К-316
проект 705, «Лира», заводской номер 905/01675


историческая справка


1966 год 11 октября
зачислена в списки кораблей ВМФ;

1969 год 26 апреля
заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединение как крейсерская подводная лодка;

1969 год 1 августа
экипаж прибыл в гор. Ленинград для приема корабля и временно подчинен командиру 39 отдельной бригады строящихся подводных лодок;

1974 год 25 июля
спущена в транспортный док, но несмотря на секретность мероприятия и позднее время суток, спуск пл, как и «К-64», на противоположной набережной Невы в условиях белых ночей встретила толпа прохожих;

1975 год 12 июня
начаты швартовные испытания;

1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую подводную лодку;

1977 год с 7 по 22 октября
осуществлен переход в транспортном доке по внутренней водной системе в гор. Беломорск, где пл вышла из дока и после подъема мощности перешла в гор. Северодвинск на сдаточную базу завода для проведения испытаний;

1978 год с 1 по 13 февраля
проведены комплексные швартовные испытания;

1978 год с 13 июня по 17 июля
выполнена программа заводских ходовых испытаний;

1978 год 3 сентября
пл вышла на Государственные испытания. В один из дней при подводном ходе более 40 узлов возникла неисправность в системе регклировки и защиты турбины, в результате чего пл до устранения неисправности не могла снизить скорость хода;

1978 год 22 сентября
пл завершила испытания;

1978 год 30 сентября
подписан приемный акт, пл вступила в строй, командир - кап. 1 ранга Загрядский А.Ф., председатель Государственной комиссии - кап. 1 ранга Рыков В.П., ответственный сдатчик - Мельников Е.П.;

1978 год 30 октября
торжественно поднят Военно-морской флаг;

1978 год 23 ноября
вошла в состав 6 дивизии 1 флотлии подводных лодок Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Лопаткина;

1979 год 3 марта
пл вошла в кампанию;

1979 год 25 мая
введена в состав сил постоянной готовности личным составом 168 экипажа;

1979 год
выполнила задачи первой боевой службы в Атлантике под командованием кап. 1 ранга Бойко А.П., старший на борту - командир дивизии кап. 1р. Волков В.В., по результатам похода была получена оценка «хорошо»;

1979 год декабрь
по итогам боевой подготовки экипаж занял 1 место в 1 флотилии;

1980 год 4 сентября
при переходе пл из Кандалакшского залива в гор. Северодвинск на скорости 38,8 узлов в подводном положении на глубине 100 метров, пл отклонилась от курса и вышла на опасную глубину к береговому склону у мыса Одинчижный. Опасное сближение с грунтом было обнаружено по звуку стучаших об корпус камней, поднятых гидродинамическим потоком. Подлодка всплыла в 16 кабельтовых от берега. Лодка повреждений не получила. После прихода в гор. Северодвинск пл поставлена на ремонт на ГМП «Звездочка»;

1980 год с сентября по июнь 1981 года
экипаж сдавал задачи курса боевой подготовки и проводил подготовительные мероприятия перед выходом на боевую службу;

1981 год с июня по август
выполнила задачи второй боевой службы под командованием кап. 1 ранга Бойко А.П. В ходе несения боевой службы с 7 по 12 июня пл приняла участие в учениях «Север-81»;

1981 год с октября по февраль 1982 года
прошла доковый ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном;

1982 год с марта по май
экипаж сдавал задачи курса боевой подготовки и проводил подготовительные мероприятия перед выходом на боевую службу;

1982 год
выполнила задачи третьей боевой службы под командованием кап. 1 ранга Бойко А.П. с оценкой «хорошо»;

1983 год
выполнила задачи четвертой боевой службы с 313 экипажем под командованием кап. 1 ранга Прусакова В.Т. При выполнении противолодочных задач при нахождении пл под паковым льдом из-за короткого замыкания произошло возгорание в главном распределительном щите основной силовой сети, пл потеряла ход и начала медленно всплывать, возникла угроза удара корпуса о лед. Благодаря правильным и умелым действиям личного состава электромеханической боевой части под руководством командира БЧ-5 кап. 2 ранга Жук Л.К. пл встала на стабилизатор глубины без хода, но для взведения аварийной защиты не хватало вакуума в главном конденсаторе, а вакуум не создавался из-за недостаточного протока заботной воды через главный конденсатор. Тогда вручную был открыт ходовой клапан и турбина на остаточном влажном паре дала минимальный ход, что в свою очередь, привело к увеличению протока через главный конденсатор и созданию необходимого вакуума. После ликвидации пожара личный состав центрального поста находился в средствах защиты органов дыхания более 20 часов, до тех пор, пока пл не вышла за кромку льда и не всплыла для вентиляции отсеков. При последующем разборе действия экипажа были признаны правильными;

1983 год апрель
совместно с «К-432», «К-463» и «К-493» приняла участие в учениях «Океан-83»;

1983 год с 29 мая по 13 июня
пл приняла участие в учениях «Разбег-83»;

1984 год
выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «хорошо»;

1984 год 25 декабря
с задержкой на 10 суток пл вышла для решения задач шестой боевой службы с 46 экипажем под командованием кап. 1 ранга Богатырева А.С. В ходе несения боевой службы на пл произошла авария паротурбинной установки с большой потерей питательной воды, было принято решение о прекращении боевой службы;

1984 год 27 декабря
пл вернулась в пункт базирования своим ходом в надводном положении;

1985 год с января по февраль
выполнила задачи боевого дежурства с 46-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Богатырева А.С.;

1985 год с 3 июня по 20 июля
пл обеспечивала испытания новой техники в Белом и Норвежских морях;

1987 год 20 декабря
по техническому состоянию выведена в резерв 2-й категории;

1988 год август
отбуксирована в Святоносский залив для выгрузки активной зоны. На период проведения работ экипаж «К-316» и приданный 592 технический экипаж подчинены командиру 17 дивизии;

1990 год январь
на пл проводились работы по подготовке к выгрузке активной зоны;

1990 год февраль
выполнена выгрузка активной зоны. Данное мероприятие стало первой выгрузкой реактора с жидкометаллическим теплоносителем в ВМФ;

1990 год апрель
отбуксирована в губу Лопаткина;

1990 год 19 апреля
исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена в отстой в губе Лопаткина;

1991 год июнь
перечислена в состав 33 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота;

1995 год июнь
отбуксирована в Северодвинск;

1995 год 1 июня
расформирован экипаж;

1995 год по 1996 год
утилизирована на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 6 боевых служб, одна из которых была завершена досрочно из-за аварии ГЭУ.


командиры:
(войсковая часть ..?..)

 

1. Страхов И.А. (04.02.1967 - 14.10.1976);
2. Загрядский А.Ф. (14.10.1976 - 21.09.1979);
3. Бойко А.П. (21.09.1979 - 29.11.1982);
4. Рогожин В.И. (29.11.1982 - 12.09.1991);
5. Загрядский А.Ф. (14.10.1976 - 21.09.1979);

командиры части:

6. Семьянских В.А. (14.12.1992 - 29.10.1993);
7. Суворов А.К. (09.11.1993 - 06.10.1995).

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Косульников И.В. «Атомная подводная лодка К-316 пр.705». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота» спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
•  Осинцев В.В. «46 экипаж ПЛ». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота» спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
•  Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
Страницы сайта «Российский Подводный Флот» http://www.submarine.id.ru;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz