К-19, КС-19, БС-19
проект 658, 658м, 658с, заводской номер 901


фотографии

фото: рапл «К-19» терпит бедствие в Атлантическом океане
дата: 1972 год, февраль
источник: US Navy


фото: рапл «К-19» терпит бедствие в Атлантическом океане. Снимок сделан с борта спасателя «СБ-38»
дата: 1972 год, февраль
автор: неизв.
источник: форум tsushima.su


фото: плаб «БС-19» на отстое в губе Ура
дата: 1997 год, июнь
автор: А. Раубе
источник: архив Музея Северного флота


фото: плаб «БС-19» на отстое в губе Ура
дата: 2002 год, март
автор: И. Курганов


фото: корпус плаб «БС-19» в плавдоке «Паллада» перед заводкой в эллинг для утилизации
дата: 2003 год, август
автор: В. Ростков


историческая справка


1957 год 16 октября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1957 год 27 декабря
в гор. Обнинске сформирован экипаж.

1958 год 17 октября
заложена в цехе № 50 на ССЗ № 402 в гор. Северодвинске как головная крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.

1959 год 10 марта
на завод из гор. Обнинска после обучения прибыл экипаж.

1959 год
при производстве работ по оклейке корпуса в балластных цистернах произошел пожар, погибло 3 человека.

1959 год 11 октября
выведена из цеха в бассейн. В ходе торжественной церемонии брошенная рукой командира БЧ-5 кап. 3 ранга Панова В.В. бутылка с шампанским, скользнув по винтам и обрезиненному корпусу пл, не разбилась.

1959 год 18 октября
спущена на воду и переведена к достроечной стенке завода, для подачи пара на период достройки использовался лидер эсминцев «Баку».

1960 год январь
из-за несогласованности действий сдаточной команды и членов экипажа произошла авария: офицер-оператор при опробовании системы управления компенсирующими решетками допустил посадку решетки на нижние концевые упоры так, что погнулся шток привода компенсирующей решетки. Для устранения последствий аварии потребовалось вскрывать крышку реактора, выгружать все тепловыделяющие элементы, заменять неисправную сборку реактора на новую, для чего была необходима полная перегрузка реакторов и выполнение связанного с ней комплекса сопутствующих работ: вскрытие легкого и прочного корпуса, демонтаж многих систем. Общая стоимость работ составила 34 млн. рублей. В результате многие понесли наказание: офицеры-операторы, допустившие аварию были списаны с корабля, командир БЧ-5 кап. 3 ранга Панов В.В. понижен на одно звание, сдаточный механик получил строгий выговор, ответственный сдатчик Баженов М.Я. был снят с занимаемой должности и вместо него назначен Кулаков В.Л.

1960 год с мая по июнь
пл прошла докование и одновременно перегрузку активной зоны с заменой поврежденного оборудования. При отворачивании шпилек крышки реактора рабочие столкнулись с загадочным явлением. Слесарь, выполнявший эту операцию, обнаружил в графитовой смазке на резьбе нескольких шпилек довольно крупных, длиной 10 - 15 миллиметров, черных, очень жестких на ощупь жуков, которые, помещенные на ладонь, преспокойно передвигались. Для ответа на вопрос, как эти насекомые могли существовать в графитовой смазке уже немало поработавшего на мощности реактора, их отправили в один из специализированных НИИ, но на заводе ответ не был получен.

1960 год 12 июля
поднят Военно-морской флаг.

1960 год с 13 июля по 17 июля
проведен первый выход пл на заводские ходовые испытания.

1960 год с 12 августа по 8 ноября
выполнила программу государственных испытаний в Белом море в период которых пройдено 10779 миль. В процессе испытаний впервые опробовали пятисуточный режим полного подводного хода на предельной мощности, который завершился успешно. Но при всплытии в надводное положение оказалось, что большая часть резинового покрытия корпуса отслоилась, что в последующем потребовало повторного обрезинивания корпуса. При глубоководном погружении на предельную глубину на глубине 280 метров по периметру крышки люка в реакторный отсек стала просачиваться и распыляться забортная вода, о чем через оператора пульта ГЭУ было доложено в центральный пост. Но командир принял решение продолжать погружение. На отметке в 300 метров в отсеке встал плотный водяной туман, видимость резко снизилась и когда из отсека поступил доклад «заливает шестой отсек!», командир пл кап. 2 ранга Затеев Н.В. и ответственный сдатчик Куликов В.Л. приняли решение об аварийном всплытии. Подлодка, переложив на всплытие все рули, увеличив скорость, начала аварийное продувание всех балластных цистерн. В результате предпринятого маневра пл выскочила на поверхность в непосредственной близости от обеспечивающего корабля и завалилась с опасным креном ок. 45° сначала на правый, а затем на левый борт.

1960 год октябрь
при удалении за борт досок от продуктового ящика через устройство для удаления камбузных отходов девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства и в отсек стала поступать вода, затопившая отсек на одну треть.

1960 год 12 ноября
подписан приемный акт, ответственный сдатчик Куликов В.Л., первый командир – кап. 2 ранга Затеев Н.В., пл вошла в состав Северного флота.

1960 год ноябрь
в ледовых условиях пл совершила переход к месту базирования в губу Малая Лопатка в состав 206 обрпл Северного флота.

1960 год декабрь
при выполнении первого самостоятельного ввода ГЭУ операторами было допущено снижение уровня теплоносителя в компенсаторах объема первого контура реактора, что повлекло разрушение подшипников главного циркуляционного насоса, а затем выходу из строя всего насоса. Вызванная из Северодвинска группа рабочих в течении недели выполнила работы по замене насоса без вскрытия прочного корпуса, протащив громоздкий агрегат из третьего в шестой отсек через переборочные люки.

1961 год
при выполнении операции по погрузке ракетного оружия был придавлен крышкой шахты и погиб матрос/

1961 год 3 июля
при возвращении в базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от о-ва Ян-Майнен произошла авария правого реактора. В 04.00 при ходе пл в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35% вахтенный КГДУ обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора и отключены ресиверные баллоны газа высокого давления от 1 контура. Однако, анализа показаний всех приборов личный состав не сделал, а занялся поисками места предполагаемого разрыва и принятием мер для поддержания циркуляции в контуре, стремясь в первую очередь приостановить разогрев активной зоны реактора и ее расплавление, поскольку считал, что после расплавления ядерного топлива возможно создание критической массы и ядерный взрыв. Попытки поддержания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса 1 контура и вспомогательного насоса, а также подъема давления в контуре насосами Т-4А и ЭПН-1, продолжавшиеся около 2-х часов после начала аварии результатов не дали: циркуляционные насосы срывало, несколько позже вспомогательный насос вышел из строя. В 04.22 пл всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 07.00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления по нештатной схеме от насоса Т-4А. Однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 08.45 после приварки героическими усилиями аварийной партии трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12.20 тех же суток. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на пл резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

1961 год 4 июля
через сутки после начала аварии, в 04.00 весь личный состав был снят на дизельную подлодку «С-270» под командованием кап. 3 ранга Свербилова Ж.М., а затем и на «С-159», но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей «К-19» была подготовлена к затоплению. Причиной течи 1 контура явился разрыв импульсной трубки от напорной линии циркуляционного насоса к датчикам 1 контура, вследствие чего на приборе в посту управления ГЭУ прибор показывал нулевое значение, хотя давление в контуре частично сохранялось. Об этом свидетельствовало наличие давления в баллонах газа высокого давления, отключенных после начала аварии. По показаниям манометра реакторного отсека оно равнялось 92 кгс/см2, что свидетельствовало о малой течи, а не о разрыве 1 контура, как посчитал личный состав. После аварии физиками-ядерщиками была доказана невозможность ядерного взрыва корабельного реактора даже после полного расплавления тепловыделяющих сборок.

1961 год июля
пл была отбуксирована в базу, где в течении шести месяцев проходила дезактивацию, в результате сильного переоблучения в течении ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии - еще 2 человека.

1961 год 15 июля
перечислена в состав созданной 31-й дпл 1-й Флпл СФ с местом базирования в губе Лопаткина.

1961 год 6 августа
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи 26 членов экипажа награждены орденами и медалями.

1961 год 14 декабря
отбуксирована на Севмашпредприятие в гор. Северодвинск, где согласно решения Совета Министров СССР от 30 января 1962 года принята в восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека и модернизацией по проекту 658м.

1963 год 15 октября
спущена на воду.

1963 год 14 декабря
вышла на государственные испытания, в течении которых успешно выполнила стрельбу ракетой «Р-21» из подводного положения, за время испытаний пройдено 1714 мили.

1963 год 30 декабря
подписан приемный акт о передаче пл с ракетным комплексом «Д-4» в состав ВМФ, председатель госкомиссии контр-адм. Мазин В.А.

1965 год 15 февраля
перечислена в составе 31-й дпл в 12-ю Эскпл с местом базирования в губе Сайда.

1966 год
выполнены задачи первой боевой службы длительностью 41 сутки под командованием кап. 2 ранга Ковалев Э.А.

1967 год 10 марта
комсомольская организация корабля занесена в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ и награждена Грамотой «За мужество, стойкость, высокое боевое мастерство и образцовую эксплуатацию техники»/

1967 год 11 апреля
комсомольская организация корабля награждена Памятным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

1967 год октябрь
корабль занял 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на приз ГК ВМФ в честь 50-летия Октября. Корабль награжден Красным Знаменем Совета Министров СССР, переходящим Призом и Грамотой ГК ВМФ, командир пл кап. 2 ранга Ковалев Э.А. за успешную инспекторскую стрельбу награжден ценным подарком.

1967 год с ноября по декабрь 1968 года
прошла текущий ремонт.

1969 год 15 ноября
при отработке задач боевой подготовки с экипажем «К-40» под командованием кап. 2 ранга Шабанова В.А. и старшим на борту кап. 1 ранга Лебедько В.Г., на траверзе мыса Териберский в подводном положении произошло столкновение с американской пла SSN-615 «Gato», в результате чего обе лодки получили серьезные повреждения. «К-19» всплыла в надводное положение и вернулась в пункт базирования.

1969 год 4 декабря
Памятное Знамя ЦК ВЛКСМ комсомольской организации экипажа вручил Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М.

1970 год с 20 октября по 9 декабря
выполнила задачи второй боевой службы.

1971 год с 27 апреля по 29 июня
выполнила задачи третьей боевой службы.

1972 год январь
вышла на четвертую боевую службу со вторым экипажем «К-40» под командованием кап. 1 ранга Кулибабы В.П.

1972 год 24 февраля
при движении пл на глубине 120 метров в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через 2 минуты после объявления тревоги пл всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см2, что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки. Была сброшена аварийная защита ГЭУ, операторы покинули пульт управления. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта, а дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения, в результате чего пл осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД ок. 44%.

1972 год 8 марта
в точке с координатами 51˚ 21’ с.ш., 28˚ 54’ 3’’ з.д. по морскому обычаю похоронены л-т Хрычиков В. и ст. 2 ст Марач К. К концу дня к аварийной пл подошли корабли и суда спасательного отряда, всего же в операци по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флота. Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 – вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд». На пл был подан воздух высокого давления и электропитание.

1972 год 18 марта
из 10 отсека выведен находившийся там личный состав во главе с кап. л-том Поляковым Б.А.

1972 год 2 апреля
пл после буксировки на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агажен», прибыла в пункт базирования. В результате аварии и спасательной операции на борту пл погибло 28 человек и еще 2 человека в штормовых условиях на пбпл «Магомет Гаджиев» и крейсере «Александр Невский».

1972 год с 15 июня по 5 ноября
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла ускоренный аварийный ремонт с целью проверки мобилизационных возможностей предприятий промышленности, а с целью проверки психологической устойчивости личного состава для приема пл после восстановления был назначен второй экипаж «К-40».

1972 год ноябрь
при возвращении после ремонта в пункт базирования при прохождении боновых ворот в ограждении рубки произошло возгорание пиломатериалов, погруженных на заводе. Возгорание потушено силами личного состава и подошедшими буксирами.

1973 год с 8 января по 28 февраля
выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «отлично».

1973 год 18 марта
выполнила ракетную стрельбу с оценкой «отлично».

1973 год май
пл с первым экипажем «К-40» для проведения перегрузки активных зон перешла в пос. Островной ЙокВМБ.

1973 год 1 июня
начаты работы по перегрузке активных зон.

1973 год 19 июля
передана экипажу «К-19».

1973 год 13 сентября
закончены работы по перегрузке активных зон.

1974 год 27 февраля по 14 апреля
выполнила задачи шестой боевой службы с оценкой «отлично».

1975 год 18 марта
выполнила зачетную ракетную стрельбу с оценкой «отлично».

1975 год с 22 ноября
начат средний ремонт с модернизацией по проекту 658с на СРЗ-10 в гор. Полярном, в ходе которого на пл был демонтирован ракетный комплекс «Д-4», а на его место установлен комплекс связи «Залом».

1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую пл.

1978 год 15 ноября
произошло возгорание окрашенных поверхностей и термоизоляции на подволоке 6 отсека, погашенное подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения.

1979 год 26 июля
переклассифицирована в пл связи, присвоен номер «КС-19».

1979 года 30 ноября
после успешного прохождения ходовых испытаний пл предана ВМФ.

1979 год декабрь
по итогам боевой и политической подготовки экипаж занял 1 место в соединении.

1980 год по 1982 год
успешно произведены испытания новой техники. Выполнено 65 погружений, пройдено более 20000 миль.

1982 год 15 августа
в 18.01 в аккумуляторном отсеке при проведении лечебного цикла произошло короткое замыкание в щите батарейных автоматов правого борта. В результате короткого замыкания и выброса пламени электродуги получили ожоги разной степени тяжести 2 человека, один из которых, ст. 2 ст. Кравчук В.А., скончался в госпитале 20.07.1982 года. Причиной аварии явилось попадание на разнополярные шины постороннего предмета.

1982 год декабрь
окончена опытная эксплуатация устройства «Залом», устройство принято на вооружение.

1983 год
пл перечислена в состав 7-й дпл 9-й Эскпл КСФ с местом базирования в губе Ара.

1984 год
экипаж производил испытания новой техники связи силами СРЗ-10 в гор. Полярном.

1985 год по 1986 год
установка и испытания новой техники связи.

1987 год