К-219
проект 667а, «Навага», 667ау, «Налим», заводской номер 460


историческая справка



1970 год 9 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ;

1970 год 28 мая
заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами;

1971 год 18 октября
выведена из цеха и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке завода, достраивалась по проекту 667ау;

1971 год 31 декабря
вступила в строй;

1972 год 8 февраля
включена в состав 31 дивизии 3 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Сайда;

1973 год 31 августа
произошла авария в ракетной шахте, благодаря грамотным дейсивиям личного состава авария не переросла в катастрофу, тяжелых последствий удалось избежать, но компонентами ракетного топлива отравились несколько человек. В последствии ракетную шахту заглушили, на пл использовались только 15 ракетных шахт;

1974 год 27 декабря
во время несения боевой службы из-за ошибочных действий старшины команды трюмных был подан ВВД на наддув 10 отсека. Вахтенный инженер-механик ошибочно предположил, что произошло разуплотнение системы ВВД, объявил аварийную тревогу и разгерметизировал отсеки пл, вследствии чего из-за переопрессовки датчиков дозиметрического контроля выпал сигнал повышенной активности в турбинных отсеках. Командир пл объявил тревогу «радиационная опасность». Старшина команды трюмных, осознав ошибочность своих действий, повернул клапан управления в исходное положение, поступление ВВД прекратилось. Работой компрессоров снято создавшееся давление за 1,5 часа;

1975 год 18 ноября
отнесена к проекту 667ау;

1977 год 25 июля
переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1979 год по 1980 год
пл прошла средний ремонт на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинске;

1984 год 23 апреля
отнесена к проекту 667ау;

1984 год (примерно)
перечислена в состав 19 дивизии 3 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота;

1986 год август
вышла на тринадцатую боевую службу с экипажем «К-241» под командованием кап. 2 ранга Британова И.А.;

1986 год 18 сентября
произошло срабатывание сигнализации о наличии воды в шахте № 6, но аварийная тревога не объявлялась, вода удалена нештатным способом;

1986 год 3 октября
после подвсплытия на сеанс связи в 05.38 в ракетной шахте № 6 произошел взрыв, пл всплыла в надводное положение, экипаж пл включился в борьбу за живучесть. При взрыве в расположенной поблизости каюте погибли матросы Смаглюк Н.Л. и Харченко И.К.. В процессе борьбы за живучесть погиб командир БЧ-2 кап. 3 ранга Петрачков А.В.. На помощь терпящей бедствие подводной лодке направлен спасательный буксир «СБ-406», находящийся в районе Фарерских островов, из базы на Кубе вышел спасатель «Агатан», из баз на Кольском полуострове - атомный ракетный крейсер «Киров» с первым экипажем на борту и суда обеспечения. Аварийной партией была предпринята попытка прокачать аварийную шахту забортной водой, в результате чего клапан трюмной магистрали, соединяющий системы с забортным пространством, остался открыт, были загазованы другие отсеки пл, а при покидании аварийной партией не были выполнены мероприятия по герметизации ракетных отсеков. К 16.00 экипаж остался в концевых отсеках, была сброшена аварийная защита реактора одного борта из-за короткого замыкания в основной силовой сети, ГКП потерял контроль за обстановкой, полагая, что в 4, 5 и 6 отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет. После успешной папытке в 21.02 опустить зависшие компенсирующие решетки вручную, остался в реакторном отсеке и впоследствии погиб спецтрюмный матрос Премини С.А.;

1986 год 4 октября
к 03.00 экипаж покинул пл на подошедшие суда, на пл осталась лишь вахта на ходовом мостике и командир пл, центральный пост посещался периодически, непрерывный контроль за обстановкой в отсеках не производился, волнение моря достигло 4 баллов;

1986 год 5 октября
в 18.15 пл взята на буксир теплоходом «Красногвардейск», однако через 12 часов буксировки буксирный трос оборвался. Повторно завести буксир не удалось, лодка начала терять плавучесть, после чего 10 человек аварийной партии покинули борт пл. По докладу покинувшего пл личного состава осмотреть отсеки пл не было возможности из-за заклинки рубочного люка в закрытом положении;

1986 год 6 октября
в 11.03 пл затонула на глубине 5500 метров, в точке с координатами 31˚28,1 с.ш., 54˚41,3 з.д. Спасенный экипаж был доставлен на Кубу, а затем в Москву. Первопричиной аварийной ситуации явилась неисправность крышки ракетной шахты, о которой было известно еще задолго до последнего похода, но при передаче от первого экипажа экипажу «К-241» неисправность была скрыта от командира БЧ-2 кап. 3 ранга Петрачкова А.В. и выяснилась только в море. Кап. 3 ранга Петрачков А.В., в свою очередь, скрыл неисправность от командира пл и в течении похода после каждого подвсплытия на сеанс связи поступавшую в шахту воду удаляли нештатным способом в шпигат гальюна. Лодка затонула на ровном киле из-за поступления забортной воды через шахту № 6 в 4 отсек и распространении воды в другие отсеки. Часто повторяемая во многих источниках версия о повреждении шахты следившей за «К-219» американской пла SSN 710 «Augusta» не подтверждается;

1987 год 1 февраля
исключена из состава ВМФ;


Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года за мужество и героизм, проявленные при спасении экипажа, матросу Преминину С.А. присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). На основе реальных событий 1986 года кинокомпанией АВО NYC совместно с ВВС и Word Production Limited по мотивам книги, написанной Питером Хухтхаузеном, Робертом Алан Уайтом в соавторстве с Игорем Курдиным «Враждебные воды», снята одноименная кинокартина.


1 экипаж

командиры:

(войсковая часть ..?..)
 

2 экипаж

командиры:

(войсковая часть ..?..)
 

1.     ... 1.     ..?..
2.     ... 2.     ...
... ...
... ...

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•      Белых А. «Остался на боевом посту», использованы страницы сайта общественно-политичнского издания «Голос Череповца» http://dima.metacom.ru/scripts/dbp/voice/default.dbp;
•      Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•      ...

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2003-2004 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2004 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz