С-350
проект 633, заводской номер 331
обстоятельства аварии
1962 год 11 января
подводная лодка получила серьезные повреждения прочного корпуса от взрыва
боезапаса на стоящей рядом «Б-37». На стыке между 2-м и 3-м отсеком, где не были
выполнены запланированные еще в период постройки дополнительные подкрепления
прочного корпуса 32-я кницами, образовалась пробоина, через которую хлынула
вода. В то же время 1-й отсек был затоплен через разрушенный торпедопогрузочный
люк. Подводная лодка осела носом и коснулась грунта. Находящийся в 3-м отсеке
начальник РТС кап. л-т Расщупкин задраил переборочную дверь между 2-м и 3-м
отсеком, чем спас пл от дальнейшего затопления. На кормовую надстройку прибыл
находившийся на ПКЗ-58 командир пл кап. 2 ранга Абрамов О.А. и приступил к
эвакуации личного состава через кормовой аварийно-спасательный люк. В 1-м отсеке
погибло 3 человека, во 2-м - 8 человек, в том числе 4 прибывших на практику
курсанта. Через несколько дней пл была поднята на понтонах силами АСС флота и
отбуксирована для постановки в док в Пала-губу на СРЗ-10.
причины
аварии
Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 1-м отсеке «Б-37» и последующего
взрыва боезапаса можно считать самопроизвольный разрыв резервуара с кислородом
внутри одной из торпед. Подводная лодка готовилась к боевой службе во втором
эшелоне сил, направляемых в Атлантику в районы о-ва Куба и имела на борту полный
боекомплект, но с просроченными сроками хранения и освидетельствования. Новый и
подготовленный по всем правилам к эксплуатации боезапас был выдан на подводные
лодки первого эшелона. Поскольку достоверных свидетельств первопричины найти не
удалось, вероятны и другие версии произошедшего:
- ошибочные действия при
разряжании карабина матросом-рулевым, который нес верхнюю вахту с оружием у
трапа и к 08.00 был сменен с поста, после чего спустился в свой отсек;
- несанкционированное устранение возможного повреждения оболочки БЗО с
использованием паяльной лампы или другого инструмента;
- возгорание БЗО от загоревшегося электродвигателя шпиля во время проворачивания
технических средств.
список личного состава экипажа, погибшего при взрыве 11 января 1962 года
|
фамилия, имя, отчество |
должность |
звание |
примечание |
1. |
Гаращенко
Владимир Спиридонович |
ком. отд. рлтг. |
ст. м-с |
1940 г.р. |
2. |
Герасименко
Тарас Григорьевич |
трюмный маш. |
м-с |
1940 г.р. |
3. |
Мищенко
Владимир Викторович |
канд. в курс. ВВМУПП |
м-с |
1943 г.р. |
4. |
Морачев
Валентин Иванович |
ком. отд. электр. |
ст. 2 ст. |
1940 г.р. |
5. |
Моцкайтис
Раульдас-Пранцишкас Антанас |
канд. в курс. ВВМУПП |
м-с |
1944 г.р. |
6. |
Петров
Василий Иванович |
ЗКПЧ |
ст. л-т |
1927 г.р. |
7. |
Семенов
Константин Афанасьевич |
ст. ком. торп. |
м-н |
1927 г.р. |
8. |
Солохин
Эрнаст Арсентьевич |
ст. ком. рлтг. |
ст. 1 ст. |
1939 г.р. |
9. |
Соплин
Василий Иванович |
рулев. сигн. |
м-с |
1940 г.р. |
10. |
Шандура
Игорь Вячеславович |
специалист СПС |
м-с |
1941 г.р. |
11. |
Шелегеда
Анатолий Васильевич |
инстр.-химик-санитар |
ст. 2 ст. |
1940 г.р. |
историческая справка подводной лодки
мартиролог подводных лодок
источники:
• |
Абрамов О.К. «Взрыв в
Полярном», альманах «Тайфун», выпуск № 6 (18), СПб, 1999 г.; |
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Заводский И.А. «Записки
подводника, побывавшего на том свете», изд. Богородской типографии, Богородск,
1996 г.; |
• |
ЦВМА, ф. 795, оп. 32с, д. 2,
11 - 16. |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|