С-350
проект 633, заводской номер 331


обстоятельства аварии


1962 год 11 января
подводная лодка получила серьезные повреждения прочного корпуса от взрыва боезапаса на стоящей рядом «Б-37». На стыке между 2-м и 3-м отсеком, где не были выполнены запланированные еще в период постройки дополнительные подкрепления прочного корпуса 32-я кницами, образовалась пробоина, через которую хлынула вода. В то же время 1-й отсек был затоплен через разрушенный торпедопогрузочный люк. Подводная лодка осела носом и коснулась грунта. Находящийся в 3-м отсеке начальник РТС кап. л-т Расщупкин задраил переборочную дверь между 2-м и 3-м отсеком, чем спас пл от дальнейшего затопления. На кормовую надстройку прибыл находившийся на ПКЗ-58 командир пл кап. 2 ранга Абрамов О.А. и приступил к эвакуации личного состава через кормовой аварийно-спасательный люк. В 1-м отсеке погибло 3 человека, во 2-м - 8 человек, в том числе 4 прибывших на практику курсанта. Через несколько дней пл была поднята на понтонах силами АСС флота и отбуксирована для постановки в док в Пала-губу на СРЗ-10.


причины аварии


Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 1-м отсеке «Б-37» и последующего взрыва боезапаса можно считать самопроизвольный разрыв резервуара с кислородом внутри одной из торпед. Подводная лодка готовилась к боевой службе во втором эшелоне сил, направляемых в Атлантику в районы о-ва Куба и имела на борту полный боекомплект, но с просроченными сроками хранения и освидетельствования. Новый и подготовленный по всем правилам к эксплуатации боезапас был выдан на подводные лодки первого эшелона. Поскольку достоверных свидетельств первопричины найти не удалось, вероятны и другие версии произошедшего:

- ошибочные действия при разряжании карабина матросом-рулевым, который нес верхнюю вахту с оружием у трапа и к 08.00 был сменен с поста, после чего спустился в свой отсек;
- несанкционированное устранение возможного повреждения оболочки БЗО с использованием паяльной лампы или другого инструмента;
- возгорание БЗО от загоревшегося электродвигателя шпиля во время проворачивания технических средств.



список личного состава экипажа, погибшего при взрыве 11 января 1962 года
 

 

фамилия, имя, отчество

должность

звание

примечание

1.

Гаращенко
Владимир Спиридонович
ком. отд. рлтг. ст. м-с 1940 г.р.

2.

Герасименко
Тарас Григорьевич
трюмный маш. м-с 1940 г.р.

3.

Мищенко
Владимир Викторович
канд. в курс. ВВМУПП м-с 1943 г.р.

4.

Морачев
Валентин Иванович
ком. отд. электр. ст. 2 ст. 1940 г.р.

5.

Моцкайтис
Раульдас-Пранцишкас Антанас
канд. в курс. ВВМУПП м-с 1944 г.р.

6.

Петров
Василий Иванович
ЗКПЧ ст. л-т 1927 г.р.

7.

Семенов
Константин Афанасьевич
ст. ком. торп. м-н 1927 г.р.

8.

Солохин
Эрнаст Арсентьевич
ст. ком. рлтг. ст. 1 ст. 1939 г.р.

9.

Соплин
Василий Иванович
рулев. сигн. м-с 1940 г.р.

10.

Шандура
Игорь Вячеславович
специалист СПС м-с 1941 г.р.

11.

Шелегеда
Анатолий Васильевич
инстр.-химик-санитар ст. 2 ст. 1940 г.р.

историческая справка подводной лодки


мартиролог подводных лодок


источники:

 

Абрамов О.К. «Взрыв в Полярном», альманах «Тайфун», выпуск № 6 (18), СПб, 1999 г.;

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

Заводский И.А. «Записки подводника, побывавшего на том свете», изд. Богородской типографии, Богородск, 1996 г.;

ЦВМА, ф. 795, оп. 32с, д. 2, 11 - 16.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2007 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2007 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz