Б-36
проект 641, заводской номер 765
обстоятельства аварии
1986 год 16 апреля
пл находилась в районе мыса Тарханкут на якоре, обеспечивала отработку личного
состава подразделения спецназа по выходу из торпедного аппарата, одновременно
личный состав экипажа отрабатывал курсовую задачу № 1 и занимался обслуживанием
материальной части. В 17.12 при проведении технического обслуживания
материальной части, произошел выброс пламени из отсечного распределительного
щита, возник объемный пожар в 4-м отсеке. При этом находившийся рядом матрос
получил ожоги рук. Личный состав отсека через переборочную дверь доложил в ЦП,
отключил батарейные автоматы №-3,4, включился в ИСЗ. На пл объявлена аварийная
тревога. Пожар развивался стремительно с большим выделением продуктов горения.
Через 2 минуты после объявления аварийной тревоги прервалась связь с 4-м
отсеком. Личному составу 4-го отсека было приказано выходить в 5-й отсек, но в
отсеке бесконтрольно осталось 2 человека. Разведчики смогли найти и вынести в
бессознательном состоянии только одного. После возвращения разведчиков, спустя
22 минуты с начала пожара, был дан ЛОХ на аварийный отсек. Через незакрытый
клинкет вдувной вентиляции произошло загазовывание 3-го отсека и личный состав
отсека был вынужден эвакуироваться на надстроку, а затем - на подошедший катер
«ВМ-230». ГКП перенесен в 6-й отсек. В 22.00 на аварийную лодку по приказанию
командующего флотом прибыли начальник штаба 14-й дивизии подводных лодок кап. 1
ранга А. Евстафьев и заместитель командира по ЭМС кап. 1 ранга Л. Басенко. ЛОХ в
4-й отсек подавался еще трижды и один раз - в 3-й отсек. Однако прекращения
горения не наблюдалось. С целью предупреждения возгорания смежных отсеков было
принято решение тушить пожар водой, для чего в 01.20 следующих суток вскрыт
съемный лист 4-го отсека и с ПЖК начата подача воды до 04.50, а затем - пены до
полного заполнения отсека. С появлением признаков затухания пожара начато
осушение отсека. В 05.50 после осушения на нижнем ярусе аккумуляторной ямы
разведчиками было обнаружено тело командира отделения электриков. К 09.00 к
лодке подошел спасательный отряд во главе с первым заместителем командующего ЧФ
вице-адм. Н. Клитным. В 12.04 произошло повторное короткое замыкание в 4-м
отсеке. С целью исключения возможности коротких замыканий аккумуляторные батареи
расшиновали. После вентилирования лодки были запущены дизели и она своим ходом
вернулась в Южную бухту.
причины
аварии
причиной короткого замыкания и последовавшего затем пожара явилось опадание
ножовочного полотна на оголенные токоведущие шины, которое в нарушение
требований руководящих документов хранилось в щите.
историческая справка подводной лодки
мартиролог подводных лодок
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий. |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|