Дельфин
тип «Дельфин»
обстоятельства аварии
1904 год 16 июня
на подводной лодке по плану производились очередные занятия с подводниками у
западной стенки Балтийского завода. На лодку прибыли л-т Черкасов А.Н., л-т
Елагин М.А., поручик Горазеев М.И. и 34 нижних чина. Руководил погружением л-т
Черкасов, поскольку штатный командир кап. 2 ранга Беклемишев убыл по делам в
Кронштадт. Из нижних чинов лишь четверо принадлежали к штатной команде подлодки
и имели опыт подводного плавания. После того, как команда
разместилась по отсекам, оттолкнулись без хода от стенки на несколько метров.
Как и в других случаях, Черкасов дал команду заполнять балластные цистерны,
находясь на верхней палубе. Конструкция лодки требовала держать люк приоткрытым
для стравливания воздуха из балластных цистерн. Время закрытия люка определялось
на глаз, а полное закрытие люка требовало не менее полминуты при усиленной
работе двух матросов на приводе. Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена
и погружается быстрее обычного. Когда он спустился последним вниз, вода
покрывала невысокую надстройку, а плавучесть была на исходе. Спустившись внутрь,
Черкасов не остался на командирской площадке, а сошел зачем-то на жилую палубу.
Эта его ошибка стала роковой. В этот момент через оставшуюся щель внутрь хлынула
вода, новичков охватила паника, а путь наверх оставался открытым. Из лодки
успели выскочить трое матросов, в том числе двое рулевых, находящихся под люком.
Но находящиеся на приводах продолжали вращать рукоятки, люк закрывался и
четвертый, попытавшийся выскочить наружу был придавлен и погиб, а между
комингсом и крышкой оставалась щель около 80 мм, через которую продолжала
поступать вода. Не растерявшиеся квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик
Горазеев попытались продуть концевые цистерны, но было поздно. Матросы Савинов и
Телов, стоявшие на приводах люка, по своей инициативе приподняли ее, а когда
тело придавленного упало вниз, быстро закрыли люк. В лодке сохранилась воздушная
подушка не более трети метра. В воздух поступали пары бензина, поскольку кто-то
в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Дышать было
невозможно, поэтому Савинов и Телов приподняли крышку до половины. Мужество этих
двух матросов позволило спастись двум офицерам и семи матросам. Телов Н.Г.
спасся последним. Не пожелал спасаться л-т Черкасов. С ним погибли 24 нижних
чина. Всего спаслось 12 человек. Во время подъема пл краном и откачки из нее воды,
произошло два взрыва гремучей смеси, так как электрические цепи батареи
оставались под током и внутри корпуса скапливались газы от разложения воды
электротоком. Повреждения оказались не столь велики: потребовалась просушка
электромотора и переборка механизмов. Комиссия, расследовавшая причины аварии
нашла их в «совокупности неправильных действий л-та Черкасова». Тройное
количество людей на борту сочли причиной, косвенно способствовавшей увеличению
числа жертв. несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить
подводное плавание.
историческая справка подводной лодки
источники
• |
Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки
до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.; |
• |
Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных
лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.; |
• |
Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин»,
изд. «Гангут», СПб, 2000 г.; |
• |
Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой
войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.; |
• |
Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском
и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.; |
• |
Справочник «Русские подводные лодки
1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|