Дельфин
тип «Дельфин»
обстоятельства аварии
1905 год 5 мая
для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие
горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были сданы
торпеды и началась подготовка к ремонту привода, для чего перекачали топливо и
вскрыли горловины цистерн. Экипаж удалили с корабля и начали вентилирование
переносными вентиляторами. На борту остались машинный квартирмейстер Сюткин и
минер Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ от командира проявлять повышенную
осторожность и никого не допускать на борт. В 10.20 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев,
поскольку он хотел перейти на службу к подводникам, и ему интересно было узнать
все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это
обстоятельство оказалось роковым. Они оба вопреки запрету спустились внутрь, а через 20 секунд
произошел взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко, второй
«экскурсант» остался внутри. Из люка
повалил густой черный дым, а через 2-3 минуты последовал второй взрыв, после
которого корабль затонул. И хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего
сделать не мог. Корабль погрузился кормой вперед в воду на глубину 13-14 метров.
Впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было
выбито 29 заклепок прочного корпуса и внутренности лодки заполнялись через
вскрытую горловину. Вероятной причиной взрыва могла послужить
искра от включения рубильника освещения. В тот же день лодку начали поднимать
плавкраном. При подъеме произошел взрыв
гремучих газов, образовавшихся от разложения воды электротоком, после чего корабль
снова притопили, а при следующих подъемах 10,
11 и 12 мая взрывы повторились еще 5 раз. После полной разрядки батарей, лодка
была
вытащена на берег и поставлена в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались
достаточно серьезными: были повреждены штурманское оборудование, измерительные
приборы, большая часть электросети, даже корпус нуждался в исправлениях. Все это
в конечном итоге потребовало капитального ремонта в ходе которого был заменен и
гребной электродвигатель.
историческая справка подводной лодки
источники
• |
Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки
до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.; |
• |
Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных
лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.; |
• |
Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин»,
изд. «Гангут», СПб, 2000 г.; |
• |
Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой
войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.; |
• |
Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском
и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.; |
• |
Справочник «Русские подводные лодки
1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|