С-384
проект 613ц, заводской номер 462
обстоятельства аварии
1966 год 08 ма\
8 мая, после ужина личный состав убыл с пл, на борту осталась вахта. Вахтенный
ЦП при осмотре 1-го отсека в 18.50 увидел, как из-за стеллажной торпеды бьёт
парообразная струя, которая, попав на брезент койки, воспламенила его. Вахтенный
убыл из 1-го отсека во 2-й, задраил переборку и объявил аварийную тревогу.
Личный состав в скором времени прибыл на пл и включился в борьбу за живучесть. В
отсек на разведку был отправлен матрос, снаряженный в ИП-46, но ту переборки
потерял сознание, так как ИП не успел разогреться и заработать. Оценив
обстановку, командир дал приказание приказание заполнять 1-й отсек через главную
осушительную магистраль и одновременно отдраить сверху торпедопогрузочный люк.
Отсек заполнялся водой очень медленно, во 2-м отсеке прикладывали мокрые маты к
переборке, так как она сильно грелась, вентилировали АБ в атмосферу. Когда
передние крышки торпедных аппаратов стали отжиматься давлением из 1-го отсека,
по команде командира пл, ракетные и торпедные катера, стоящие поблизости, а
также «С-157», отошли от причала.
Была предпринята попытка отдраить торпедопогрузочный люк, чтоб подать пожарные
шланги с плавбазы «Эльбрус» и с ракетного корабля, стоящего с противоположной
стороны пирса. Открытие торпедопогрузочного люка шло очень тяжело, т.к.
внутреннее давление прижимало кремальеру и не давало её развернуть. Последним,
кто нажал уже на рукоятку защёлки люка, был старший матрос Борис Нечаев.
Давлением газов из отсека отбросило крышку, струей жёлтого газа командира и
старпома отбросило от сидений на мостике к радиопеленгаторной рамке. В
торпедопогрузочный люк подали несколько шлангов с плавбазы и ракетного корабля,
начали заливать отсек. Струя вырвавшегося давления отбросила Бориса Нечаева на
борт плавбазы, и он, получив от удара смертельную травму, упал в воду.
Борьба за живучесть лодки продолась около трёх часов.
На следующее утро начата выгрузка торпед. Командир БЧ-3 заходить в первый отсек
отказался. Недавно прибывший помощник командира капитан-лейтенант Балтии (в
будущем Герой Советского Союза, командующий ЧФ) как бывший КБЧ-3 вызвался идти в
1-й отсек, установил полусгоревшее торпедопогрузочное устройство и работал там,
постоянно докладывая обстановку.
В результате пожара 1-й отсек выгорел полностью, на его восстановление
потребовался месяц работ и бочка спирта, безвозмездно выделенная начальником
технического управления ЧФ контр-адмиралом Смирновым Н.А.. Тело погибшего
матроса был найдено на грунте водолазами только на третий день. Борис Нечаев был
почётно похоронен в Балаклаве и посмертно за проявленное мужество награжден
орденом Красной Звезды.
историческая справка подводной лодки
мартиролог подводных лодок
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Захар В.Р. Ничик Ю.М.,
«Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий. |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|