № 9;

 

1944 год 12 мая

в 10.38 обнаружила дрейфующую БДБ в точке 43° 43,5' сш., 32° 00' вд., но при сближении атакована самолетом противника, сбросившим 4 бомбы. К 12.00 осмотрела БДБ и потопила ее артиллерийским огнем, израсходовав 14 100-мм и 9 45-мм снарядов. По-видимому, была потоплена германская БДБ «F 130А», ранее, 29 апреля подорвавшаяся на мине, а при уводе из Севастополя поврежденная ВВС и покинутая экипажем. С БДБ в качестве трофея были взяты кормовой флаг и оружие. В 14.30 тех же суток прибыла на позицию. В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 15 мая начала возвращение в базу и в 10.00 17 мая прибыла в Поти;

 

1944 год 22 июля

приказом Народного комиссара ВМФ от 22.07.1944 г. удостоена гвардейского звания;

 

1944 год 27 июля

перешла в Батуми;

  

командир «С-33» кап. 3 ранга Алексеев Борис Андреевич;

  

фотография из книги Морозова М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2;

the greater size 640x480

 

1944 год 16 августа

в 23.00 вышла в шестнадцатый боевой поход под командованием кап. л-та Матвеева В.И. в район мыса Бахлар – мыса Стефанос на позицию № 47/55, которую заняла в 02.46 20 августа;

 

1944 год с 28 августа

по указанию командования действовала восточнее линии минных заграждений противника. В течение похода наблюдала несколько шхун, от атаки которых командир отказался из-за малой ценности объектов;

 

1944 год 7 сентября

в связи с капитуляцией Румынии пл было приказано занять утром 8 сентября новую позицию, на которой находилась всего 3 суток. В 20.25 12 сентября начала возвращение и в 05.55 15 сентября прибыла в Поти;

 

the greater size 640x480

 

пл «С-33» в Черном море, послевоенное фото,

 

фотография из архива ЦВММ;

 

 

   

1949 год 12 января

переклассифицирована в среднюю пл;

 

1955 год 14 марта

выведена из боевого состава флота, переформирована в ПЗС;

 

1955 год 6 апреля

присвоен номер «ПЗС-22»;

 

1974 год 12 марта

исключена из состава ВМФ в связи с намеченной сдачей на слом;

 

1975 год 14 март

вновь зачислена в состав ВМФ;  

 

1977 год 12 октября

присвоен номер «РЗС-422»;

 

1978 год 3 января

исключена из состава ВМФ и впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл;


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 16 боевых походов, выполнила 9 торпедных атак с выпуском 24 торпед, в результате которых достоверно потоплен румынский транспорт «Сучава» (5695 брт), поврежден большой охотник «Uj-101». Артиллерией потоплена ранее поврежденная германская БДБ «F-130А».

Командир 1 дивизиона пл кап. 2 ранга Алексеев Б.А, командовавший «С-33» до 03.06.1944 г. Указом президиума Верховного Совета СССР от 22.07.1944 г. за мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза.


 

командиры:

(войсковая часть ..?..)

 

1.       Алексеев Борис Андреевич (.?. – 03.06.1944);

2.       Темин Абрам Борисович (03.06.44 – 10.06.1944) врио;

3.       Парамошкин Павел Иванович (10.06.1944 – 01.09.1944);

4.       Матвеев Василий Иванович. (01.09.44 – ?.);

5.       ..?..;


список источников:

 

1.       Бережной С.С. «Подводные лодки ВМФ СССР и России», рукопись;

2.       Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.;

3.       Балакин С.А., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «С»», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор», Москва, 2002 г.. Использованы страницы сайта «История мировых войн» http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm;

4.       Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.;

5.       Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.;

6.       «Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том III. Военное издательство МО СССР, Москва, 1970 г.

7.       Страницы сайта «Великая Отечественная - под водой» http://www.town.ural.ru/ship/ship/s33.php3 и http://town.ural.ru/ship/means/mens_a.php3;


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru


 

© 2003 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2003 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.  

 

Сайт управляется системой uCoz