неизвестные факты

неизвестный факт № 1

В 1983 году атомная подводная лодка «К-10» проекта 675 совершала в подводном положении межбазовый переход из ПМТО Камрань. Внезапно лодка столкнулась с подводным объектом. Всплыв на поверхность, подводники ничего, кроме пятен соляра, не обнаружили. По прибытии в бухту Павловского лодку поставили в док. Представители особого отдела из частично разрушенной носовой оконечности извлекли кусочки не принадлежащего «К-10» металла. Экспертиза показала, что этот металл, вероятнее всего, советского производства. Никто из стран тихоокеанского региона не заявлял о катастрофе своей субмарины. Но через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море в 1983 году группы китайских ученых. Из различных источников удалось узнать и некоторе подробности. Китайская подводная лодка предположительно 629 проекта (возможно, заказ 138 завода в Комсомольске-на-Амуре) совершала выход для испытания баллистической ракеты собственной разработки. На борту находились разработчики комплекса и представители командования. Для китайской стороны причины исчезновения лодки оставались неизвестны длительное время. Еще имеются сведения, что офицерами «К-10» делались фотоснимки места повреждения носовой оконечности. Никакой другой информацией о данном событии мы пока не располагаем.


неизвестный факт № 2

the greater size

В 60-х годах на экраны страны вышел очередной цветной фильм (название пока не удалось установить) про шпионов. В нем были задействованы две подводные лодки. Одна (дизельная проекта 611) по сюжету была американской и высаживала шпиона. Другая (атомная) - была направлена КГБ СССР, чтобы захватить его. Номера этих лодок и подробности их участия в съемках фильма нам не известны.


неизвестный факт № 3

the greater size  the greater size 

Наш постоянный читатель Антон Карклит сообшил, что в апреле 2002 года на Web-ресурсе новостей «ПРЕСС-ЦЕНТРА.RU» (ранее материал находился на ссылке: http://www.presscenter.ru/index.php?ch=1&id=152669&eid=2813) появилось сообщение под названием «Всплыла подлодка времен Отечественной войны». В нем говорится, что рядом с судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре осенью прошлого года по причине обмеления реки показался на поверхности корпус лодки времен 2МВ типа «Щ». В настоящее время "любителями" цветмета распилена рубка, разделывается и корпус. Также сообщается, что (далее цитируем): ...Подводный корабль пришел в Комсомольск-на-Амуре своим ходом из Большого Камня Приморского края в 1953 году для капитального ремонта. Но места у пирса завода ему не хватило, и «Щуку» оставили зимовать на рейде. Где она весной, по непонятным причинам и затонула. Такая же судьба постигла еще две подводные лодки в это же время, практически в этом же месте. Но лежат они слишком глубоко (20 метров) и, по словам амурских водолазов, полностью засыпаны песком. Тем не менее, у них есть идея поднять «Щуки» с речного дна. Одну - на переплавку, а из другой - сделать кафе.... Прилагается и две фотографии корпуса лодки от корреспондента «ПРЕСС-ЦЕНТРА.RU» Скорее всего, эти лодки принадлежат к V или V-бис серии, которые после гибели «С-117» в Татарском проливе, в 1953 и 1954 годах массово выводились из состава флота. Поэтому очень сомнительно, что эти три лодки пришли в ремонт и тем более случайно дружно затонули. Скорее всего они были списаны и находились на заводе для разделки или для переоборудования в УТС или РЗС. Кстати, «Щ-106» V-й серии как «УТС-42» прослужила до 90-х годов в бухте Крашенинникова. Причины затопления вполне понятны: весной тает лед и если лодка имеет водотечность и не осматривается личным составом, то освободившись от ледяного плена непременно тонет. Что, кстати, частенько случалось, особенно на ТОФе, в том числе и с атомной «Б-313» в уже упомянутой бухте Крашенинникова. Номера лодок можно выяснить при их детальном осмотре. Внутри рубки после войны устанавливалась табличка с номером, а на некоторых лодках времен войны, опять же особенно на ТОФовских, цифры номера приваривались из полосок металла на рубке или у форштевня. Также не исключено обнаружение закладной доски или других косвенных признаков, например шильдики с номером заказа на оборудовании и механизмах. 


неизвестный факт № 4

the greater size  the greater size  the greater size

И снова история, связанная с ВМБ Камрань. В 80-х годах одна из подводных лодок проекта 641, предположительно «Б-15» совершала межбазовый переход из Камрани. По нераспорядительности штаба ее курс пересекся с центром мощного тихоокеанского тайфуна. Лодке даже не дали добро на переход в подводном положении. В результате героической борьбы экипажа со стихией лодка осталась на плаву. Но были заклинены две линии вала, одна линия проворачивалась лишь на малых оборотах, ударами волн вырвало часть надстройки и легкого корпуса, в том числе несколько баллонов ВВД и носовые горизонтальные рули, которые волнами были перекинуты через мостик, на корабле все бьющиеся предметы были разбиты вдребезги. О самочувствии личного состава можно вообще не упоминать. Волны были такой высоты, что пришлось для работы дизеля поднять шахту РДП, ибо воздухозаборники и рубочный люк постоянно заливались волной. После того, как стихия несколько поулеглась, поврежденную лодку не без труда взяла на буксир плавбаза подводных лодок «Иван Кучеренко» и привела ее в Камрань. Никаких других подробностей нам не известно.


неизвестный факт № 5

В альманахе «Подводник России» № 1 2002 г. в разделе «Загадки подплава» была опубликована статья «Находка в заливе Посьет». Приводим эту статью полностью.

Мой земляк, ветеран труда знаменитого Ярославского шинного завода, Семён Ильич Матвеев в 1954 года в звании главного старшины служил на эскадренном миноносце «Ведущий» Тихоокеанского флота. В один из летних дней 54-го бывший дежурным по эскадре этот корабль по боевой тревоге снялся с якоря и на полном ходу, пошёл в район залива Посьета. Там примерно 10-12 наших надводных кораблей - тральщиков и «больших охотников» - «гоняли» неизвестную подводную лодку, забрасывая её глубинными бомбами. Однако самому «Ведущему» принять участие в этой «охоте» не удалось - как только эсминец пришёл в указанный район, на него с одного из тральщиков был передан приказ - «Идти на базу». На воде уже расплывалось пятно соляра... Так и осталась бы эта тревога в памяти ветерана-тихоокеанца просто одной из многих за его службу, но вскоре приключилась связанная с ней история, о которой и пойдёт речь ниже...
Через месяц - полтора после «подводной охоты» в районе залива Посьета там была поднята некая подводная лодка, которую отбуксировали во Владивосток на «Дальзавод». С вновь бывшего в этот день дежурным по эскадре «Ведущего» для очистки лодки потребовалось десять добровольцев, одним из которых вызвался идти главстаршина Матвеев. До этого случая Семён Ильич уже успел несколько раз за службу побывать на подводных лодках Тихоокеанского флота, когда во время учений входил в состав специальной «подводной команды», которая с борта субмарины определяла точность учебного бомбометания по ней своего корабля.
Когда моряки с «Ведущего» прибыли на «Дальзавод», поднятая подводная лодка уже находилась в сухом доке, который охраняли вооружённые моряки. К моменту прибытия «уборщиков» с эсминца здесь уже были сооружены деревянные настилы, по которым проходили на лодку. Добровольцы с «Ведущего» оказались на её борту далеко не первыми: все люки в рубке и внутри лодки, между отсеками были вскрыты бензорезами или газосваркой. В числе первых на лодке оказались «особисты» из штаба флота, которые сразу же собрали в центральном отсеке все бывшие там документы.
Поднятая лодка была небольшой (но, по словам Матвеева, больше, чем советские «малютки»), с рубкой клиновидной формы и орудием перед ней (его как раз демонтировали, когда моряки с «Ведущего» начинали свою «грязную» работу). Корпус был серо-голубого (стального) цвета, чистый - без обрастания. На нём были здоровые вмятины от взрывов глубинных бомб, а в носовом отсеке, сверху была большая пробоина, и он оказался затопленным. Хотя из него в доке слили большую часть воды, но она там всё равно ещё оставалась. Всего отсеков в лодке было три. В затопленном носовом были установлены 2 торпедных аппарата, торпеды из которых к приходу моряков с «Ведущего» уже были разряжены. В третьем, кормовом отсеке торпедных аппаратов не было. Первоначально он и центральный отсеки были задраены, так как воды в них не было.
Добровольцы, облачённые в прорезиненные химкостюмы и в изолирующие противогазы со шлангами наружу, работали парами. Освещение внутри корабля осуществлялось с помощью ламп-«переносок». Моряки с «Ведущего» спустились внутрь лодки, быстро осмотрели её (стоять им особо не давали, поторапливали сверху), а затем приступили к своей печальной работе. Мёртвых подводников, а их было человек 15 - 16, укладывали в мешки и выносили с лодки. Тела погибших моряков разложились, напоминали «студень», сильно воняли. Плоть в мешки грузили лопаткой, а кости - перчатками. Сам Семён Ильич с напарником лично собрал в пять мешков останки 5 подводников. Роста погибшие были среднего, около 170 см, маленьких среди них не было. Все они были обуты в ботинки и одеты в светло-серые комбинезоны с широкими ремнями, у двоих на груди были нашивки с номерами, у всех были береты и ни одной фуражки. Тела лежали по всей лодке в различных позах, и было видно, что многие из подводников умерли в мучениях. В небольшой каюте Матвеев обнаружил останки командира лодки, который покончил жизнь самоубийством - в его черепе была пулевая пробоина, а руках - пистолет, не похожий на советский. Когда этот пистолет передали «особисту», то тот сказал, глядя на него, слова типа - «Родственник «Вальтера». Впоследствии на борту лодки якобы нашли целый ящик с оружием -пистолетами и автоматами, но сам Матвеев этого не видел, а только слышал об этом от товарищей. В отдельный пакет «уборщики» собирали так же все попадавшиеся им на глаза бумаги, которые затем так же отдали «особистам».
Чьей по принадлежности была эта лодка, Семён Ильич Матвеев точно не знает до сих пор - никаких «особых примет» не было, не заметил он и маркировки на приборах, во всяком случае - на русском языке. Но он убеждён, это была иностранная шпионскская субмарина, ставшая одной из жертв «холодной войны». В заключении своего рассказа Семён Ильич упомянул о том, что с него, как и со всех участников описываемых событий, в том же 1954 году была взята подписка «о неразглашении» сроком на 20 лет.
Вот какую историю поведал нам любитель истории флота из Ярославля А.В. Розин со слов своего земляка, ветерана-тихоокеанца С.И. Матвеева. «Что же это была за подводная лодка?» - несомненно, возник вопрос у каждого, прочитавшего этот рассказ. Первой мыслью будет предположение о том, что «героиней» этого повествования стала одна из двух «малюток» Тихоокеанского флота, пропавших без вести как раз в заливе Посьета ещё в августе 1941 года - М-49 или М-63. Однако когда из Ярославля поступила эта информация, которую мы сегодня опубликовали, уверенность в точной идентификации таинственной лодки именно как советской «малютки» была сильно поколеблена. Отнюдь не в её пользу говорят такие упомянутые в тексте рассказа ветерана детали, как чистый, без обрастания корпус из 3 отсеков с отдельной командирской каютой, 15 - 16 погибших, пистолет-«родственник «Вальтера» у командира, автоматы и береты у остальных подводников, отсутствие на приборах надписей на русском языке.

Мы обращаемся к вам, уважаемые читатели, с просьбой помочь в решении этой «подводной загадки холодной войны».

В данном случае с «загадкой холодной войны» все оказалось до банальности просто...
В другом издании, а именно в газете «Красная Звезда» упоминается этот случай, но уже совершенно в другой интерпритации. Судите сами.

 
http://www.redstar.ru/2002/05/18_05/5_02.html
Лодка из залива Посьета.
Александр РОЗИН. Ярославль.
...Главстаршина Семен Матвеев, служивший на эсминце "Ведущий", рассказал, что летом 1954 года в заливе Посьета наши сторожевые катера преследовали иностранную подводную лодку. После взрыва глубинных бомб на поверхность всплыли пятна соляра. Однако, спустившись на грунт, водолазы обнаружили... советскую подлодку времен Великой Отечественной войны. Ее удалось поднять. В корпусе лодки были найдены останки команды, документы, оружие... Судя по имевшимся повреждениям, лодка затонула после подрыва на мине.

Сразу после опубликования предыдущего комментария к нам пришло письмо от Александра Розина. Приводим письмо полностью.  

Здравствуйте!
Пишет вам Розин Александр Владимирович по поводу ваших комментариев к неизвестному факту № 5.
Позвольте прояснить ситуацию с возникшей путаницей.
Статья опубликованная в журнале № 1 2002 г. «Подводник России». «Находка в заливе Посьет» была попыткой с привлечением как можно большего числа людей интересующихся историей подводного флота уточнить что за субмарина была найдена.
Сам я узнал об этом случае в 1998 г. от своего сослуживца Семена Ильича Матвеева (что и как, это описано в журнале) после этого я попробовал точно установить что это была за ПЛ: наша «М-49» или «М-63», или иностранная лодка. Связавшись с П.В. Боженко из Московского клуба истории флота я сообщил ему ставшие известные мне факты, он выдвинул версию что это вероятно была одна из наших «малюток», ведь в случае, «если бы была иностранная субмарина, ударили бы в литавры и вертели дырочки для орденов. А так вероятно экипаж где нибудь тихо похоронили и все». После этого вновь поговорил с Семен Ильичем и обсудил вопросы которые просил прояснить Петр Боженко вот из этих двух писем рассказ и уточнение и появилась упоминаемая статья, относится это к 1999 году.
Поиски что это была за ПЛ я продолжал и дальше, написал на «Дальзавод» но ответа не получил. Одновременно из «Книги памяти подводников ВМФ, погибших в годы ВОВ» я выяснил что один из погибших на борту «М-49» был моим земляком - старшина 2 статьи Шилов Александр Иванович из с. Брейтово Брейтовского района Ярославской области. Не имея возможности для дальнейших поисков я решил пойти путем выяснения его судьбы тем более как оказалось были живы его родные. Связавшись с ними я узнал что им ничего не известно о его судьбе с конца 1941 г. после того как им пришла похоронка с сообщением что он при выполнении боевого задания пропал без вести. Его брат Николай пытался узнать о его судьбе через военкомат после войны но ничего не добился. Родственники Александра Шилова после того как я с ними связался обратились с просьбой «сообщите пожалуйста, если узнаете, что стало с телом дяди Саши. Он захоронен или как? В Брейтове даже на памятнике нет его фамилии, вроде как он и не существовал». Их интерес подстегнул мои усилия тем более что это было и в моих интересах. Пробовал я прояснить его судьбу в военкомате, но как мне сказали он в «Книге памяти ярославцев погибших в годы ВОВ» не значится и запрос они делать не будут. Тогда я сам написал в ЦВМА в Гатчину, их ответ пришедший в ноябре 2000 года ситуацию с ПЛ не прояснил: «Пропал без вести при выполнении боевого задания. 16.09.41 пр/ч 00208». Военный комиссариат Приморского края куда я тоже сделал запрос о судьбе Шилова и «М-49» была поднята или нет в 2000 г. ответил: «Документов, необходимых для наведения справки на хранение в военном комиссариате Приморского края нет». В общем поиски опять остановились.
Тогда я написал статью о А.И. Шилове отправил её в местную газету и в «Красную Звезду». Там я попытался поднять вопрос о предании статуса погибшему звания участник войны (хотя ТОФ принимал участие в войне с Японией только с 9 августа по 3 сентября 1945 г.) и частично прояснить что за ПЛ была обнаружена в 1954 г. Однозначно что это была за ПЛ я не писал, но в результате редакторской правки получилось то что получилось. К сожалению полный текст моей статьи у меня потерян и нет возможности переслать её вам, чтобы убедить в моей правоте. Так что можете верить или нет, но факт остается фактом и данный случай для меня так и остался загадкой.
Если есть у вас возможность, я свои все исчерпал, узнайте через ветеранов на «Дальзаводе» о данном случае.
На этом все. С уважением Розин Александр. 05.12.2004.
Мой адрес: 150031 г.Ярославль ул. Чкалова д.47 кв 53.


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | mail


© 2003 - 2007 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 - 2007 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2006 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz