К-159

проект 627а «Кит», заводской номер 289


историческая справка


 

1962 год 15 августа

заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как крейсерская атомная подводная лока;

 

1963 год 6 июня

спущена на воду;

 

1963 год с 11 июня по 20 августа

произведены швартовые испытания;

 

1963 год с 11 сентября по 9 октября

произведены ходовые испытания;

 

1963 год 9 октября

подписан Государственной комиссией акт о завершении испытаний, торжественно поднят Военно-морской флаг СССР;

 

1963 год 4 ноября

включена в состав в 3 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Западная Лица;

 

1964 год

после отработки курса боевой подготовки выполнила задачи первой боевой службы в Средиземном море. Гибралтарский пролив пла форсировала в подводном положении под корпусом проходящего судна;

 

1965 год февраль

пла вышла на вторую боевую службу под командованием кап. 2 ранга Синева Б.С. в Северную Атлантику к восточному побережью США;

 

1965 год 2 марта

обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА левого борта Личный состав электромеханической боевой части принял меры по устранению неисправности, а командир доложил о случившемся на КП. Несмостя на то, личному составу удалось в скором времени устранить неисправность, пла была возвращена в пункт базирования, а ей на смену в спешном порядке выведена на боевую службу «К-50» с 184 экипажем под командованием кап. 2 ранга Дружинина Ю.И.;

 

1966 год

из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала  кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота;

 

1967 год по 1968 год

прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинск;

 

1968 год ноябрь

после окончания ремонта перечислена в состав 17 дивизии 11 флотилии атомных подводных лодок с базированием в губе Гремиха;

 

1969 год с 28 июня по 31 августа

совершила третью боевую службу в Карибском море и Мексиканском заливе. За 65 суток прошла под водой 17643 мили;

 

1970 год по 1972 год

произведен средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов;

 

1973 год

выполнила задачи четвертой боевой службы;

 

1975 год

выполнила задачи пятой боевой службы;

 

1977 год 25 июля

переклассифицирована в большую атомную подводную лодку;

 

1979 год по 1980 год

прошла текущий ремонт на СРЗ-10 «Шквал» в гор. Полярный;

 

1981 год

выполнила задачи шестой боевой службы;

 

1982 год

выполнила задачи седьмой боевой службы;

 

1983 год

выполнила задачи восьмой боевой службы;

 

1984 год

выполнила задачи девятой боевой службы;

 

1988 год 25 октября

оба ядерных реактора переведены в ядерно-безопасное состояние, к этому моменту выработка энергозапаса активных зон составляла около 95%;

 

1989 год 30 мая

выведена из боевого состава ВМФ и оставлена на плаву в ожидании утилизации с не выгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов;

 

the greater size 640x480

  

пла «К-159» (слева) и «К-21» проекта 627а в ожидании утилизации в губе Гремиха, май 2000 года,

 

фото В. Шигина из альманаха «Наваль коллекция», спецвыпуск «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России»;

  

 

the greater size 640x480

  

пла «К-159» готовится к буксировке на СРЗ «Нерпа», 20 августа 2003 года,

 

фото А. Юнусова с сайта www.ksf.ru;

  

 

2003 год 28 августа

начата буксировка из места базирования в б. Кут на ФГУП СРЗ «Нерпа» (гор. Снежногорск) для выгрузки ядерного топлива и утилизации. Буксировка осуществлялась спасательным буксиром «СБ-406», для придания достаточного запаса плавучести под корпус лодки было заведено 4 понтона, на борту находилось 10 человек экипажа во главе с командиром, с буксировщиком поддерживалась связь по УКВ радиостанции;

 

2003 год 30 августа

в условиях трехбального волнения, после обнаружения поступления воды внутрь прочного корпуса, затонула в точке с координатами 69°22,64' с.ш., 33°49,5'1'' в.д. на расстоянии 2,4 мили от северо-западной оконечности о-ва Кильдин в Баренцевом море на глубине 248 метров с открытым верхним рубочным люком. Из воды в бессознательном состоянии поднят КГДУ ст. л-т Максим Цибульский, остальные находившиеся в момент аварии на борту погибли. В тот же день лодка была обнаружена и обследована на дне подводными аппаратами;

  


Всего за время нахождения в боевом составе ВМФ пла совершила 9 боевых служб, из них 1 боевая служба была прервана досрочно, прошла 212618 мили за 25364 ходовых часа. 

Последний бортовой номер – 607.


 

командиры:

(войсковая часть 90095)

 

1.       Синев Б.С. (1962 –..?..);

2.       ..?..

3.       Зайцев В.Ф. (..1969..);

4.       ..?..

5.       Лаппа С.Н. (..?..-30.08.2003).

 


список источников:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Каширский В.А. «Записки командира атомной подводной лодки», электронная копия издания;
•  Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы», Москва, 2004 г.;
•  Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•  Материалы уголовного дела по факту гтбели пла «К-159»;
•  Справочник «Подводные лодки России».Том IV часть 1.ЦКБ МТ «Рубин», СПб 1996 г.;
Страницы сайта «Российский Подводный Флот» http://www.submarine.id.ru;

Благодарим кап. 1 ранга в отставке В. Шумакова, предоставившего воспоминания ветеранов корабля О. Певцова, Ю. Портнова.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2003 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz