К-123, Б-123
проект 705к, «Лира», заводской номер 105


историческая справка



1962 год 16 октября
зачислена в списки кораблей ВМФ;

1967 год 29 декабря
заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как головная крейсерская подводная лодка проекта 705к, но вскоре все работы были заморожены до выяснения причин аварии на «К-64» проекта 705;

1974 год апрель
возобновлено строительство;

1976 год 4 апреля
выведена из цеха;

1976 год 9 апреля
спущена на воду и поставлена к достроечной стенке завода;

1976 год 28 ноября
произведен физический пуск реактора;

1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую подводную лодку;

1977 год 13 августа
торжественно поднят Военно-морской флаг;

1977 год с 13 августа по 5 октября
проведены заводские ходовые испытания в акватории Белого моря;

1977 год с 26 октября по 12 декабря
проведены государственные испытания в акватории Белого моря;

1977 год 12 декабря
подписан приемный акт, пл вступила в строй, первый командир - кап. 1 ранга Аббасов А.У., ответственный сдатчик - Грязнухин Г.М.;

1978 год 17 февраля
включена в состав 33 дивизии 1 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Лопаткина;

1978 год 1 августа
первой из кораблей перечислена в состав вновь сформированной 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Лопаткина;

1978 год август
впервые приняла участие в показе по плану мероприятия «Кумжа» в губе Сайда;

1978 год декабрь
по итогам года экипаж занял 1 место по боевой и политической подготовке среди экипажей 6 дивизии;

1979 год 17 марта
введена в состав сил постоянной готовности;

1979 год с 5 по 12 апреля
пл приняла участвие в КШУ «Разбег-79»;

1979 год с апреля по май
первой среди лодок 705 и 705к проекта выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 1 ранга Аббасова А.У., старший на борту - КД кап. 1 ранга Волков В.Я.;

1979 год сентябрь
по плану государственных испытаний выполнила глубоководное погружение на предельную глубину 400 метров в Норвежском море;

1979 год
выполнила задачи второй боевой службы с экипажем «К-316» под командованием кап. 1 ранга Бойко А.П., старший на борту - НШ кап. 1 ранга Маргулис П.М.;

1980 год с 25 января по 16 марта
выполнила задачи третьей боевой службы под командованием кап. 1 ранга Гайдук В.В., старший на борту - НШ кап. 1 ранга Маргулис П.М. с оценкой «отлично». В ходе похода пл отрабатывала приледнение и выполнила слежение за иностранной пл, прекращенное по приказанию КП флота;

1980 год
выполнила задачи четвертой боевой службы;

1980 год декабрь
по итогам года экипаж занял 1 место по боевой и политической подготовке среди экипажей 6 дивизии;

1981 год
выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «отлично»;

1981 год апрель
совместно с «К-432» и «К-373» по плану учений «Север-81» выполнила задачи слежения за пл с оценкой с оценкой «отлично», а по результатам похода объявлена «отличным» кораблем Краснознаменного Северного флота;

1981 год 11 сентября
по техническому состоянию выведена в резерв 2 категории;

1981 год 13 октября
введена в состав сил постоянной готовности;

1981 год декабрь
первый состав экипажа за освоение новой техники награжден орденами и медалями, а первый командир пл кап. 1 ранга Аббасов А.У. удостоен звания Героя Советского Союза;

1982 год 15 марта
вышла на шестую боевую службу с 537 экипажем под командованием кап. 1 ранга Булгакова В.Т.;

1982 год 5 апреля
на пульте управления ГЭУ сработала сигнализация о наличии верхнего уровня воды в аварийном конденсаторе, вода из которого удалялась по штатной схеме. Начался поиск текущего парогенератора. Предварительная проверка показала, что парогенератор правого борта имеет межконтурную неплотность. Парогенератор левого борта явных признаков течи не показал, исходя из этого парогенератор правого борта был отключен в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;

1982 год 8 апреля
для уточнения факта течи был введен в работу отключенный 5 апреля парогенератор, в результате чего произошла авария ГЭУ с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек и ухудшение радиационной обстановки, пл лишилась хода, всплыла в надводное положение, энергоустановка переведена в режим расхолаживания, сплав теплоносителя заморожен, электропотребление переведено на аккумуляторную батарею и дизель-генератор, дано радиодонесение об аварии. Но помощь аварийной пл прибыли такр «Киев» с кораблями охранения, бпк «Маршал Тимошенко», спасательное судно «Алтай». При попытке буксировки оборвалось буксирное устройство, после чего буксирный конец завели в ограждение рубки и закрепили за фундамент ГАС миноискания;

1982 год 12 апреля
пл на буксире прибыла в базу для ликвидации последствий аварии и выяснения причин. Как установлено последующими исследованиями специалистов ВМФ и промышленности, причиной аварии стало забитие шламом трубок парогенераторов и коррозийные разрушения;

1982 год 16 апреля
по техническому состоянию выведена в резерв 2 категории;

1982 год август
отбуксирована на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинск для проведения дезактивационных работ с демонтажом радиоктивного оборудования;

1982 год декабрь
переведена к стенке цеха № 42 на ПО «Севмашпредприятие» для продолжения дезактивационных работ;

1983 год 6 октября
принята в ремонт на ПО «Севмашпредприятие», на пл начаты работы;

1985 год 29 января
перечислена в состав 339 отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Северного флота;

1992 год 3 июня
переклассифицирована в атомную большую подводную лодку, присвоен новый тактический номер «Б-123»;

1992 год 27 августа
закончен ремонт, в ходе которого был полностью заменен реакторный отсек;

1992 год по 1995 год
пл выполняла задачи по отработке курса боевой подготовки, участвовала в мероприятиях флота;

1994 год 5 марта
при отработке противолодочных задач в полигоне боевой подготовки попала в ваер пелагического трала БМРТ «Профессор Кленов» Мурманского тралфлота АО «Севрыба», скорость пл в подводном положении упала до нуля, стал расти дифферент на корму, командир соединения кап. 1 ранга Смелков А.Ф. вступил в командование пл и начал маневрирование по освобождению от трала, после чего пл всплыла в надводное положение. На дистанции ок. 10 каб. обнаружен БМРТ. После радиобмена на УКВ пл возвращена в пункт базирования;

1996 год 31 июля
исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на отстой в губе Лопаткина;
 

the greater size

пла «Б-123» на отстое в губе Лопаткина, март 1998 года;

фото И. Курганова;


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 6 боевых служб, одна из которых была завершена досрочно из-за аварии ГЭУ. Первый командир пл кап. 1 ранга Аббасов А.У. за успешное освоение новой техники 16 декабря 1981 года был удостоен звания Героя Советского Союза.


командиры:
(войсковая часть ..?..)

 

1. Аббасов А.У. (06.08.1966 - 02.08.1979);
2. Гайдук В.Д. (02.08.1979 - 24.11.1981);
3. Богатырев А.С. (24.11.1981 - 05.11.1982);
4. Грогуленко М.В. (05.11.1982 - 1991);
5. Давыдов Н.Е. (25.10.1991 - 11.06.1996);

командиры части:

6. Мурзаев М.П. (20.08.1996 - 02.09.1998);
7. Антоненко В.А.
8. ..?..

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Богатырев А.С. «Экипаж энтузиастов». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота» спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
Буриличев А.В. «Воспоминания командира АПЛ «Волк». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
Гайдук В.В. «К-123» вступает в строй». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
Осинцев В.В. «Атомная подводная лодка «К-123» проекта 705к». «Шестая дивизия подводных лодок Северного флота», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2003 г.;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
Страницы сайта «Российский Подводный Флот» http://www.submarine.id.ru;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz