|
тип «Л» XI
серии
«Ленинец»
состав серии
№ |
Завод |
Заводской
номер |
Тактический
номер |
Наименование |
Дата
закладки |
Примечание |
1 |
БЗ |
263 |
Л-7, Б-23 |
Ворошиловец |
10.04.34 |
|
2 |
БЗ |
264 |
Л-8, Б-24, УТС-89 |
Дзержинец |
10.04.34 |
|
3 |
БЗ |
265 |
Л-9, Б-19 |
Кировец |
02.06.34 |
|
1 |
198 |
285 |
Л-10, Б-10, ЗАС-18, ПЗС-20 |
Менжинец |
10.06.34 |
|
2 |
198 |
284 |
Л-11, Б-11 |
|
10.06.34 |
|
3 |
198 |
286 |
Л-12, Б-12, УТС-11 |
|
10.06.34 |
|
|
история проектирования
Постановлением Совета Труда и Обороны от 2 февраля 1934 года предлагалось
разработать проект и приступить к постройке шести больших подводных лодок II-бис
серии для Тихоокеанского флота. В дальнейшем проект получил обозначение - XI
серия.
Спроектирована в ЦКБ-18, главный конструктор Малинин Б.М.
Новый проект вобрал в себя весь опыт проектирования, строительства и
эксплуатации больших подводных лодок II серии. При
сопоставлении этих проектов видно, что тактико-технические элементы подводных
лодок XI серии изменились в основном в отношении увеличения торпедного боезапаса
и дальности плавания, т. е. в направлении развития тех качеств, которые делают
лодку способной помимо постановки минных заграждений вести активные боевые
действия на коммуникациях противника в удаленных от баз районах. В новый проект,
по сравнению с подводными лодками II серии, был внесен ряд конструктивных
изменений:
- изменен теоретический чертеж - удлинена носовая часть с наклонным форштевнем;
- конструкция корпуса переработана с таким расчетом, чтобы обеспечивалась более
рациональная разбивка на секции для перевозки по железной дороге;
- прочная рубка сделана в виде горизонтального цилиндра;
- аккумуляторные ямы сделаны изолированными по образцу подводных лодок I серии;
- число запасных торпед доведено до десяти против шести на II серии;
- оба перископа вынесены в рубку, благодаря чему увеличилась глубина погружения
лодки при ходе под перископом и уменьшилась опасность таранных ударов по рубке
надводными кораблями;
- сняты электротурбокомпрессоры низкого давления; продувание главного балласта
осуществлялось газами от дизелей, работающими как компрессор;
- кулачная муфта между электромотором и упорным валом заменена муфтой типа «Бамаг»,
что обеспечивало быстрое ее выключение при переходе от зарядки батареи на работу
дизеля на винт;
- переработано внутреннее размещение в целях обеспечения доступности к приводам
открывания кингстонов цистерн главного балласта;
- полностью переработана система сжатого воздуха и аварийного продувания;
- сняты электромоторы экономического хода под водой, экономический ход стал
осуществляться при работе главных электромоторов;
- в целях борьбы с коррозией стальная арматура трубопроводов забортной воды
заменена на бронзовую;
- улучшена обитаемость лодки за счет изменения компоновки жилых отсеков;
- установлен электроводоопреснитель фирмы «Энгиш»;
- глушитель сделан двухтельным, по образцу подводных лодок X серии;
- перья рулей сделаны профилированными авиационного типа;
- несколько опущены минные трубы;
- на упорном подшипнике линии вала установлен упоромер;
- кингстоны балластных цистерн сделаны по типу дифференциальных захлопок,
кормовая балластная цистерна кингстона не имела и заполнялась через шпигаты;
- улучшена конструкция пневматических машинок открывания кингстонов;
- установлен добавочный пост управления вертикальным рулем в рубке;
- увеличено число отсеков до семи за счет разделения кормового на две части;
- станция управления электромоторами разделена на две части, размещенных по
бортам;
- установлен отдельный дифферентовочный насос, производительностью 6 - 8 тонн в
час;
- исключены палубные цистерны, так как считаюсь, что они увеличивают время
погружения подводной лодки, имеют малую живучесть, особенно во время
артиллерийского боя и возможных таранных ударов, а действие всего вооружения
подводной лодки в надводном положении может быть обеспечено и без наличия
палубных цистерн.
В остальном подводные лодки XI серии ничем не отличались от подводных лодок II
серии. Но реализовать все возможности для улучшения проекта в подводных лодках
XI серии не удалось из-за жестких сроков проектирования и строительства.
Время погружения и всплытия по сравнению с подводными лодками II серии
изменилось незначительно. При переходе лодки из крейсерского положения в
подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах цистерн главного
балласта без хода с использованием цистерны быстрого погружения составляло 70 -
75 секунд, а всплытие лодки в крейсерское положение при продутой средней
цистерне путем продувания главного балласта одним дизелем - 5 мин. 55 секунд.
Время аварийного продувания всего главного балласта на перископной глубине
составляло 3 мин. 47 секунд.
строительство серии
Вопрос о возможности транспортировки подводных лодок по железной дороге
обсуждался еще еще 3 декабря 1933 года на Балтийском заводе. Предполагалось
строить их силами Балтийского завода и завода № 198 и отправлять по железной на
Дальний Восток по железной дороге отдельными секциями на специальных
транспортерах так же, как это делалось при постройке подводных лодок типа «Щ». В
Комсомольске-на-Амуре, на Амурверфи, они должны были достраиваться и сдаваться
после испытаний Военно-Морскому Флоту. Руководство строительством, включая и
достройку их на месте, возлагалось на дирекцию Балтийского завода, на котором
было организовано Бюро достройки лодок XI серии. Возглавил бюро заместитель
главного инженера завода Григорьев Н.В., а заместителем начальника Бюро
достройки - конструктор ЦКБС-2 Правдин А.А. Также для этой цели предполагалось
организовать в Комсомольске-на-Амуре отделение Балтийского завода. Однако вскоре
выяснилось, что строительство Амурверфи, ведущееся Дальпромстроем, значительно
отстает от намеченных сроков, в связи с чем Амурверфь не может обеспечить
достройку и сдачу первых лодок XI серии, которые должны были быть ее первой
продукцией. Тогда руководство приняло решение, что четыре лодки будет
достраивать на Дальзавод, и только последние две лодки - на Амурверфи. В итоге
первые три лодки серии: «Л-7», «Л-8» и «Л-9» построил Балтийский завод и,
поскольку они все достраивались на Дальзаводе, вопрос об организации отделения
Балтийского завода на Амурверфи отпал. Остальные три лодки строил завод № 198,
одна из них, «Л-10», достраивалась на Дальзаводе, а две остальных, «Л-11» и
«Л-12», - на Амурверфи.
Для ускорения работ по подводным лодкам XI серии и сдачи их в установленный
правительством срок были проведены некоторые мероприятия организационного
характера, в том числе удлинен до 11 часов рабочий день. На Балтийском заводе в
этом режиме работало около 760 человек, и в месяц они нарабатывали свыше 76000
сверхурочных часов. Уже в марте 1934 года цехам были выданы корпусные чертежи.
Во время испытаний подводной лодки «Л-7» при проведении глубоководного
погружения в районе острова Аскольд на глубине 75 метров забортным давлением
раздавило красномедную трубу продувания главного балласта низким давлением
диаметром 205х219 миллиметров. После этого случая трубы, подверженные полному
наружному забортному давлению, стали предусматриваться стальными.
Приемные комиссии по результатам испытаний отмечали следующие недостатки XI
серии:
- не выдержаны скорости и дальности плавания ими, оговоренные в спецификациях на
постройку лодок;
- значительный шум при работе миносбрасывающего устройства. Предложено заменить
штанговое устройство на тросовое, как показавшее при сравнительных испытаниях
лучшие результаты;
- трещины на крышках цилиндров дизелей, усиленная
коррозия блоков и цилиндровых втулок дизелей;
- заедание привода захлопки глушителя в связи с осаждением соли на рабочих
поверхностях деталей привода захлопки и другие более мелкие недостатки.
На лодках, достраивавшихся и сдававшихся на Дальзаводе, строителями и
ответственными сдатчиками были Егоров Е.П. и Голланд А.3., а на лодках,
сдававшихся в Комсомольске-на-Амуре - Терлецкий К.Ф.
тактико-технические данные
|
проектные характеристики |
|
водоизмещение |
|
надводное: |
1040 (по др. данным 1025) тонн |
|
подводное: |
1335 (по др. данным 1321) тонн |
|
скорость хода |
|
в надводном положении: |
14,5 узлов |
|
в подводном положении: |
8,5 узлов |
|
дальность плавания |
|
в надводном положении: |
7500 миль скоростью 10 узлов
при усиленном запасе топлива |
|
в подводном положении: |
135 миль скоростью 2,5 узла
12,5 миль скоростью 8,5 узлов |
|
глубина погружения |
|
рабочая: |
75 метров |
|
предельная: |
90 метров |
|
кораблестроительные элементы |
|
длина: |
79,9 метров |
|
высота: |
7 метров |
|
ширина: |
4 метров |
|
запас плавучести от нормального водоизмещения: |
28 % |
|
начальная метацентрическая высота в надводном
положении: |
0,69 метра |
|
начальная метацентрическая высота в подводном
положении:: |
0,21 метра |
|
вооружение |
|
533-мм носовые торпедные аппараты: |
6 |
|
общее количество торпед: |
16 |
|
кормовые минные трубы: |
2 |
|
запас мин типа ПЛТ: |
20 |
|
100-мм орудие Б-24: |
1 |
|
45-мм орудие 21-К: |
1 |
|
обитаемость |
|
время непрерывного пребывания под водой при
использовании регенерации: |
72 часа |
|
автономность по запасам: |
28 суток |
|
экипаж: |
52 (по др. данным 55) человек |
|
энергоустановка |
|
двигатели дизель 42БМ6: |
2 х 1100 л.с. |
|
электродвигатель ПГ: |
2 х 650 л.с. |
|
аккумуляторная батарея типа ЛС по 112 элементов
в группе: |
3 группы |
источники:
•
|
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
•
|
Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения»,
изд. Судостроение, СПб, 1995 г. |
• |
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение»,
Военное издательство, Москва, 1990 г. |
•
|
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945
гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.; |
• |
Колосовский П.З. «Очерки
по истории ЛПМБ «Рубин»,
т.2, ЛПМБ «Рубин»,
Ленинград, 1979 г. |
• |
Трусов
Г.М. «Подводные
лодки в русском и советском флоте»,
ГСИСП, Ленинград, 1957 г. |
• |
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945
гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г. |
Большая
просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести
поправки, свяжитесь с автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
главная
|
справочник |
гостевая | почта
main |
directory | the guest
book | feedback
© 2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с
письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without
express written permission of author is prohibited. |