тип «Щ» III серии
«Щука»


состав серии


 

Завод

Заводской
номер

Номер

Наименование

Дата
закладки

Примечание

1

БЗ 199 Щ-301 Щука 05.02.30  

2

БЗ 200 Щ-302 Окунь 05.02.30  

3

БЗ 201 Щ-303, С-303 Ерш 05.02.30  

1

БЗ 550/1 Щ-304 Комсомолец 23.02.30  

история проектирования



Разработка проекта подводной лодки нового типа «для несения позиционной службы на закрытых театрах» началась в 1928 году силами специалистов НТК и Балтийского завода под руководством консруктора Малинина Б.М. В ноябре того же года решением Начальника морских сил Муклевича Р.А. были одобрены тактико-технические элементы будущей субмарины. Однако разработанный на их основе эскизный проект Реввоенсовет в декабре 1929 года отклонил, посчитав неудовлетворительным, в частности, торпедный боезапас, предложив конструкторам вдвое увеличить число «торпедных выстрелов». Поскольку затягивать сроки исполнения важного правительственного задания никто не имел права, сложилась парадоксальная ситуация, когда эскизный и общий проекты создавались параллельно. 23 января 1930 года, после добавления корректировки новый вариант был наконец-то утвержден Реввоенсоветом, а в это же время в Техбюро № 4 Балтийского завода полным ходом шла работа над общим проектом.
Большое влияние на проект оказала поднятая и обследованная английская лодка «L-55». От нее «Щуке» достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусный, с булевыми цистернами главного балласта. За счет простоты обводов и некоторых технологических решений планировалось достичь значительного удешевления всей конструкции. Пять отсеков отделялись друг от друга плоскими прочными переборками с овальными дверями, рассчитанными на давление в две атмосферы. Аккумуляторная батарея из 112 элементов, прикрытая легкосъемными щитами, занимала второй отсек, дизели и гребные электромоторы располагались все вместе в четвертом. В третьем отсеке находился центральный пост.

1-й отсек - торпедный, казенные части торпедных аппаратов;

2-й отсек - аккумуляторный, жилой, на первой палубе - запасные торпеды;

3-й отсек - центральный пост;

4-й отсек - моторный, 2 дизеля и 2 главных гребных электродвигателя;

5-й отсек - жилой, казенные части кормовых торпедных аппаратов, под настилом - 2 электродвигателя экономхода;

Откачивать главный балласт предполагалось двумя помпами «Рато». Любопытно отметить, что от использования помп для откачки главного балласта во всех флотах мира отказались еще в Первую мировую войну. В случае со «щуками» к данному анахронизму вернулись именно исходя из экономии средств, отпущенных на постройку. По тем же причинам носовые горизонтальные рули не имели ограждения.
Цистерны главного балласта размещали в булях, по три с каждого борта, а также в носовой и кормовой оконечностях. Кингстоны цистерн главного балласта имели местные ручные приводы, а клапаны вентиляции, кроме местных ручных приводов, дистанционное пневматическое управление. Средняя, уравнительная и цистерна быстрого погружения находились в прочном корпусе, но при ремонтах средняя цистерна была вынесена в межбортное пространство. Для улучшения мореходности устанавливались палубные цистерны и носовая цистерна плавучести, впрочем и они были сняты в период ремонтов.
На первых двух лодках, на «Щуке» и «Окуне», установили немецкие дизеля типа MAN W8V28/38, а на двух других, «Ёрш» и «Комсомолец», - отечественные бескомпрессорные восьмицилиндровые четырехтактные дизеля 38-В-8 изготовления Коломенского машиностроительного завода. Нормальная, она же и максимальная мощность каждого двигателя - 685 л.с. при 600 об/мин. Диаметр цилиндра - 280 мм., ход поршня - 380 мм., расход топлива при полной мощности на 1 л.с./час - 175 - 185 гр.
Характерной особенностью этих дизелей был малый удельный вес - 16 кг/л.с. К его недостаткам можно отнести излишнюю чувствительность к качеству смазки головных подшипников, при несоблюдении этого требования быстро происходил задир поршней цилиндров, и сильную коррозию рабочих втулок.  Масляный насос дизелей - шестеренчатого типа. Топливных цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, было пять. Главные гребные электродвигатели постоянного тока марки ПГВ завода «Электросила» одноякорные, реверсивные, с часовой мощностью 400 л.с. при 450 об/мин. Они работали на винт, служили в качестве генераторов для зарядки аккумуляторной батареи.
Торпедное вооружение состояло из четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Задние крышки торпедных аппаратов закрывались откидными болтами на задрайках, а не кремальерными затворами, как на лодках I и II серий. Полная длина аппарата - 7520 мм., внутренний диаметр трубы по направляющим - 536 мм. Расстояние между осями носовых аппаратов - 1350 мм., кормовых - 1240 мм. Стрельба производилась сжатым воздухом. Время погрузки торпед 4,5 - 5 часов, подготовки повторного залпа - от 3 час. 20 мин. до 4 часов. Общий запас торпед - 10 штук. Первоначально это были 533-мм торпеды типа 53-27, разработанные в Остехбюро. В зависимости от типа они имели вес 1675 или 1725 кг. и вес ВВ 200 или 250 кг., скорость 43,5 узла и дальность хода 3700 метров. Основной недостаток торпед 53-27 - плохая герметичность и невыдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на Черноморском флоте их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно, с установкой по глубине не менее 3 метров. На смену им еще в 1938 году приняли торпеду 53-38, являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 году торпеды 53F. Новая торпеда при почти такой же длине, как 53-27, имела вес 1615 кг. и вес ВВ - 300 кг., и скорость 44,5 узла при дальности 4000 метров. Также имелся режим в 34,5 уз. - 8000 метров или 30,5 узла - 10 000 метров, но он на пл практически не применялся. Именно эта торпеда на «щуках» в годы войны была основной. Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды типов 53-38У, 53-39 и электроторпеда ЭТ-80 на лодках типа «Щ» не использовались из-за габаритных ограничений. Поскольку производство торпед 53-27 разворачивалось фактически одновременно со строительством первых «щук», конструкторы предусмотрели возможность стрельбы старыми торпедами типа 45-10/15. Для этого служили устанавливаемые внутрь торпедных труб решетки. Вскоре торпеды данного типа сняли с вооружения, но в 1936 году им на смену пришли другие - типа 45-36Н, также сконструированные на основе итальянского прототипа: длина 5700 мм., вес 935 кг., вес ВВ - 200 кг. и скорость 41 узел при дальности 3000 метров. Имелся и 32-узловой режим с дальностью 6000 метров. В начале войны торпеды типа 45-36Н применялись на «щуках» ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 года нормальный боекомплект Балтийских подлодок III серий состоял из восьми торпед 53-38 и четырех 45-36Н. Несмотря на увеличение боекомплекта, разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме того, из-за нехватки торпед с 1944 года «щукам» приходилось снова брать неудачные 53-27.
Предусмотренный проектом 37-мм автомат на вооружение так и не поступил, и вместо него установили 45-мм полуавтомат 21-К. Горизонтальный угол обстрела - 280°, снижения - 10°, возвышения - 85°, вес фугасного снаряда - 1,41 кг., начальная скорость - 760 м/с. Дальность стрельбы: горизонтальная - 50 кбт., по высоте - 4500 метров. Скорострельность - около 25-30 выстр./мин. Переделанный из 45-мм противотанковой пушки полуавтомат 21-К как зенитное орудие отличался крайне низкими боевыми характеристиками. Да и возможности в борьбе с надводными целями у него были весьма скромными. Фальшборт в носовой части рубки, выполненный для защиты орудия в позиционном положении, в скором времени сняли, установив откидные площадки полукруглой формы для удобства расчета. При капитальном ремонте площадка стала постоянной, с ограждением трубчатым релингом.
Подводные лодки оснащались двумя перископами: командирским и зенитным, которые изначально имели длину 7,5 метров. Высота головок перископов от ватерлинии составляла 7,3 метра. Наблюдение велось только из центрального поста, подъем и опускание производились весьма шумной электрической лебедкой либо вручную.
Радиоаппаратура внешней связи состояла из длинноволнового передатчика «Шквал-Щ» и коротковолнового «Бухта». Для приема служили длинноволновый «Дозор» и коротковолновый КУБ-4. Все аппараты работали как радиотелеграфом, так и радиофоном через микрофон. Для внутриэскадренной связи и связи с десантными партиями имелась приемопередающая УКВ-станция «Рейд».
С 1939 года подводные лодки стали оснащать шумопеленгаторными станциями типа «Марс-12» с эллиптической базой из 12 приемников в носовой проницаемой оконечности. В зависимости от гидрологии моря станция могла пеленговать шумы крупного корабля на дистанциях 12,5 - 30 кбт., при точности пеленгования по направлению от 1° до 3°; дистанцию до цели она не определяла.
Для связи с подводными лодками на «Щуках» имелась двухмечевая установка звукоподводной связи «Вена» или «Сириус». Ее верхний меч располагался на палубе между 9 и 10 шп., а нижний - в специальной выгородке между 45 - 46 шп. На подводных лодках устанавливались следующие навигационные приборы:
- гирокомпас «Сперри» или марки ГУ М-1;
- три магнитных компаса 127 мм. - главный, путевой и рубочный;
- электрический лаг ГО М-3 модель 2;
- эхолот «ЭМС-2» и ручной лот.
Освещение поверхности в ночное время обеспечивал прожектор МСПЛ - Л - 4,0.
Автономность при нормальном запасе топлива, масла, пресной и дистиллированной воды составляла 20 суток. Очистка воздуха производилась 10 электро-вентиляторами или 9 машинами регенерации со специальными патронами РВ-2, наполненными каустической содой. Общий запас - от 900 до 1920 штук. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных баллонов емкостью 38 - 40 л. со сжатым до 150 атм. кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 часа, без использования - ок 12 часов. Для личного состава были устроены: одноместная каюта командира лодки, кают-компания, легкосъемные койки. На борту имелись постоянные и переносные электрогрелки, трубопровод парового отопления, питаемый с береговой базы для поддержания температуры в отсеках при закрытых люках не ниже + 14° С при наружной температуре до - 20° С, электрокамбуз для приготовления пищи, электропосуда, два пневматических подводных гальюна и один надводный в ограждении рубки, душевой трубопровод в ограждении рубки.
Надстройка и рубка получились узкими. Баллеры носовых горизонтальных рулей располагались в носовой дифферентной цистерне, а электродвигатель дистанционного управления рулями - в центральном посту. Кормовые горизонтальные рули все же имели ограждения. Большая часть баллонов ВВД, 40 штук, размещалась во втором отсеке, остальные 16 - вместе с главными электродвигателями - в пятом. Воздух высокого давления на лодке предназначался для следующих целей; аварийного продувания балластных цистерн, стрельбы торпедами из торпедных аппаратов, подачи воздуха в отсеки для спасательных целей, пуска дизелей и для выключения муфт «Бамаг», продувания решеток приемных кингстонов балластной магистрали, получения воздуха среднего давления.
Лодка оборудовалась спасательными и подъемными средствами: рымами для подъема лодки средствами базы, усиленными шпигатами в надстройке для подъема лодки мягкими понтонами ЭПРОН, наружной и внутренней аппаратурой для продувания отсеков и цистерн с помощью водолазных шлангов, двумя сигнальными буями, четырьмя подкильными поясами. Для выхода личного состава из затонувшей субмарины служили шлюзовые люки, тубусы и спасательная рубка; имелась также возможность выхода через все торпедные аппараты.


строительство серии



5 февраля заложили три головные лодки III серии, получивших общее обозначение «Щука». Присутствовавший при этом наморси Муклевич произнес слова, ставшие пророческими: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства».
В процессе постройки в корабли внесли ряд заметных усовершенствований. Четвертый отсек разделили легкой переборкой на два отсека - дизельный и электромоторный, в результате чего на лодке стало шесть отсеков. В процессе приемки первых «щук» III серии, проходившей с октября 1933 по август 1934 года, выявилась строительная перегрузка, достигавшая от 5,7 до 25 тонн. Отчасти это объяснялось добавлением запасных торпед. Недобор надводной скорости составил у лодок с немецкими дизелями фирмы МАN - 2,2 уз., с отечественными  - 1,75 уз. Причина крылась как в неправильно подобранных винтах, так и в форме корпуса, приводившей к наложению волн оконечностей и булей. В результате скорость «щук» III серии составила 11,8 уз. над водой и 8 уз. под водой. При этом дальность плавания оказалась больше расчетной: 3130 миль вместо 3000 и 112 миль вместо 110 соответственно.
На испытании при погружении на полную глубину головная лодка получила деформацию выкружки кормового торпедопогрузочного люка. Тогда же раздавило спасательный буй первого отсека. По итогам испытаний пришлось провести местное усиление корпуса.
Мореходные качества были признаны удовлетворительными. Однако недостатков хватало: в приводе горизонтальных рулей обнаружился конструктивный дефект - под воздействием деформации корпуса на глубине 40-50 метров его заклинивало. Время осушения главного балласта центробежными помпами «Рато» составляло почти 20 минут, что было совершенно неприемлемо в боевых условиях. Отмечались стесненность внутреннего расположения механизмов, неудачная конструкция торпедопогрузочного устройства, большая шумность.
Ряд просчетов попытались устранить сразу. «Щ-303» получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей для улучшения обтекаемости. Систему откачки главного балласта, помимо большого времени осушения еще и создававшую опасный крен на всплытии, переделали. Сначала на месте одной из помп установили турбокомпрессор низкого давления типа «Броун-Бовери» для продувания цистерн главного балласта, а позже на «Щ-302» испытали более эффективную систему продувания с использованием в качестве компрессоров дизелей, приводимых в действие электромоторами. Эффект оказался положительным: время продувания цистерн главного балласта составило 5 мин. 35 сек. при 415 об/мин. и 10 мин. 5 сек. при 200 об/мин.  Эта система применялась на «Щуках» и в дальнейшем.
Сдаточные испытания показали и достоинства подводных лодок III серии: простота и прочность их конструкций, надежность механизмов. Подводные лодки III серии по своим тактико-техническим элементам и характеристикам были на уровне зарубежных аналогов этого класса, например, французских пл типа «Орион», строившимися одновременно с нашими подводными лодками.


тактико-технические данные


 

проектные характеристики

 

водоизмещение

  надводное: 578 тонн
  подводное: 704,5 тонны
 

скорость хода

  в надводном положении наибольшая: 11,6 узлов
  в надводном положении экономическая: 8,5 узлов
  в подводном положении наибольшая: 8,5 узлов
  в подводном положении экономическая: 2,8 узлов
 

дальность плавания

  в надводном положении наибольшим ходом 11,6 узл.: 1350 миль
  в надводном положении экономическим ходом 8,5 узл.: 3130 миль
  в подводном положении полным ходом 8,5 узл.: 9 миль
  в подводном положении экономическим ходом 2,8 узл.: 112 миль
 

глубина погружения

  предельная: 90 метров
 

кораблестроительные элементы

  длина наибольшая: 57,0 метров
  ширина наибольшая: 6,2 метра
  осадка средняя: 3,8 метра
  запас плавучести от нормального водоизмещения: 22,0 %
  начальная метацентрическая высота в надводном положении: 0,24 метра
  начальная метацентрическая высота в подводном положении: 0,18 метра
 

маневренные элементы

  время срочного погружения: 75 сек.
 

вооружение

  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее количество торпед: 10
  45-мм полуавтоматическое орудие 21-К: 1
 

обитаемость

  автономность по запасам: 20 суток
  время нахождения под водой при использовании регенерации: 72 часа
  экипаж: 41 человек
 

энергоустановка

  двигатели дизель MAN W8V28/38 (на «Щ-301» и «Щ-302»): 2 х 500 л.с.
  двигатели дизель 38-В-8 (на «Щ-303» и «Щ-304»): 2 х 685 л.с.
  электродвигатель ПГВ - 8: 2 х 400 л.с.
  электродвигатель экономхода: 2 х 19 л.с.
  аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе: 2 группы
 

запасы

  дизельного топлива нормальный: 23,4 тонны
  дизельного топлива усиленный: 52 тонны

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Кулагин К.Л., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, Москва, 2002 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.;
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback


© 2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz