L-55, Л-55, ПЗС-6

тип «L» 3-й серии


историческая справка


  

1917 год 

заложена на верфи «Fairfjeld Spb. & Eng. Co» в Глазго (Великобритания);

 

1918 год 

вступила в состав Королевских ВМС Великобритании, приняла участие в боевых действиях против Красной Армии в Балтийском море;

 

1919 год 4 июня

при попытке атаковать в Копорском заливе ЭМ «Азард» и « Гавриил» в результате неучтенного сноса течением, подорвалась на английском минном заграждении в точке с координатами 59 гр. 55 мин. СШ, 28 гр. 46 мин. 06 сек. ВД, весь экипаж погиб. Адмиралтейство Великобритании официально объявило о гибели пл, но заявило о спасении большей части экипажа. Подробности инцидента выглядят следующим образом. «L-55» находилась на позиции в Копорском заливе. В 17.37 пл обнаружила советские ЭМ « Азард» и «Гавриил» и вышла на них в атаку, выполнив двухторпедный залп. С обоих ЭМ почти одновременно был обнаружен след торпед, от которых оба ЭМ уклонились. После выпуска торпед пл не удержалась на глубине и над водой показалась часть рубки. В этот момент с бакового 4-х дюймового орудия ЭМ « Азард» был произведен выстрел. Над пл поднялся большой столб огня и дыма. При докладе по результатам похода начальнику ДОТ С.Н. Дмитриеву, начальник дивизиона ЭМ Л.Н. Ростовцев, находившийся в момент атаки на ЭМ « Азард», в рапорте указал: «...на месте лодки появился громадный столб воды не менее чем при взрыве мины заграждения, черного цвета, и видны были летящие в воздух обломки. На месте взрыва, до которого оставалось только 15 - 20 саженей, был сильный водоворот, с громадной силой выходил воздух, образуя белую пену». Тем не менее, командование посчитало, что пл уничтожена выстрелом с ЭМ « Азард». Командир корабля Н.Н. Несвицкий, комендор С. Богов в числе первых были награждены орденом Красного Знамени. После подъема пл на поверхность и ее обследования, версия потопления пл артиллерийским снарядом не подтвердилась, поскольку были обнаружены только повреждения от мины заграждения, а носовая часть надстройки и ограждения рубки не пострадали. По всей видимости, пл имела снос течением и при всплытии по левому привальному брусу за минреп была притянута мина заграждения, которая и взорвалась в кормовой части ограждения рубки. Но версия потопления артиллерийским снарядом очень прочно укрепилась во многих советских изданиях;

 

1926 год осень

при проведении боевого траления в Балтийском море один из тральщиков поднял на борт прицельное устройство 4-х дюймовой пушки с английским клеймом, предпринятые поиски водолазами результатов не дали;

 

1927 год ноябрь

с использование придонных тралов и миноискателей тщ «Клюз» и «Змей» обнаружили большую массу металла, но опустившийся на дно водолаз не смог отыскать корпус лодки;

 

1927 год 14 ноябрь

попытку поиска лодки повторили, применив волочение по грунту четырехпалого якоря. Вскоре якорь с тщ «Змей» зацепился за подводное препятствие. Спущенный по якорь-цепи водолазный инструктор Н.С. Хроленко, обнаружил и обследовал лежащий на глубине 32 метра корпус пл. Доклад Н.С. Хроленко содержал сведения об отсутствии видимых повреждений, что стало одним из важных доводов при принятии решения о подъеме и восстановлении пл. Впоследствии, в октябре 1928 года, Н.С. Хроленко был осужден военным трибуналом МСБМ за неверный доклад о состоянии пл и приговорен к лишению свободы сроком на шесть месяцев без строгой изоляции. Принимая во внимание первую судимость Н.С. Хроленко и его прежнюю добросовестную службу, осуждение постановили считать условным;

 

 

1928 год 19 мая

принято решение Управлением Морских Сил РККА поручить подъемные работы ЭПРОНу, для выполнения подводных работ была сформирована отдельная водолазная партия, куда вошли лучшие специалисты ЭПРОН во главе с начальником оперативной части Экспедиции мастером подводного дела Ф. А. Шпаковичем. Разработкой технического проекта предстоящих судоподъемных работ руководил бывший подпоручик царского флота корабельный инженер Т.И. Бобрицкий;

 

1928 год 19 мая

после очистки Финского залива от льда прибывшая в Кронштадт водолазная партия экспедиции продолжила обследование лодки. Более детальный осмотр лодки показал, что задняя часть рубки снесена взрывом, и что непосредственной причиной гибели лодки был взрыв мины заграждения;

 

1928 год 24 июля

в район нахождения пл прибыла асс «Коммуна» и приступила к подготовке подъема пл. Работы сопровождались опасностью, посколько оставались невытралеными противолодочные мины на глубинах 19-20 метров;

 

1928 год 11 августа

к 10.00 корпус был поднят и всвязи со свежей погодой в 13.00 наспех сбросив концы на бочки и отклепав якорь, асс «Коммуна» двинулась в Кронштадт. Незадолго до подъема пл, стравленный на грунт правый кормовой перлинь при вибрации подорвал английскую мину и она по ветру в нескольких саженях прошла под кормой «Коммуны». В 22.00 «Коммуна» пришвартовалась у стенки Пароходного завода в Военной гавани. Подъем пл осуществлен несмотря на заявленный протест МИД Великобритании;

 

1928 год 12 августа

утром начались подготовительные работы для докования: водолазы сняли форму днища лодки, рабочие подготовили клетки в доке для установки корпуса пл. Обычно на это уходит нескольких дней, но на сей раз к вечеру все было выполнено, и док начали заливать водой. В 10.00 на завод прибыли Наркомвоенмор и Председатель РВС СССР К.Е. Ворошилов, начальник МС РККА Р.А. Муклевич и начальник МСБМ М.В. Викторов. Они поздравили эпроновцев и помогавших им военных моряков с успешным окончанием судоподъемных работ;

 

1928 год 13 августа

буксиры завели «Коммуну» с лодкой в док, установка заняла весь день, и вечером того же дня вода из дока была откачена, «L-55» поставлена на клети. В 23.00 был открыт люк около носового орудия, в котором удалось рассмотреть сброшенные с гнезд снаряды. Попытки отдраить носовой минно-погрузочный люк ни к чему не привели;

 

1928 год 14 августа

к 06.00 утра все люки были вскрыты. После того, как моряки проникли внутрь пл, их глазам открылась удручающая картина. Осмотр показал, что взрыв мины повлек немедленную гибель людей на тех местах, где они находились в момент катастрофы. В средней части в районе повреждения прочного корпуса найдены костяки с остатками сухожилий. В средней части лодки смерть членов экипажа последовала от удара, в корме и носовых отсеках подводники были оглушены взрывами и сразу же захлебнулись в потоке воды. Никаких следов борьбы за живучесть найти не удалось, все внутренние переборки оказались незадраенными. К 17 часам удалось извлечь и сложить в гробы около 25 трупов. Извлекать их было, мягко говоря, нелегко: «Запах и разложившиеся трупы вызывают у слабых людей неимоверное отвращение», - докладывал в ОГПУ СССР руководитель работ Л.Н. Захаров-Мейер. Из-за этого работы проводились поэтапно, партиями по 4-6 человек. Особенно от взрыва пострадала средняя часть подводной лодки, куда из-за разрушений пришлось прокладывать путь с помощью автогена. Одновременно велся сбор документов, фотографий, обмундирования, поскольку оставалась надежда что эти вещи в какой-то мере помогут идентифицировать членов экипажа и избежать обезличивания. Всего при осмотре было обнаружено 38 останков английских моряков. Сохранность корпуса и механизмов оказалась хорошая, остались неповрежденными 9 шт. 533-мм торпед;

 

the greater size 640x480

момент подъема «L-55» гинями асс «Коммуна». Как только носовое орудие пл показалось из воды, на нем был водружен красный флаг. Август 1928 года.

  

Фото из архива ЦВММ;

 

the greater size 640x480 the greater size 640x480

корпус «L-55» в сухом доке в Кронштадте. Август 1928 года.

  

Фото из архива ЦВММ;

 

the greater size

корпус «L-55» в сухом доке в Кронштадте. Август 1928 года.

  

Фото с сайта «Vivos Voco!»;

 

1928 год 30 августа

на кронштадтском рейде в присутствии главного командования порта, представителей Наркомата иностранных дел, штаба БФ и норвежского консула, на норвежский транспорт «Troru», прибывший в СССР по договоренности между Великобританией и Норвегией, погрузили 38 гробов с останками членов экипажа «L-55». В тот же день «Troru» вышел в море;

 

the greater size

траурная церемония на борту норвежского транспорта «Troru». 30 августа 1928 года.

  

Фото с сайта «Vivos Voco!»;

 

the greater size

команда ЭПРОН, поднимавшая «L-55». В центре с орденом руководитель экспедиции Л.Н. Захаров-Мейер. 1928 год.

  

Фото с сайта «Vivos Voco!»;

 

1928 год 20 сентября

издан приказ Реввоенсовета СССР №319, подписанный лично Наркомвоенмором и Председателем РВС К.Е. Ворошиловым. Он отмечал: «Благодаря энергии, умелости и революционному энтузиазму всего личного состава ЭПРОНа... мы получили в свои руки новый документ истории Гражданской войны и английского вмешательства в нее и в то же время технически совершенное судно, принадлежащее к одному из мощных классов английского подводного флота. Произведенная ЭПРОНом работа свидетельствует о прекрасной организации и в то же время о большой отваге личного состава, производившего работы при самых неблагоприятных условиях погоды. Эти работы являются исключительным достижением не только для СССР, но и для заграницы». Участники работ получили денежное вознаграждение в размере от 5 до 200 руб. в зависимости от должности. Наиболее отличившимся дополнительно к деньгам вручили по комплекту фотоснимков, сделанных во время операции. Всему же личному составу судов обеспечения подарили групповые фотографии подъема «L-55» с личными подписями;

 

1928 год с октября по 27 июля 1931 года

пл прошла восстановление и модернизацию. Более тщательное обследование корпуса пл показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта от центрального поста и до шестого отсека полностью разрушены, причем рваные листы обшивки вмяты внутрь лодки. Сам корпус имеет незначительный прогиб. Сильно повреждены главные и вспомогательные механизмы, часть арматуры и трубопроводов. В то же время аккумуляторная батарея и баллоны воздуха высокого давления остались целы. Финансирование восстановительных работ в сумме около 1 млн. рублей осуществлялось через фонд «Ответ Чемберлену». Большие разрушения корпуса, серьезные повреждения главных и вспомогательных механизмов и полное отсутствие какой-либо технической документации существенно осложняли задачу восстановления пл. Группу конструкторов Техбюро № 4, куда вошли инженеры П.З. Голосовский, В.В. Перловский, К.И. Руберовский и др., возглавил инженер Б.М. Малинин. Конструкторская группа осуществила разработку и выпуск технической документации, необходимой для выполнения восстановительных работ. Б.М. Малинин и его коллеги не только по эскизам с натуры изготовили около тысячи различных чертежей, но и составили очень подробные инструкции по управлению механизмами, системами, устройствами. Большую помощь судостроителям в восстановлении лодки оказали опытные подводники, особенно старейший инженер-механик К.Ф. Игнатьев. Во время ремонта в 1931 году пл посетил Нарком Обороны К.Е. Ворошилов. Ему был задан вопрос, как будет называться пл после включения в состав флота, на что он утвердительно ответил о сохранении прежнего наименования. В процессе восстановительных работ заметных переделок и перепланировок внутри отсеков «L-55» не предусматривалось;

  

1931 год 7 августа

в торжественной обстановке был поднят Военно-Морской флаг СССР и пл вошла в состав МСБМ;

  

1932 год 10 декабря

для упрощения делопроизводства пл получила номер «Л-55»

 

1933 год с 1 апреля

пл использовалась в учебных целях;

  

1934 год по 1935 год

в Кронштадте прошла капитальный ремонт, английские дизеля фирмы «Vikkers» были заменены на отечественные 42БМ6;

  

1935 год 11 января

вошла в состав КБФ;

  

1940 год 10 января

выведена из боевого состава и отнесена к переклассифицирована в опытовую пл;

 

1942 год 14 февраля

при стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде во время артналета получила повреждения от взрыва снаряда, осколки которого проделали 11 пробоин в ограждении рубки и в обшивке булевой цистерны;

 

1942 год 8 августа

законсервирована и переведена в состав отряда судов тыла КБФ, сданных на хранение;

 

1943 год 7 мая

расконсервирована, переформирована в ПЗС и возвращена в состав бригады КБФ;

  

1944 год с 1 по 4 декабря

совершила переход из Кронштадта на Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование лодок КБФ

 

1946 год 5 февраля

перечислена в состав 4-го ВМФ;

  

1947 год 8 апреля

законсервирована вновь и в Лиепае поставлена на прикол;

 

1949 год 16 мая

присвоен новый номер «ПЗС-6»;

 

1950 год 25 сентября

исключена из состава ВМФ и передана для разделки на металл и утилизацию;

  

1950 год 31 декабря

расформирован экипаж;

 


 


 

командиры:

(войсковая часть ..?..)

 

1. Чарльз Чапмэн (1918-1919)

2. Воробьев В.С. (..1931..)

3. Браун И.Я. (..?..-01.07.1941 г.)


список источников:

 

1. Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Часть 1. КБФ.». Издательство «Полигон», Москва, 2001 г.

2. Балабин В.Б.  «Английская субмарина под флагом СССР», использованы страницы сайта «Vivos Voco!» http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/papers/history/submary.htm.

3. Бережной С.С. «Подводные лодки ВМФ СССР и России», справочник.

4. Сорокина М.Ю.  «В поисках затонувших кораблей», использованы страницы сайта «Vivos Voco!» http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/papers/history/epron/epron.htm.

3. Черепков А. «ЭПРОН реанимировал подлодки», использованы страницы официального сайта ФСБ РФ http://www.fsb.ru/history/autors/cherepkov.html.

4. Cтраницы сайта «Великая Отечественная под водой» http://town.ural.ru/ship/ship/l_55.php3.

5. Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru


главная | справочник | подводные лодки иностранных проектов | гостевая | почта

main | directory | foreign-made submarinesthe guest book | feedback

© 2003 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде без письменного разрешение автора запрещено.

© 2003 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz