Щ-305
Линь
тип «Щ» V-бис серии, заводской номер 186


историческая справка


1932 год ноябрь
заложена на эллинге судостроительного завода им. А. Марти в гор. Ленинграде как головная пл V-бис серии, планировалась к наименованию «Воинствующий безбожник», поскольку строилась на добровольные взносы в том числе и членов этой организации, но в связи с ее ликвидацией получила наименование «Линь».

1933 год 31 декабря
спущена на воду.

1934 год 15 сентября
присвоен номер «Щ-305».

1934 год 3 декабря
подписан приемный акт, пл вступила в строй, торжественно поднят Военно-морской флаг, включена в состав 5 дивизион бригады подводных лодок Балтийского флота с базированием в Кронштадте.

1935 год 25 марта
в связи с реформированием бригады, перечислена в состав 15 дивизиона 1 бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в Кронштадте.

1938 год по 1939 год
на Балтийском судостроительном заводе № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде прошла капитальный ремонт и модернизацию.

1941 год 22 января
в связи с переформированием 4 бригады, перечислена в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием на Ораниенбаум.

1941 год 22 июня
встретила войну в составе сил второй линии, и как одна из наиболее подготовленных пл была подчинена командиру Кронштадской ВМБ для несения позиционной службы в восточной части Финского залива.

1945 год 25 июня
вышла в первый боевой поход под командованием Середа А.М. в район о-ва Оренгрунд на позицию № 17, на которой находилась до 5 июля.

1941 год 28 июня
утром обнаружила финскую пл «Vetechinen», возвращавшуюся с минной постановки у острова Гогланд и вышла на нее в атаку. Это была первая атака, проведенная подлодкой Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Атака выполнена из подводного положения одной торпедой - промах, пл противника погрузилась.

1941 год 30 июня
обнаружила финскую пл, от которой уклонилась погружением.

1941 год 5 июля
отозвана с позиции командиром Кронштадтской ВМБ.

1941 год 6 июля
при возвращении в районе Шепелевского маяка безуспешно атакована финской подлодкой;

1941 год 7 июля
самостоятельно прибыла в Ораниенбаум. В период белых ночей и из-за отсутствия целей использование пл на позициях в Финском заливе командование сочло нецелесообразным, пл вернулась к выполнению обязанностей учебного корабля.

1941 год 16 сентября
совершила переход в Кронштадт.

1941 год 23 сентября
во время авианалета легко повреждена осколками авиабомб.

1941 год с 28 по 29 сентября
выполнила переход на о-в Лавенсари для скрытого базирования, после чего включена в состав сил, готовящихся к выходу на позицию. В ходе подготовки был выявлен целый ряд технических неисправностей, потребовавших заводского ремонта.

1941 год 28 октября
возвратилась в Кронштадт.

1941 год 31 октября
перешла в Ленинград к стенке Балтийского судостроительного завода № 189 им. С. Орджоникидзе для ремонта.

1942 год 31 мая
во время стоянки у стенки завода близким разрывом снаряда повреждена надстройка.

1941 год 13 октября
в ночь на 14 октября перешла в Кронштадт.

1942 год с 17 по 18 октября
с 20.05 по 04.25 в обеспечении «БТЩ-205», «БТЩ-207», «БТЩ-210», «БТЩ-215», «БТЩ-218» и трех сторожевых катеров перешла к о-ву Лавенсари, где задержана для выполнения спецзадания по высадке разведгруппы на побережье Нарвского залива.

1942 год 26 октября
запланированная операция по высадке разведгруппы отложена.

1942 год 27 октября
в 01.03 вышла во второй боевой поход под командованием Сазонова Д.М. к западному побережью о-ва Готланд на центральную часть позиции № 11.

1942 год 29 октября
приказом командира бригады перенаправлена в Аландское море на позицию № 6.

1942 год 31 октября
в 19.30 окончила форсирование Финского залива и в 23.00 донесла о получении приказа об изменении позиции.

1942 год 5 ноября
днем при попытке атаковать финский конвой, обнаружена и контратакована финским сторожевиком «Уиско», о чем донесла в 20.00. Это радиодонесение было запеленговано противником, выславшим в район нахождения пл подлодки «lku-Turso» и «Vetechinen». Командир советской пл, получивший оповещение о действиях лодок противника, очевидно счел, что ненастная погода ему обеспечит скрытность, на ходу в надводном положении производил зарядку батареи и в итоге была обнаружена финской пл «Vetechinen», которая с целью обеспечения скрытности на сближении шла под электромоторами в надводном положении, дважды теряла контакт, но благодаря совершенной на тот момент гидроакустической аппаратуре, каждый раз восстанавливала его. В 23.55, заняв удобную позицию, командир финской пл кап. л-т А. Лейно с дистанции 1,5 кбт. выпустил 2 торпеды, но взрыва не последовало. Тогда командир «Vetechinen» приказал открыть огонь из 76-мм пушки. Выстрелы ослепили стоявших на мостике финской пл, и поэтому последовавшее через пол минуты столкновение оказалось неожиданным. Шедшая шестиузловым ходом «Vetechinen» врезалась в левый борт «Щ-305» чуть позади носовых горизонтальных рулей. Поскольку в этот момент «Щ-305» осуществляла срочное погружение, логично предположить, что внезапно полученные повреждения прочного корпуса от артиллерийского огня или таранного удара создали дополнительную отрицательную плавучесть и пл провалилась за предельную глубину погружения. Два с половиной часа «Vetechinen» прослушивала район столкновения, но признаков движения советской пл не обнаружила. «Щ-305» затонула точке 60°03'3'' с.ш., 19°12'5'' в.д., на пл погиб весь экипаж - 38 человек. Финская пл также получила серьезные повреждения, но смогла самостоятельно вернуться.

1942 год 25 декабря
исключена из состава ВМФ.


командиры:
 

1. ..?..
Середа А.М. (врид 02.1940 - 06.1941, 06.41 - 07.1941);
Кочетков К.С. (07.1943 - 31.07.1941);
Сазонов Д.М. (31.07.1941 - 05.11.1942).

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава», альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;;
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;
Кулагин К.Л., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, Москва, 2002 г.;
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.;
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;
«Адмиралтейские верфи подводному флоту России», изд. «Гангут», СПб, 2003 г.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz