К-152
Нерпа
проект 971и «Щука-Б», заводской номер 518
обстоятельства аварии
2010 год 8 ноября
в ходе проведения ходовых испытаний, в 20.30, когда пл находилась на перископной
глубине, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ во
2-м отсеке с 2-х кратной подачей огнегасителя из резервуаров 1-го и 2-го
отсеков. В результате предпринятых экстренных действий пл всплыла в надводное
положение, часть личного состава экипажа и сдаточной команды промышленности была
эвакуирована в ограждение рубки и на верхнюю палубу. В результате отравления
парами огнегасителя и кислородной недостаточности в отсеке погибло 17 членов
сдаточной команды, еще 3 военнослужащих погибли в ходе проведения эвакуационных
мероприятий и борьбы за живучесть. 21 человек получили отравления различной
степени тяжести и позже были эвакуированы на суда и корабли, подошедшие в район
аварии. Всего на борту находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.
Подводная лодка своим ходом в сопровождении спасательного судна «Саяны» и бпк
«Адмирал Трибуц» возвращена на сдаточную базу завода в гор. Большой Камень.
причины
аварии
В настоящее время причины несанкционированного срабатывания
системы ЛОХ не выяснены. Версия военно-следственного управления о том, что
подачу огнегасителя инициировал машинст-трюмный матрос Гробов Д. с отсечного
пульта системы «Молибден», не подтверждается следственным экспериментом,
поскольку то место, где был обнаружен без сознания матрос, находится достаточно
далеко места расположения отсечного пульта. Кроме того, команда на подачу
огнегасителя в один отсек поступила одновременно на 3 станции (в 1-м, 2-м и 3-м
отсеках), что технически невозможно при инициации с отсечного пульта 2-го
отсека. Большое количество погибших обусловлено тем, что в резервуарах ЛОХ
находился Фреон-114-В2, не соответствующий ГОСТу. Пары находившегося там состава
(возможно, тетрахлорэтилена) образовали соединения, по своим свойствам сходные с
отравляющим газом.
список личного состава экипажа, погибшего при аварии 8 ноября 2008 года
|
фамилия, имя, отчество |
должность |
звание |
примечание |
1 |
Головных
Евгений Борисович |
ЗКВР |
кап. 2 ранга |
|
2 |
Подборнов
Александр Николаевич |
НХС |
кап. 3 ранга |
|
3 |
Прудников
Александр Евгеньевич |
кок-инструктор |
ст. м-н |
|
список гражданских специалистов сдаточного экипажа, погибшего при аварии 8
ноября 2008 года
|
фамилия, имя, отчество |
должность |
примечание |
1 |
Бакулин
Сергей Александрович |
специалист
трюмных систем |
|
2 |
Власов
Андрей Вячеславович |
гражданский
специалист |
|
3 |
Дружинин
Виктор Дмитриевич |
начальник
испытательной партии |
|
4 |
Егоров
Илья Петрович |
гражданский
специалист |
|
5 |
Качусов
Анатолий Федорович |
гражданский
специалист |
|
6 |
Красиков
Евгений Михайлович |
гражданский
специалист |
|
7 |
Лысенко
Алексей Иванович |
машинист |
|
8 |
Нежура
Александр Владимирович |
машинист
систем вентиляции |
|
9 |
Пищулин
Владимир Валерьевич |
специалист
по автоматике |
|
10 |
Саяпин
Владимир Григорьевич |
специалист
по автоматике |
|
11 |
Сулимов
Владимир Сергеевич |
сдаточный
механик заказа |
|
12 |
Суренков
Дмитрий Александрович |
машинист систем
осушения и водоотлива |
|
13 |
Тарасов
Владимир Дмитриевич |
инженер- механик |
|
14 |
Тюгаев
Антон Геннадьевич |
дозиметрист |
|
15 |
Фишич
Виктор Иванович |
старший
инженер-механик |
|
16 |
Шугаенко
Александр Георгиевич |
мастер-механик
трюмных систем |
|
17 |
Шутов
Игорь Владимирович |
гражданский
специалист |
|
историческая справка подводной лодки
мартиролог подводных лодок
источники:
• Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
• Информация из новостных сообщений СМИ.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|