Д-3
Красногвардеец
тип «Д» I серии, заводской номер 179


историческая справка



1927 год 5 марта
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в гор. Ленинграде.

1929 год 12 июля
спущена на воду.

1931 год 1 октября
подписан приемный акт, пл вступила в строй.

1931 год 14 ноября
торжественно поднят Военно-морской флаг и пл включена в состав Морских сил Балтийского моря.

1933 год с 26 июля по 21 сентября
выполнила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-2.

1933 год 21 сентября
перечислена в состав отдельного дивизиона подводных лодок Северной военной флотилии.

1934 год 21 августа
получила литерно-цифровое обозначение «Д-3», но прежнее наименование «Красногвардеец» продолжало употребляться как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

1936 год
выполнила 28 суточный поход в Белое море, после чего осталась в Архангельске для проведения ремонта.

1936 год августа
совместно с «Д-2» выполнила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3673 мили.

1937 год
в общей сложности наплаванность составила в надводном положении 8299 миль и 929 мили в подводном положении.

1937 год 11 мая
перечислена в состав Северного Флота.

1938 год 4 февраля
перечислена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота;

1938 год с 5 по 18 февраля
приняла участие в экспедиции по снятию с льдины персонала и имущества научной станции «Северный полюс-1» во главе с Папаниным Д.И. Следую в Гренландское море первой из советских пл вышла в Западное полушарие, а 13 февраля совершив 30 минутное подледное плавание, форсировала 5 кабельтовую ледовую перемычку. За время похода пройдено 2410 миль.

1938 год с октября по апрель 1940 года
прошла модернизацию и капитальный ремонт на Балтийском судостроительном заводе № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде.

1941 год 22 июня
на момент начала боевых действий числилась в организационном периоде и находилась в губе Мотка, где отрабатывала задачи по плану боевой подготовки.

1941 год 23 июня
в 19.43 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Константинова Ф.В., обеспечивающий - командир 1 дивизиона кап. 2 ранга Гаджиев М.И., на позицию № 3 в район Порсангер-фьорда.

1941 год 27 июня
находясь в надводном положении, обнаружила мнимый перископ противника, от которого уклонилась срочным погружением.

1941 год 4 июля
при возвращении с позиции обнаружила неустановленное судно, которое было ошибочно классифицировано как подводная лодка в надводном положении, от которой уклонилась срочным погружением. В 17.13 прибыла в Полярное.

1941 год 17 июля
в 17.35 вышла во второй боевой поход под командованием кап. л-та Константинова Ф.В. и с обеспечивающим кап. 3 ранга Колышкиным И.А. на позиция № 2 в район Лоппского моря.

1941 год 20 июля
в 14.31 прибыла на позицию. На протяжении большей части похода держалась на значительном удалении от берега. Через неисправленный клинкет левого дизеля внутрь ПЛ поступало до 1 т воды в час, на протяжении похода 2 раза выходил из строя лаг, внутрь командирского перископа попадала вода.

1941 год 25 июля
в 04.00 отозвана в базу в связи с ожидаемой операцией британского авианосного соединения у берегов Норвегии.

1941 год 28 июля
в 07.30 прибыла в Полярное.

1941 год с 28 июля по 3 августа
прошла навигационный ремонт.

1941 год 12 августа
днем при воздушном налете во время стоянки в губе Оленья огнем 45-мм орудия сбила бомбардировщик типа Fw-200. Документальных подтверждений советской стороны нет, но в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести вылетевший из Киркенеса один сам. Bf-110.

1941 год 16 августа
в 03.00 вышла в третий боевой поход под командованием кап. л-та Константинова на позицию № 5 в район Вардё.

1941 год 17 августа
в 03.00 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать одиночное судно, следовавшее в западном направлении из-за большого курсового угла.

1941 год 19 августа
в 22.50 19.8 произвела торпедную атаку конвоя в районе Перс-фьорда, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 2 транспорта, 3 сторожевых катера. Атака выполнена по транспорту из подводного положения 1 торпедой на дистанции 10 каб. Перед залпом из-за ошибочных действий боцмана топ перископа ушел под воду, в результате чего выстрел сделан «вслепую». Промах, атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован конвой, включавший германские транспорта «Сивас», «Донау», «Ротенфельс», «Бармбек» и «Стамсунд». Преследования не было.

1941 год 25 августа
днем не смогла атаковать конвой, идущий в восточном направлении, так как не успела лечь на боевой курс из-за временного выхода из строя вертикального руля.

1941 год 6 сентября
в 19.30 начала возвращение.

1941 год 7 сентября
в 19.00 прибыла в Полярное.

1941 год 22 сентября
в 15.00 вышла в четвертый боевой поход под командованием кап. л-та Константинова Ф.В. и обеспечивающими: командиром 3 дивизиона кап. 3 ранга Колышкиным И.А. и начальником политотдела бригады подводных лодок полковым комиссаром Байковым А.П. в район Тана-фьорда - Бос-фьорда на позицию № 4.

1941 год 24 сентября
в 00.00 прибыла на позицию.

1941 год 26 сентября
в 11.21 произвела торпедную атаку одиночного судна, следовавшего в восточном направлении в Конгс-фьорде. Атакован транспорт по оценке командира водоизмещением 1500 - 2000 тонн, из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом на дистанции 10 каб., через 2 мин услышан 1 взрыв, в 11.30 цель в перископ не обнаружена. Зарубежных данных нет, по-видимому атаковано норвежское каботажное судно. Преследования не было.
 

схема торпедной атаки 26.09.1941 г.

the greater size


1941 год 27 сентября
Утром не смогла атаковать ЭМ противника из-за заклинки крышек торпедных аппаратов. Вероятно был обнаружен конвой из ГС «Берлин», ЭМ «Экольд», «Гальстер», тральщиков «М-30», «М-22», «М-18» в 17.30 тех же суток прибывший в Киркенес. В 12.05 в районе восточнее Гамвика произвела торпедную атаку одиночного судна, следовавшего в западном направлении. Атакован транспорт, по оценке командира в 1500 -2000 тонн. Атака выполнена из подводного положения 1 торпедой на дистанции 12 каб., взрывов не было, через 3 мин командир в перископ наблюдал медленное погружение транспорта, в 12.13 горизонт чист. Заруб. данных нет, по-видимому безуспешно атаковано норвежское каботажное судно. Преследования не было.
 

схема торпедной атаки 27.09.1941 г.

the greater size


1941 год 30 сентября
в 13.57 севернее Омганга произвела торпедную атаку одиночного судна, следовавшего в восточном направлении. Рядом находился одиночный транспорт, следовавший в западном направлении. Атака выполнена по транспорту в 2000 - 3000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом на дистанции 8 - 9 каб. Достоверной информации о взрывах нет, через 5 мин в перископ транспорт не обнаружен. Зарубежных данных нет. Преследования не было. Днем не смогла атаковать конвой противника из-за кратковременной посадки на мель.

1941 год 1 октября
утром не смогла атаковать конвой, следовавший в восточном направлении из-за помех, создаваемых кораблями охранения охранения.

1941 год 2 октября
оборвался трос командирского перископа, неисправность устранена заменой оборвавшегося троса швартовым концом.

1941 год 11 октября
в 14.26 севернее мыса Сейбунес произвела торпедную атаку конвоя противника, шедшего в восточном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 транспорт и 1 миноносец. Атака выполнена по транспорту в 5000 - 6000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом на дистанции 8 каб., услышано 2 взрыва. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорт «Георг Л.М. Русс» и танкер «Германн Андерсен». Преследования не было.

1941 год 13 октября
в Тана-фьорде пл попала в сеть, освободиться от которой удалось спустя 1 час.

1941 год 14 октября
днем не смогла атаковать конвой из-за внезапного ухудшения видимости. В эти же сутки на пл вышла из строя шумопеленгаторная станция - внутрь вибраторов попала вода.

1941 год 16 октября
в 01.00 пл начала возвращение.

1941 год 17 октября
в 13.30 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении 4 транспортов.

1941 год 28 октября
перечислена в состав 3 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота с базированием в Екатерининской гавани.

1941 год с 20 октября по 11 ноября
прошла докование в Мурманске.

1941 год 22 ноября
В 12.00 вышла в пятый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Бибеева М.А. и обеспечивающим командиром 3 дивизиона кап. 2 ранга Колышкиным И.А. в район мыса Нордкап на позицию № 3. На переходе вышел из строя гирокомпас, оставался неисправным в течение всего похода, в результате чего пл имела невязку в 60 миль и только в 10.00ч 24.11 прибыла на позицию.

1941 год 28 ноября
в 13.44 в устье Порсангер-фьорда произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в восточном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 транспорт и 2 тральщика. Атакован транспорт в 6000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом на дистанции 8 - 10 каб., через 1 мин услышан взрыв. Атака противником не зафиксирована, безуспешно атакован германский конвой, включавший герм. транспорты «Людвиг», «Альдебаран» и норвежский танкер «Эрлинг Линдё» Преследования не было.

1941 год 5 декабря
в 12.53 западнее мыса Сверхольт-клуббен произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в восточном направлении. Командир оценил состав конвоя в 2 транспорта и 1 миноносец. Атакован транспорт в 10000 тонн из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом на дальности 8 - 10 каб. Через 1 мин услышано 2 взрыва, в 13.15 в перископ наблюдался тонущий транспорт. В 13.55 транспорт не наблюдался. Атака противником не зафиксирована, безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорт «Леуна» и «Феодосия. Преследования не было.

1941 год 6 декабря
в 13.58 северо-восточнее мыса Сверхольт-клуббен произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в восточном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 трехмачтовый транспорт, 1 тральщик. Атакован транспорт в 8000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом на дистанции 10 каб., через 1 мин услышан взрыв, в 14.18 в перископ наблюдалось погружение транспорта, в 14.24 наблюдался транспорт с большим дифферентом на нос. Атака противником не зафиксирована, безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежские транспорты «Мошилл» и «Рингар». По всей видимости, атакован «Рингар». Преследования не было. В советской исторической литературе потопленным числился немецкий транспорт «Абрахам Линкольн» в 9670 брт., но ни в германском, ни в норвежском флоте транспорта с именем американского президента иудейского происхождения никогда не было. В эти сутки на пл вышли из строя лаг и эхолот.

1941 год с 12 по 13 декабря
штормовала в районе зарядки АБ.

1941 год 13 декабря
в 21.00 начала возвращение.

1941 год 15 декабря
в 12.25 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении трех транспортов.

1941 год 28 октября
перечислена в состав 3 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота с базированием в Екатерининской гавани.

1941 год 21 декабря
начала текущий ремонт на заводе НК РП в Мурманске.

1942 год 17 января
Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени.

1942 год 6 февраля
вступила в строй.

1942 год 20 февраля
в 20.00 вышла в шестой боевой поход под командованием кап. 3 ранга Бибеева М.А. в район мыса Нордкин на позиция № 4.

1942 год 22 февраля
в 07.54 прибыла на позицию.

1942 год 23 февраля
не смогла проникнуть в Тана-фьорд из-за плохой видимости.

1942 год 24 февраля
утром не смогла атаковать неустановленное судно из-за плохой видимости. Днем не смогла атаковать 2 тральщика из-за внезапного изменения курса цели. В этот день из-за негерметичности верхней головки вышел из строя командирский перископ.

1942 год 27 февраля
днем не смогла атаковать конвой из-за неправильного маневрирования. По всей видимости, это был конвой из транспортов «Лизелотте Эсбергер», «Тайвань», «Нерва», сторожевых кораблей «Полярзонне», «Полярмеер», «Убир», М-1507, перед этим атакованный «Щ-402». Спустя 2 часа не смогла атаковать этот же конвой, выходивший с рейда Мехавн из-за большого курсового угла.

1942 год 28 февраля
обследовала Мехамн-фьорд, но судов в нем не обнаружила.

1942 год 2 марта
вечером в районе Тана-фьорда ударилась о каменистый грунт из-за неправильных показаний эхолота, в результате чего из-за повреждения ограждения затруднена перекладка вертикального руля.

1942 год 3 марта
вечером не смогла атаковать 2 тральщика из-за внезапного изменения курса цели.

1942 год 8 марта
в 11.43 получила приказ занять место на позиции «Б» по плану прикрытия конвой «PQ-12». Днем на переходе обнаружила союзный конвой «PQ-12», сблизится с которым не смогла из-за внезапного ухудшения видимости и большого курсового угла. В 15.50 расстреляла плавающую мину.

1942 год 11 марта
в 02.10 покинула свою позицию для оказания помощи пл «Щ-402».

1942 год 12 марта
утром получила приказ вернуться на позицию «Б».

1942 год 13 марта
в 06.24 получила приказ прибыть на позицию № 4.

1942 год 14 марта
утром восточнее Гамвика не смогла атаковать тральщик из-за плохой видимости. В 13.40 произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 транспорт, 3 сторожевых корабля из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом на дистанции 10 каб., через 1 мин услышан взрыв. Одна торпеда прошла по корме германского тральщика «М 1504», находившегося в охранении норвежского транспорта «Хомборгсунд» и «Вардё». Обнаруживший торпедный след гидросамолет сбросил 3 50-кг бомбы. Впервые за всю войну пл подверглась бомбометанию. В ходе 2-х часового преследования БО «Uj 1108» и «Uj 1109» сбросили 34 глб, по немецким данным 30 глб., от близких взрывов которых получил повреждение кингстон уравнительной цистерны, через лопнувшее стекло водомерной колонки цистерны в ЦП начала поступать вода. В 20.20 пл начала возвращение.

1942 год 16 марта
в 02.40 в районе мыса Выев-Наволок пл несколько раз ударялась о каменистый грунт, в результате чего повреждена обшивка ЦГБ. В 11.00 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении 1 сторожевого корабля.

1942 год с 26 марта по 26 апреля
прошла навигационный ремонт.

1942 год 3 апреля
приказом Наркома ВМФ пл одной из первых в ВМФ удостоена гвардейского звания.

1942 год 1 мая
в 21.12 вышла в седьмой боевой поход под командованием кап. 3 ранга Бибеева М.А. и с обеспечивающим начальником штаба бригады кап. 2 ранга Скорохватовым Б.И. в район северо-западнее Вардё на позицию № 5.

1942 год 2 мая
В 07.10 прибыла на позицию. В 21.15 восточнее мыса Харбакен произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в восточном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 транспорт, 1 танкер, 4 сторожевых корабля. Атакован транспорт 6000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., через 60 сек. услышан сильный взрыв, в 21.29 в перископ наблюдался транспорт с креном на правый борт и дифферентом на нос. Атака противником не зафиксирована, безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорт «Ирис» и танкер «Алгол», и незадолго до этого атакованный «К-2». Преследования не было.

1942 год 3 мая
утром 3.5 расстреляла плавающую мину.

1942 год 11 мая
утром не смогла атаковать одиночный транспорт из-за плохой видимости. Днем дважды атакована самолетами, которые сбросили по пл в подводном положении 26 бомб. Вечером не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции.

1942 год 13 мая
обнаружила плавающую мину.

1942 год 16 мая
в ночь на 16 мая в подводном положении атакована самолетами противника, сбросившими 23 бомбы. В 12.23 в районе мыса Маккаур произвела торпедную атаку произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир оценил состав конвоя в 1 транспорт, 1 танкер, 6 сторожевых кораблей. Атака выполнена по транспорту в 9000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом с дистанции 12 каб., через 75 и 90 сек услышаны 2 взрыва. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежские транспорты «Кнуте Нельсон», «Фригга», «Каупангер», германский танкер «Алгол» и голландский «Олеум». Преследования не было.

1942 год 17 мая
в 14.45 восточнее мыса Маккаур произвела торпедную атаку произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир оценил состав конвоя в 2 транспорта, 6 сторожевых кораблей. Атака выполнена по транспорту в 12000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежский транспорт «Халлингдал» и германский «Тихука», СКР «V-5905», «V-5901», «V-5902», «НМ-01». 1 торпеда прошла между БО «Uj 1106» и СКР «V 5902». В течение 2,5 часа преследовалась БО «Uj 1102», «Uj 1106», «Uj 1111», СКР «V 6108» без сброса глб. В 23.30 пл начала возвращение.

1942 год 18 мая
в 16.24 обнаружила перископ, от которого уклонилась в надводном положении. В 19.05 прибыла в Полярное. Командир доложил о потоплении трех транспортов противника.

1942 год с 20 мая по 2 июня
прошла навигационный ремонт.

1942 год 10 июня
В 14.00 10.6 вышла в восьмой боевой поход под командованием кап. 3 ранга Бибеева М.А. в район Тана-фьорда на позицию № 4.

1942 год 30 июня
не ответила на приказ о возвращении.

1942 год 9 июля
истек срок автономности. Возможные причины гибели: 10 июня подрыв на мине заграждения «Бантос-А» у северного побережья п-ва Рыбачий, подрыв на мине заграждений «Sperre-III» в районе Берлевога, подрыв на плавающей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На пл погибло 53 члена экипажа.

1942 год 8 августа
исключена из состава ВМФ.


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 8 боевых походов и произвела 11 атак с выпуском 28 торпед. До настоящего времени ни одна из заявленных побед не нашла документального подтверждения.


командиры:
 

1. Грибоедов К.Н.;
•  Попов М.Н.;
•  Котельников В.Н. (11.1937 - 01.1940);
•  Константинов Ф.В. (1940 - 10.1941);
•  Бибеев М.А. (29.10.1941 - 06.1942);

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;
Козлов И.А., Шломин В.С. «Краснознаменный Северный Флот», Военное издательство, Москва, 1983 г.;
Петров П.В. «Гибель подводной лодки Д-1», альманах «Тайфун» № 12 (31), СПб, 2000 г.;
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;
Реданский В.Г «Во льдах и подо льдами», изд. «Вече», Москва, 2004 г.;
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;

дополнительно:

 

Морозов М.Э. Парадоксы «Красногвардейца»

Благодарим М. Морозова, предоставившего дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz