К-52

историческая справка

Проект 627А «Кит». Заводской номер 281.
1959 год 15 октября  
заложена на стапеле завода № 402 в городе Северодвинске в цехе № 42
1960 год 28 августа  
спущена на воду
1960 год с 10 сентября  по 20 октября  
швартовые испытания
1960 год с 21 октября  по 24 октября  
заводские ходовые испытания
1960 год 3 ноября  
выход на государственные испытания
1960 год 8 ноября  
при прохождении ПЛА на мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших кормовых горизонтальных рулей на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде ПЛА была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым превысив предельную глубину погружения (300 метров).Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у ПЛА на ходу
1960 год 2 декабря  
завершены государственные испытания 
1960 год с 3 декабря по 22 декабря 
устранение замечаний
1960 год 22 декабря 
подписан Акт приемки корабля от промышленности. Ответственный сдатчик Лысков Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инженер-капитан 2 ранга Федоренко Илья Емельянович, командир корабля капитан 2 ранга Рыков Валентин Павлович, председатель комиссии государственной приемки капитан 1 ранга Висящев Анатолий Васильевич. ПЛА сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода

1960 год 23 декабря  

торжественно поднят Военно-морской флаг
1960 год 25 декабря 
поздно вечером корабль отошел от стенки завода для следования к постоянному месту базирования
1960 год 27 декабря  
ПЛА прибыла  в бухту Малая Лопатка губы Западная Лица, вошла в состав отдельной 206 бригады атомных подводных лодок СФ
1961 год январь 
в связи с переформированием 206 бригады перечислена в 3 дивизию 1 флотилии атомных подводных лодок СФ
1961 год январь 
сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления
1961 год апрель 
подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту командующий КСФ Чабаненко А.Т.
1961 год май-июнь  
автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. ПЛА досрочно была возвращена в базу в связи с аварией на «К-19»
1962 год c 4 по 10 апреля 
участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине бывшим командиром капитаном 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше
1963 год август 
ПЛА завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке
1967 год c 4 по 8 мая 
обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». ПЛА изображала «К-3» во время ее похода на Cеверный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик мичман Луня М.И., который и водружал флаг на льду 
 
SSN K-52 SSN K-52
«К-52», всплывшая в полынье во время съемок фильма. Май 1967 года.
 
 Хроникальные кадры из Центрального архива КФФД, использован фильм «История русского флота» из цикла «Россия. Забытые годы», кинопроект «Eastern Light Prods and Close-Up Cinema Video Co», 1992 год. Предоставил С. Шлимонов.
SSN K-52
Момент всплытия «К-52» помимо двух кинооператоров снимал со льда командир дивизиона движения кап. 3 ранга Шумаков В.А.
 

1967 год 26 октября по 21 декабря

внеплановая боевая служба в Средиземном море. ПЛА в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон»
1968 год 28 августа по 29 октября 
боевая служба в Средиземном море
1969 год октябрь-ноябрь 
боевая служба, прошедшая благополучно
1969 год с декабря по 27 декабря 1972 год 
ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое 
1972 год 27 декабря 
ПЛА пришвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту службы и вошла в состав 17 дивизии 11 флотилии атомных подводных лодок СФ
1973 год декабрь по февраль 1974 года 
боевая служба в Средиземном море
1975 год июль-сентябрь 
боевая служба в Атлантическом океане
1983 год июль 
выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем 
1986 год  июнь (предположительно)  
из-за большого объема ремонтных работ ГК ВМФ принято решение сдать ПЛА в ОФИ. Эта была первая ПЛА 627А проекта, сданная в ОФИ 
1996 год  весна (предположительно) 
ПЛА отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон 
1996 год сентябрь по 30 января 1997 года  
ПЛА утилизирована на СРЗ-10 в городе Полярном

Всего за время службы ПЛ совершила 11 дальних и боевых служб, а всего с момента постройки подлодка прошла 236804 мили за 26366 ходовых часa. 
 
Командиры корабля (экипаж в\ч 13048): 
  1. Рыков В.П. (июль 1960-сентябрь 1966)
  2. Борисенко В.Д. (сентябрь 1966-октябрь 1973)
  3. Гаврилов В.В. (октябрь 1973-апрель 1978)
  4. Кузнецов ?.?. (апрель 1978-сентябрь 1978)
  5. Афонин В.И. (сентябрь 1978-январь1986 ?)
  6. Сыроежко ?.?. (сентябрь 1986 ? - ...?...)
  7. фамилия последнего командира требует уточнения. Возможно, Габриэлян ?.?.

Историческая справка составлена бывшим командиром дивизиона движения «К-52», ныне капитаном 1-го ранга в запасе Шумаковым В.А.
Источники: 
  1. «Подводные лодки России».  Том IV, часть 1. Научно-исторический справочник.  ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru
 

 transition to page about nuclear submarines on the main page

 

Сайт управляется системой uCoz