К-52
проект 627а «Кит», заводской номер 281


фотографии

фото: пла «К-52» в момент всплытия в приполюсном районе для съемок документального фильма
дата: 1967 год, май
автор: В.А. Шумаков


историческая справка


1959 год 15 октября 

заложена на стапеле завода № 402 в городе Северодвинске в цехе № 42.

1960 год 28 августа 
спущена на воду.

1960 год с 10 сентября по 20 октября 
швартовые испытания.

1960 год с 21 октября по 24 октября 
заводские ходовые испытания.

1960 год 3 ноября 
выход на государственные испытания.

1960 год 8 ноября 
при прохождении мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших кормовых горизонтальных рулей на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде пл была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым превысив предельную глубину погружения (300 метров).Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у пл на ходу.

1960 год 2 декабря 
завершены государственные испытания.

1960 год с 3 декабря по 22 декабря
устранение замечаний.

1960 год 22 декабря
подписан акт приемки корабля от промышленности. Ответственный сдатчик Лысков Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инж.-кап. 2 ранга Федоренко Илья Емельянович, командир корабля кап. 2 ранга Рыков Валентин Павлович, председатель комиссии государственной приемки кап. 1 ранга Висящев Анатолий Васильевич. Подлодка сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода.

1960 год 23 декабря  
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1960 год 25 декабря
поздно вечером корабль отошел от стенки завода для следования к постоянному месту базирования.

1960 год 27 декабря 
прибыла в бухту Малая Лопатка губы Западная Лица, вошла в состав отдельной 206-й бригады атомных подводных лодок Северного флота.

1961 год январь
в связи с переформированием 206-й бригады перечислена в 3-й дивизию 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота.

1961 год январь
сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления.

1961 год апрель
подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту командующий КСФ Чабаненко А.Т.

1961 год с мая по июнь 
автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. ПЛА досрочно была возвращена в базу в связи с аварией на «К-19».

1962 год c 4 по 10 апреля
участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине бывшим командиром кап. 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше.

1963 год август
завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке.

1967 год c 4 по 8 мая
обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». ПЛА изображала «К-3» во время ее похода на Cеверный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик мичман Луня М.И., который и водружал флаг на льду.

1967 год с 26 октября по 21 декабря
внеплановая боевая служба в Средиземном море в ходе которой пл в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон».

1968 год 28 августа по 29 октября
боевая служба в Средиземном море.

1969 год с октября по ноябрь
боевая служба, прошедшая благополучно.

1969 год с декабря по 27 декабря 1972 года
произведен ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое.

1972 год 27 декабря
ошвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту службы и вошла в состав 17-й дивизии 11-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота.

1973 год с декабря по февраль 1974 года
боевая служба в Средиземном море.

1975 год с июля по сентябрь
боевая служба в Атлантическом океане.

1983 год июль
выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем.

1986 год июнь (предположительно) 
из-за большого объема ремонтных работ ГК ВМФ принято решение сдать пла в ОФИ. Эта была первая пла 627а проекта, сданная в ОФИ.

1996 год весна (предположительно)
отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон.

1996 год с сентября по 30 января 1997 года 
утилизирована на СРЗ-10 в гор. Полярном.


За время службы пл совершила 11 дальних и боевых служб, а всего с момента постройки подлодка прошла 236804 мили за 26366 ходовых часa.


командиры:
войсковая часть 13048

1. Рыков В.П. (07.1960 - 09.1966);
2. Борисенко В.Д. (09.1966 - 11.1973);
3. Гаврилов В.В. (11.1973 - 04.1978);
4. Кузнецов ?.?. (04.1978 - 09.1978);
5. Афонин В.И. (09.1978 - 01.1986 ?);
6. Сыроежко ?.?. (09.1986 ? - ...?...);
7. ..?..

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Благодарим В. Шумакова за предоставленную подробную информацию.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2009 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

  Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz