М-200
Месть
тип «М» XV
серии, проект 96, заводской номер 122
обстоятельства аварии
1956 год 21 ноября
подводная лодка совершала переход из полигона близ Таллина после проведения
замера магнитного поля к постоянному месту базирования в гор. Палдиски. Накануне
на пл пришел новый командир - кап. 3 ранга Шуманин А.С., служивший на пл типа «Щ»
и «С», но не имевший навыков управления пл типа «М». В 19.00 пл начала движение,
а в 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного судна на дистанции 40
кабельтов. Вместе с командиром на мостике находился старший перехода НШ бригады
кап. 2 ранга Штыков Ю.П. Верно определив во встречном корабле эсминец, кап. 2
ранга Штыков Ю.П. дал рекомендации кап. 3 ранга Шуманину А.С. по расхождению,
после чего спустился вниз на ужин. В свою очередь, тоже заблаговременно
обнаружив встречную подводную лодку, командир эсминца трижды менял курс. Но пл
двигалась прежним курсом, неумолимо приближаясь к эсминцу. На дистанции 4
кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно последнего маневра
эсминца, отдал ошибочную команду на поворот влево, что повлекло удар форштевня в
правый борт подводной лодки в 19.53. В районе 5-6 отсека образовалась пробоина в
прочном корпусе, подводная лодка стала быстро оседать кормой. В течении 6-10
мин. дифферент достиг 80 градусов, после чего пл стремительно затонула. На
поверхности осталось 8 человек, двое из которых вскоре утонули. В 1-м, 2-м и 4-м
отсеке осталось 26 членов экипажа. В 20.00 по Таллиннской ВМБ была объявлена
«Боевая тревога» и в район аварии начали выходить корабли. В 21.05 был обнаружен
аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки,
находившиеся во 2-м и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21 на 22 ноября
в район аварии прибыло 16 спасательных судов с двумя кранами. Первоначальный
замысел командующего Восточно-Балтийского флота состоял в заведении под корпус
лодки строп для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа. Но этот план
осуществить не удалось. Также не удалось организовать подачу в 1-й отсек воздуха
через забортные клапана. В 04.00 подводники сообщили, что они одели спасательное
снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность.
Однако, вместо того, чтобы дать разрешение на самостоятельный выход, собравшиеся
начальники опасаясь неудачи самостоятельный выход не позволили, а запланировали
поднять лодку 250-тонным краном киллекторного судна в обеспечении спасательного
судна «Пулково». Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды
спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя оборвался,
связь с экипажем пл прекратилась. В итоге очередной неудачи решение о выводе
личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22
ноября. Возобновили спасательную операцию только в ночь на 23 ноября. В 03.47
спущенные водолазы снова обнаружили затонувшую лодку. При осмотре корпуса в
открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в
ИДА, а сам отсек был затоплен. Стало очевидно, что находившийся в отсеке личный
состав погиб. Очевидно, что после обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники
приняли самостоятельное решение выходить на поверхность. Однако после
длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации
углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от
сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. По окончанию
расследования обстоятельств гибели лодки, командир пл кап. 3 ранга Шуманин А.С.
и командир эсминца «Статный» кап. 3 ранга Савчук, получили по три года лагерей.
Командование Краснознаменного Балтийского флота, руководившее спасательной
операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в
живых моряков, осталось в стороне.
причины
аварии
Ошибки в маневрировании, допущенные командирами эсминца и пл.
список личного состава экипажа, погибшего 21, 22 и 23 ноября 1956 года
|
фамилия, имя, отчество |
должность |
звание |
примечание |
1 |
Багров
Владлен Васильевич |
|
ст. м-с |
|
2 |
Васильев
Виктор Дмитриев |
|
м-н |
|
3 |
Гордеев
Виктор Ильич |
|
м-с |
|
4 |
Дансковский
Владимир Ильич |
|
ст. 2 ст. |
|
5 |
Евдокимов
Иван Николаевич |
|
м-с |
|
6 |
Ефременков
Анатолий Александрович |
|
ст. м-с |
|
7 |
Жебрев
Виталий Петрович |
|
м-с |
|
8 |
Карпунин
Аркадий Леонидович |
|
инж. л-т |
|
9 |
Колпаков
Владислав Александрович |
|
ст. л-т |
|
10 |
Комаров
Анатолий Платонович |
|
гл. ст-а |
|
11 |
Кузнецов
Вячеслав Иванович |
|
м-с |
|
12 |
Липский
Александр Александрович |
|
инж. л-т |
|
13 |
Монахов
Владимир Фёдорович |
|
ст. 2 ст. |
|
14 |
Низковских
Михаил Григорьевич |
|
л-т |
|
15 |
Норов
Алексей Иванович |
|
м-с |
|
16 |
Окунев
Борис Иванович |
|
ст. м-с |
|
17 |
Осипов
Михаил Алексеевич |
|
ст. м-с |
|
18 |
Очертятный
Василий Иванович |
|
м-с |
|
19 |
Поливин
Михаил Григорьевич |
|
м-с |
|
20 |
Проймин
Александр Стефанович |
|
ст. 2 ст. |
|
21 |
Прохоренко
Анатолий Иванович |
|
м-с |
|
22 |
Самарин
Алексей Николаевич |
|
ст. м-с |
|
23 |
Слабушевский
Анатолий Михайлович |
|
ст. м-с |
|
24 |
Скуридин
Владимир Иванович |
|
м-с |
|
25 |
Ус
Андрей Михайлович |
|
м-с |
|
26 |
Черноусов
Виктор Петрович |
|
м-с |
|
27 |
Чупин
Владимир Илларионович |
|
ст. 2 ст. |
|
28 |
Штыков
Юрий Павлович |
|
кап. 2 ранга |
начальник штаба бригады |
историческая справка подводной лодки
мартиролог подводных лодок
источники:
• |
Абрамов О.К. «Взрыв в
Полярном», альманах «Тайфун», выпуск № 6 (18), СПб, 1999 г.; |
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Заводский И.А. «Записки
подводника, побывавшего на том свете», изд. Богородской типографии, Богородск,
1996 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|