проект 613

изображение проекта

 

 

 

 

состав серии

   Постройки судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком (116 ед.):
С-80, С-43, С-44, С-45, С-46, С-140, С-141, С-142, С-143, С-144, С-145, С-146, С-147, С-148, С-149, С-150, С-151, С-152, С-153, С-154, С-155, С-156, С-157, С-158, С-159, С-160, С-161, С-162, С-163, С-164, С-165, С-166, С-167, С-168, С-169, С-170, С-171, С-172, С-173, С-174, С-175, С-176, С-177, С-178, С-179, С-180, С-181, C-182, С-183, С-184, C-185, С-186, С-192, С-193, С-194, С-195, С-196, С-197, С-198, С-199, С-200, С-261, С-262, С-263, С-264, С-265, С-266, С-267, С-268, С-269, С-270, С-271, С-272, С-273, С-274, С-275, С-276, С-277, С-278, С-279, С-280, С-281, С-282, С-283, С-284, С-285, С-286, С-287, С-288, С-289, С-290, С-291, С-292, С-293, С-294, С-295, С-296, С-297, С-325, С-326, С-327, С-328, С-329, С-300, С-338, С-339, С-340, С-341, С-342, С-343, С-344, С-345, С-346, С-347, С-348, С-349.

   Постройки судостроительного завода № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве (72 ед.):
С-61, С-62, С-63, С-64, С-65, С-66, С-67, С-68, С-69, С-70, С-71, С-72, С-73, С-74, С-75, С-76, С-77, С-78, С-79, С-86, С-87, С-88, С-89, С-90, С-91, С-95, С-96, С-97, С-98, С-100, С-217, С-218, С-219, С-220, С-221, С-222, С-223, С-224, С-225, С-226, С-227, С-228, С-229, С-230, С-231, С-232, С-233, С-234, С-235, С-236, С-237, С-238, С-239, С-240, С-241, С-242, С-243, С-244, С-245, С-246, С-250, С-374, С-375, С-376, С-377, С-378, С-379, С-380, С-381, С-382, С-383, С-384.

   Постройки Балтийского судостроительного завода № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде (16 ед.):
С-187, С-188, С-189, С-190, С-191, С-355, С-356, С-357, С-358, С-359, С-360, С-361, С-362, С-363, С-364, С-365.

   Постройки судостроительного завода № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре (11 ед.):
С-331, С-332, С-333, С-334, С-335, С-336, С-337, С-390, С-391, С-392, С-393.


История проектирования.

Средняя дизель-электрическая подводная лодка 2-го ранга с торпедным вооружением. Является дальнейшим развитием проекта 608, разрабатывавшегося ЦКБ-18 с 1942 года.

30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая подводная лодка «U-250». В связи с этим, по решению ГК ВМФ, работы по проекту 608 были приостановлены до изучения материалов по поднятой «U-250». После капитуляции Германии в распоряжение ВМФ и конструкторов попали новейшие немецкие электролодки XXI и XXIII серий и техническая документация по ним, изучение которых показало необходимость существенных изменений проекта 608. В январе 1946 года. ГК ВМФ по представлению ГУК утвердил ТТЗ на проект 613 на основании предложений ЦКБ-18 по теме СП-46. По сравнению с проектом 608 предлагалось изменить ТТХ в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.

Проектант – ЦКБ-18, главный конструктор проекта – Перегудов В.Н., затем Евграфов Я.Е., с 1950 года – Дерибин З.А., главный наблюдающий от ВМФ – кап. 2 ранга Климов Л.И. Эскизный проект утвержден 20.10.1947 году, технический проект утвержден постановлением Совмина СССР № 3110-1258 от 15.08.1948 года. При отработке обводов корпуса особое внимание было уделено обеспечению высоких ходовых качеств в подводном положении, в результате чего была достигнута подводная скорость в 13 узлов вместо заданных 12 узлов.

В 1953 году сопровождение производства проекта было передано из ЦКБ-18 в созданный при заводе «Красное Сормово» в гор. Горьком СКБ-112, главный конструктор – Дерибин З.А.

В соответствии с приказом ГК ВМС № 95дсп от 12.01.1949 года «О классификации кораблей, судов и базовых плавучих средств ВМС» подклассу средних подводных лодок определялось:
Назначение основное: 1. нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам при самостоятельных действиях на морских коммуникациях и у баз (портов). 2. Нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам при совместных действиях с силами флота. 3. Оперативная разведка.
Назначение дополнительное: 1. Минные постановки на коммуникациях и у баз. 2. Высадка диверсионных и разведывательных групп.
Условия использования: Открытое море, при всех условиях видимости и состояния моря.

Корпус.

Архитектурный тип – классический двухкорпусный с бескингстонными ЦГБ и остроконечными обводами оконечностей. Прочный корпус – из новой легированной стали марки СХЛ-4 или МС-1 с пределом текучести не ниже 40 кг/см.кв. Габариты корпуса позволяли проводить подводную лодку по Беломорско-Балтийскому каналу в специальном доке.

6-й отсек, вид в корму. Плоская переборка между 6-м и 7-м отсеком. («С-375»,  1979 г., источник: www.forums.airbase.ru )

2-й отсек, вид на носовую переборку и 1-й отсек. (Музей «С-189»,  2010 г., фото: И. Курганова)

Внутренние объемы корпуса разделены на 7 отсеков. 2-й и 4-й отсеки сформированы из двух сопряженных цилиндров, в сечении образующих «восьмерку», причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего. Сферические переборки, рассчитанные на давление 10 кг/см.кв с вогнутой стороны, образовывали 3 отсека-убежища: 1-й, 3-й и 7-й, причем носовая переборка 7-го отсека – плоская, а сферическая переборка установлена между 5-м и 6-м отсеками. Между 4-м и 5-м, 6-м и 7-м отсеками устанавливались плоские переборки на 10-ти задрайках барашкового типа, рассчитанные на 1 кг/см.кв. с обеих сторон.


1-й отсек – торпедный, жилой, 4 торпедных аппарата и стеллажи для запасных торпед;
2-й отсек – жилой, кают-компания офицеров, каюты командира и офицеров, радиорубка, 1-я группа аккумуляторной батареи;
3-й отсек – центральный пост, штурманская рубка, посты РТС, выдвижные устройства;
4-й отсек – жилой, камбуз, кают-компания старшин, кубрик старшин, электрокомпрессор, 2-я группа аккумуляторной батареи;
5-й отсек – дизельный, 2 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа ДК-2;
6-й отсек – электромоторный, 2 ГГЭД типа ПГ-101 и 2 ГЭД экономхода типа ПГ-103;
7-й отсек – торпедный, жилой, 2 торпедных аппарата без запасных торпед.

Шпангоуты, расположенные внутри прочного корпуса, изготавливались из несимметричного полособульба, специально разработанного для новых лодок. Форма его поперечного сечения обеспечивала нужные соотношения между площадью поперечного сечения и прочностью. Концевые полусферические переборки прочного корпуса и торцевые переборки прочных рубок первоначально изготавливались литыми, но при массовом строительстве были заменены на штампосварные.

Впервые в отечественном кораблестроении в кормовой оконечности были применены стабилизаторы, а в носовой – обтекатели антенн из нержавеющей стали.

Одноотсечный стандарт обеспечивал непотопляемость пл при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему ЦГБ. Всего в междубортном пространстве предусматривалось 10 ЦГБ, но только ЦГБ № 4 и № 5 средней группы оборудованы кингстонами.

Спасательные устройства.

Отсеки-убежища пл позволяли эвакуировать личный состав с глубин до 100 метров самостоятельно и до 120 метров при обеспечении силами аварийно-спасательных служб. Шахта люка в 3-м отсеке и люк в 7-м отсеке снабжались тубусом, который позволял осуществлять выход путем затопления отсека. Для выхода из затонувшей пл могли использоваться носовые и кормовые торпедные аппараты. Первый выходящий подводник толкал перед собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась к специальной скобе в нише торпедного аппарата. Далее выходящие держались буйрепа, на котором мусинги обозначали места остановки для выдержки времени на декомпрессию. На глубинах менее 12 метров можно было обходиться без декомпрессии.

Два аварийно-спасательных буя (АСБ) устанавливались в специальных нишах на носовой и кормовой надстройке, привод стопора находился в 1-м и 7-м отсеках. Аварийно-спасательные буи имели фонарь и телефон, через который могла осуществляться связь с отсеком затонувшей пл. Буйреп кормового АСБ использоваться как направляющий проводник спасательного колокола, который самостоятельно пристыковывался к комингс-площадке над спасательным люком 6-го отсека.

В надстройке и ограждении рубки имелись эпроновские выгородки, в которых размещались штуцера и клапана, позволявшие водолазам подавать воздух в отсеки и на продувание ЦГБ, а также самостоятельно продувать ЦГБ.

На легком корпусе вдоль всей длины пл вырезались в виде полукруга усиленные шпигаты и предусматривалась возможность крепления за них спасательных понтонов. В районе боевой рубки под корпусом пропускались 2 металлических судоподъемных полотенца, крепившиеся на легком корпусе выше ватерлинии.

7-й отсек, вид на кормовую переборку и торпедные аппараты. В центре отсека установлен ручной привод вертикального руля, слева - манекен в коплекте СГП и аппарате ИДА-59. (Музей «С-189»,  2010 г., фото: И. Курганова)

Носовой аварийно-спасательный буй, выброшенный на берег губы Ура. (2006 г., фото: И. Курганова)

Энергетическая установка.

Дизельная установка, расположенная в 5-м отсеке, состояла из 2-х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточно-клапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин. Дизели 37Д по конструкции являются доработкой под морские условия тепловозных дизелей «Packard» и по сравнению с дизелями типа 1Д, стоявшими на довоенных пл, при одинаковой мощности имели меньший вес и габариты. Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине, впервые в советском кораблестроении, лодки 613 проекта оснащены устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания. При работе дизелей в режиме РДП выхлопные газы удалялись через специальные газоотводы, выхлоп которых находился в ограждении рубки. Воздух поступал в шахту РДП под действием разряжения, создаваемого дизелями, при этом несколько уменьшалась мощность дизелей, и, следовательно, дальность плавания. Запас дизельного топлива в исходном проекте размещался в двух цистернах внутри прочного корпуса во 2-м и 4-м отсеках под аккумуляторными ямами, кроме того, в 5-м отсеке имелся расходный топливный бак при общем запасе топлива 56 тонн. Вне прочного корпуса имелось еще 5 цистерн, а общий запас топлива на борту составлял 115 тонн.

5-й отсек, вид в корму. Дизеля 37Д. В верхней части снимка видны два сигнальных щита положения ШПМ.  (Музей «U-395»,  2005 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Главные гребные электродвигатели (ГГЭД) типа ПГ-101 – двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин., располагались в 6-м отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек. Там же размещались два электродвигателя экономического хода типа ПГ-103 мощностью 50 л.с. при 420 об/мин.

6-й отсек, вид на правый борт. Электродвигатель экономхода ПГ-103. (Музей «С-189»,  2010 г., фото: И. Курганова)

Впервые, по образу немецких электролодок XXI и XXIII серии, для управления электродвигателями применены станции управления ГГЭД. По сравнению с ранее применявшимися щитами рубильникового типа отличались простотой управления и надежностью.

6-й отсек, вид на левый борт. Станция левого ГГЭД. В верхней части снимка видны моторный телеграф, сигнальный щит положения ШПМ и тахометр линии вала.  (Музей «Pasopati»,  2010 г., предоставил: В. Заблоцкий)

Аккумуляторная батарея из двух групп по 112 элементов свинцово-кислотных аккумуляторов типа 46СУ в каждой размещалась в герметичных аккумуляторных ямах во 2-м и 4-м отсеках в два яруса.

Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения, разделялись разобщительными шинно-пневматическими муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными подшипниками. При работе дизеля на винт подключались ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее применявшимися на подводных лодках муфтами типа БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку допускали значительно большие изломы и смещения сопрягаемых частей валов, были значительно проще в монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были достаточно просты в обслуживании и надежно обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. По результатам испытаний на головном заказе, для исключения крутильных колебаний, на носовом хвостовике коленвала дизеля устанавливался маятниковый антивибратор Коломенского завода, разработанный в ЦНИИ им. Крылова А.Н. инженерами Лурье И.А. и Терских В.П. Электродвигатели экономического хода сопрягались с линией вала посредством эластичных клино-ременных передач и фрикционных муфт с передаточным числом 1:3. Линии валов в месте прохода через прочный корпус уплотнялись дейдвудными сальниками с угольными самоуплотняющимися кольцами. Место прохода валов через межотсечные переборки уплотнялись нажимными переборочными сальниками с сальниковой набивкой.

Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах.

Винто-рулевой комплекс «С-393».  (СРЗ-92 в бухте Диомид, 1975 г., предоставил: В. Куприянов)

Общекорабельные системы.

Запас ВВД давлением 200 кг/см.кв. хранился в 22-х баллонах, общим объемом ок. 900 литров, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. Первоначально трубопроводы системы ВВД выполнялись стальными, но в последствии были заменены на биметаллические. Пополнение ВВД осуществлялось двумя дизель-компрессорами типа ДК-2 (копия дизель-компрессоров немецкой фирмы Junkers), располагавшимися побортно в носовой части 5-го отсека и одним электрокомпрессором 1К в 4-м отсеке. Впоследствии электрокомпрессор 1К заменялся на ЭК-10. Главный балласт продувался не дросселированным воздухом, как это было принято на предшествующих проектах, а непосредственно воздухом высокого давления через трубопроводы большого диаметра.

«С-191» в период ремонта на СРЗ-29 «Тосмаре» в гор. Лиепая. Под снятой палубой носовой надстройки видны баллоны ВВД и открытый торпедопогрузочный люк. (1981 г., фото: А. Бонячук)

Осушительная система состояла из главного осушительного насоса (ГОН) типа 6МВх2 (производительность 180 м.куб./час. при напоре 20 м.вод.ст. или 22 м.куб./час. при напоре 125 м.вод.ст.) в 3-м отсеке и трюмно-поршневых насосов ТП-20/250 (производительность 20 м.куб/час. при 250 м.вод.ст.) в 3-м и 7-м отсеках.

3-й отсек, вид на правый борт в корму. БП-35, боевой пост погружения и всплытия. (Музей «С-189»,  2010 г., фото: И. Курганова)

Дифферентная система использовала бесшумный способ перекачки воды путем наддува дифферентных цистерн.

Для приведения в действие выдвижных устройств, приводов рулей, захлопок РДП и ПВД, клапанов вентиляции, кингстонов средней группы ЦГБ и ряда других механизмов, на пл устанавливалась система гидравлики с насосным узлом в 7-м отсеке, входящие в ее состав 2 насоса гидравлики типа ННВ-1,4М (основной и резервный) производительностью 21 литр/мин., работали попеременно, рабочее тело – веретенное масло.

Первоначально проектом предусматривалось установка системы стабилизации глубины без хода типа «Спрут» или «Скат-1», но испытания показали их неудовлетворительную работу и они в последующем не устанавливались.

Для охлаждения воздуха в отсеках и уменьшения его влажности, на пл устанавливались фреоновые холодильные машины типа К-4.

Торпедное вооружение.

Торпедное вооружение состояло из 4-х носовых и 2-х кормовых торпедных аппаратов воздушного типа при 6-ти запасных торпедах, размещаемых в 1-м отсеке с общим боекомплектом 12 торпед. Взамен всего боекомплекта или его части имелась возможность приема на борт донных мин типа АМД-1000 из расчета 2 мины взамен одной торпеды. Все торпедные аппараты снабжались системой беспузырной торпедной стрельбы ГС-30 с глубиной применения до 30 метров. На части пл устанавливалась система ГС-65 с глубиной торпедной стрельбы 70 метров.

Погрузка торпед для носовых торпедных аппаратов производилась в первый отсек через торпедопогрузочный люк, в кормовые торпедные аппараты торпеды загружались непосредственно в трубы аппаратов, для чего требовалась дифферентовка пл на нос. Внутри 1-го отсека торпеды хранились на стеллажах и подавались в торпедные аппараты довольно примитивными средствами ручной погрузки.

Управление стрельбой осуществлялось автоматом торпедной стрельбы ПУТС-Л4-2 из 3-го отсека. В 1-м отсеке имелись приборы, на которые в электрическую передавались данные для ввода в торпеды. Непосредственно в торпеду, готовую к выстрелу, данные вводились шпиндельным вводом: угол первого поворота, угол второго поворота и глубина хода торпеды. Открытие передней крышки торпедных аппаратов осуществлялось вручную. Выстрел торпеды по команде из ЦП производился в 1-м отсеке.

1-й отсек, вид на левый борт. Стрельбовой щит с клапанами торпедной стрельбы. В правой части снимка видна рукоятка открытия торпедного аппарата, установленная на штатное место в исходном положении. («С-375»,  1979 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Артиллерийское вооружение.

Первоначально на первых серийных пл устанавливался только спаренный зенитный 25-мм автомат 2М-8 (боезапас 2000 выстрелов). По мере готовности к производству нового артиллерийского вооружения на кормовой площадке позади ограждения рубки устанавливалось спаренное универсальное 57-мм орудие СМ-24-ЗИФ (боезапас 250 выстрелов). В последующем часть построенных пл так и осталась лишь с носовым зенитным автоматом, а после 1956 года по решению Совета Министров СССР все артиллерийское вооружение было демонтировано и изменены обводы ограждения рубки. Но до конца службы сохранялись цистерны плавучести, а на некоторых пл еще и кормовая площадка под орудие, потерявшае свое значение.

Ограждение рубки для варианта артиллерийского вооружения с 2М-8. («С-97»  1954 г., предоставил: В. Заблоцкий)

Внешний вид проекта для варианта артиллерийского вооружения с 2М-8 и СМ-24-ЗИФ. (07.1958 г., источник: www.forums.airbase.ru)

Ограждение рубки для варианта артиллерийского вооружения с 2М-8 и СМ-24-ЗИФ. («С-87»  1954 г., предоставил: В. Заблоцкий)

Универсальное спаренное 57-мм артиллерийское орудие СМ-24-ЗИФ. (Экспозиция музея «Владивостокская крепость»  2003 г., фото: И. Курганова)

Штурманское вооружение.

Навигационное оборудование состояло из гирокомпаса «Курс-3» (аналог германского «Anschutz»), магнитного компаса, лага ГОМ-3, эхолота НЭЛ-3. Радионавигация по маякам осуществлялась с помощью прибора АРП-53, сигнал на который передавался от рамочной антенны радиопеленгатора. На крыше рубки в герметичной емкости располагался простейший оптический пеленгатор. Из центрального поста для выхода в торпедную атаку использовался перископ ПА-7,5М, в боевой рубке – зенитный перископ ПЗ-9М. В последующем в ходе модернизаций часть навигационного оборудования заменялось на другие модификации или устанавливались новые системы. Так, в конце 80-х годов некоторые пл получили на вооружение систему спутниковой навигации типа АДК, антенна которой устанавливалась на обтекателе РДП.

3-й отсек, вид штурманской рубки. В правой части снимка виден показывающий прибор эхолота НЭЛ-М6, в верхней части - репитер гирокомпаса. («С-375»,  1979 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Прибор АРП-53 для определения места по радиомаякам.  В правой части снимка виден кожух гирокомпаса «Курс-3». (Музей «Posopati»,  2010 г., предоставил: В. Заблоцкий)

Гидроакустическое вооружение.

По проекту на пл устанавливалось как новейшее оборудование – активно-пассивная ГАС «Тамир-5Л», принятая на вооружение в 1945 году, так и в связи с неготовностью планируемых образцов – ГАС шумопеленгования «Марс-24КИГ», принятая на вооружение в 1943 году. При модернизациях ГАС «Тамир-5Л» заменялась активно-пассивной ГАС «Плутоний» (главный конструктор Василевский А.С.), а «Марс-24КИГ» – ГАС «Феникс» (главный конструктор Штремт М.Ш.), разработанными в 1957 году. в НИИ-3. Станция «Феникс» создавалась специально для лодок проекта 613, имела круговую антенну из 132-х датчиков, устанавливалась начиная с 1957 году, а также в ходе ремонтов в дополнительном бульбовом обтекателе под нишами торпедных аппаратов. При модернизациях в 60-х годах гидроакустическое вооружение заменялось ГАС «Кола» (главный конструктор Магид М.М.) с автоматическим сопровождением цели и «Алдан» (главный конструктор Крузе Л.Я.) с автоматическим круговым сканированием с корреляционной обработкой сигнала.

Радиотехническое вооружение и связь.

Радиотехническое вооружение проекта состояло из: РЛС обнаружения надводных целей «Флаг», станция радиотехнической разведки ВАН, радиопеленгатор РПН-47-03, радиоответчик системы опознавания «Факел-МО-1». Станция радиоразведки «Накат» к моменту сдачи первых корпусов оказалась не готова, и устанавливалась на них в период заводского ремонта. На некоторых пл РЛС «Флаг» в период модернизации заменялась на РЛС РЛК-101 «Альбатрос».

Связь обеспечивалась комплектом радиостанций: ДВ-приемника Р-672, КВ-передатчика «Бриз-ИП-2», КВ-передатчика «Дельфин», КВ-приемника «Пурга-45», КВ-приемника Р-670, УКВ-станцией «Рейд-И».

2-й отсек, в рубке радиосвязи – ст. 2 ст. Афанасьев В.Л.  («С-328»,  1969 г., предоставил: В. Афанасьев)

2-й отсек, рубка радиосвязи.  (Музей «С-189»,  2010 г., фото: И. Курганов)

Связь обеспечивалась комплектом радиостанций: ДВ-приемника Р-672, КВ-передатчика «Бриз-ИП-2», КВ-передатчика «Дельфин», КВ-приемника «Пурга-45», КВ-приемника Р-670, УКВ-станцией «Рейд-И». Внутрикорабельная связь, помимо переговорных труб осуществлялась системой МКТУ-3 «Каштан». На отдельных лодках была установлена система «Лиственница».

3-й отсек, центральный прибор внутрикорабельной трансляционной системы «Лиственница». В верхней части снимка видны переговорные трубы: в нос, в боевую рубку и корму.  («С-375»,  1979 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Обитаемость.

Экипаж – 52 человека, из них 8 офицеров и 44 старшин и матросов. Регенерация воздуха осуществлялась химическими регенеративными установками РДУ-2, запас регенеративных пластин позволял находиться в подводном положении до 200 часов. Автономность по запасам провизии и топлива у проекта 613 директивно ограничивалась 30 сутками, но фактически имели место случаи и более длительного нахождения в море.

Строительство серии.

Впервые при строительстве пл применен поточно-секционный метод с автоматической сваркой и рентгенографическим контролем сварных швов. Также внедрена широкая унификация комплектующих и материалов. Подготовка производств на заводах в гор. Николаеве и гор. Горьком началась в 1948 г.

Головная подводная лодка проекта «С-80» заложена 13.04.1950 г., последняя серийная «С-365» принята в состав ВМФ 30.6.1958 г. Вся серия была построена за 8 лет и 2 месяца.

Первоначально планировалось строительство серии в 340 единиц. Всего же на четырех судостроительных заводах было построено 215 лодок проекта 613: № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком – 116 ед., № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве – 72 ед., № 196 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде – 16 ед. и № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольске-на-Амуре – 11 ед.

В процессе испытания лодок «С-80» и «С-61» выявились следующие конструктивные недостатки:
– в систему гидравлики попадала забортная вода, наблюдались гидравлические удары, некачественно выполнялись уплотнения и фильтры очистки, ненадежной была работа машинок клапанов вентиляции;
– разворачивало выдвижные устройства (отсутствовали направляющие для них);
– повышенная температура подшипников и муфт на линиях валов, вибрация механизмов, выход из строя баллонов шинно-пневматических муфт и проблемы с их заменой.

Комиссия Государственной приемки дала высокую оценку головным пл проекта 613. В прием ном акте подводной лодки «С-80» указывалось:

«Подводная лодка «С-80» является кораблем, обладающим хорошими мореходными качествами, развитыми подводными элементами в смысле глубины погружения, скорости и дальности подводного хода, легко управляется в подводном положении на всех скоростях, способна достаточно быстро совершить маневр погружения и всплытия и обладает необходимыми запасами для непрерывного пребывания в море в течение времени, предусмотренного спецификацией Подводная лодка «С-80» является вполне современным кораблем, способным выполнять боевую задачу на любом морском театре войны».

После выполнения первых длительных плаваний в режиме РДП выяснилось, что конструкция выхлопа неудачна: поскольку выхлоп в режиме РДП производился через трубопровод, выходящий в обтекатель РДП, выхлопные газы засасываются обратно внутрь прочного корпуса, от чего сильно страдает экипаж. Для устранения недостатка потребовалась выводить отработанные газы в газовыхлоп специальной конструкции, на перископной глубине находящийся ниже поверхности воды на несколько десятков сантиметров. Новая конструкция газовыхлопа стала отличительным элементом, сделавшим легко узнаваемым силуэт подводных лодок 613 проекта. Также в процессе эксплуатации выяснилось, что при кратковременной работе дизелей, продолжавшейся после закрытия захлопок, в газоотводе образуется взрывоопасная смесь и первые же искры, попавшие из дизеля в ресивер, вызывают взрыв. Для ликвидации этой проблемы были установлены блокировочные устройства, тем не менее, в процессе последующей эксплуатации взрывы в ресивере не однократно имели место. Взрывы происходили по причине двухтактности дизелей. Наибольшее давление наддува на полной мощности составляло не более 1,3 кг/см.кв., а на малых оборотах – 0,3 - 0,5 кг/см.кв. Если наружная захлопка газоотвода закрывалась ранее полной остановки дизеля, то в газоотводе создавалось избыточное давление и горячие выхлопные газы, преодолевая надувочное давление, прорывались в надувочный ресивер, что могло привести к взрыву масляного тумана, поскольку в ресивер вентилируется картер дизеля.

На первых корпусах серии были установлены многоопорные волнорезные щиты конструкции Лебедева, которые имели величину открытия крышек больше, а усилие на тягу меньше, чем волнорезы обычной конструкции. Однако, у этих волнорезов даже при незначительной деформации происходило заклинивание щитов, поэтому, начиная с 6-й лодки серии устанавливались обычные волнорезы.

Эксплуатация серии.

Несмотря на имевшиеся недостатки в конструкции и технологиях, эта простая в устройстве подлодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования, она оказалась одной из самых малошумных и надежных дизельных лодок ВМФ СССР. Эти подводные лодки эксплуатировались на всех флотах. Последняя лодка проекта, «СС-348», была исключена из состава ВМФ в июле 1994 году. Часть лодок этого проекта после исключения из боевого состава подверглась переоборудованию в УТС, а «УТС-247», «УТС-287», «УТС-466» и «УТС-577» продолжают использоваться до настоящего времени.

Из состава ВМФ погибло 2 пл: «С-80» в Баренцевом море в январе 1961 году и «С-178» в заливе Петра Великого в октябре 1981 г. По неподтвержденным данным, погибла одна пл, переданная Северной Корее. Прибывшие к месту гибели советские корабли не смогли оказать помощь из-за неисправности спасательных устройств.

Экспорт.

В разное время были переданы за рубеж:
Албания – 4 пл: «С-241» (№ 510, № 331), «С-242» (№ 512, № 523, № 442, № 024), «С-358» (№ 516, № 423), «С-360» (№ 514, № 552, № 422, № 022). Оставлены в зал. Влера после разрыва дипломатических отношений.
Болгария – 2 пл, позже одна пл возвращена без включения в ВМФ СССР: «С-244» (Слава, № 41), «С-245» (Победа, № 42, возвращена).
Египет – 10 пл, позже 5 из них были возвращены в ВМФ СССР: «C-175» (S.1, возвращена), «С-180» (S.3, возвращена), «С-182» (S.2, возвращена), «С-184» (S.5, возвращена), «С-193» (S.4, возвращена), «С-226» (S.7), «С-227» (S.8), «С-228» (S.6), «С-280» и «С-380».
Индонезия – 12 пл: «С-79», «С-91», «С-219», «С-223», «С-225», «С-235», «С-236», «С-239», «С-281», «С-290», «С-292», «С-391»; в ВМС Индонезии получившие наименования (соответствие тактическим номерам в советском ВМФ полностью не идентифицировано): KRI Cakra (№ 401), KRI Trisula (№ 402), KRI Nagabanda (№ 403), KRI Nagarangsang (№ 404), KRI Hendrajala (№ 405), KRI Alugoro (№ 406), KRI Nanggala (№ 407), KRI Candrasa (№ 408), KRI Wijajadanu (№ 409), KRI Pasopati (№ 410), KRI Cundamani (№ 411), KRI Bramastra (№ 412).
Куба – 1 пл: «C-175» (ранее передавалась в аренду Египту).
Северная Корея – 4 пл: «С-75», «С-90», «С-325», «С-326» (одна из лодок по неподтвержденным данным погибла).
Польша – 4 пл: «С-265» (Orzel № 292), «С-278» (Sokol № 293), «С-279» (Bielik № 295), «С-355» (Kondor № 294).
Сирия – 3 пл: «С-167», «С-171», «С-183».

«С-380» в порту Александрия. (Египет, приблизительно 1973 г., источник: Jane's Figting Ships 1989-90)

Проект 613 стал первым проектом, строившимся за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на проект 613 были переданы Китаю. Часть конструкций пл собирали в СССР и доставляли в Шанхай на судостроительный завод «Дзянань». Из СССР на первый корпус были поставлены в собранном виде, кроме оборудования, только литые концевые переборки, а листовой и профильный прокат поставлялся партиями. Все последующие лодки полностью строились в Китае, но из СССР поставлялись для них сталь, электрооборудование, механизмы и вооружение. Испытания построенные подлодки проходили в Порт-Артуре. В конце 1957 году, после успешного завершения испытаний первых трех корпусов, в Китае началась подготовка производства к строительству серии на Уханьском судостроительном заводе в Ханькоу. Головная лодка этого завода испытывалась в Порт-Артуре в период с ноября 1958 г. по январь 1959 году. К этому моменту в Порт-Артуре находилось уже 15 лодок постройки завода «Дзянань», а всего для ВМС КНР построена 21 пл этого проекта (№ 119, № 120, № 122, № 123, № 127, № 129, № 131, № 132, № 133, № 134, № 135, № 206, № 207, № 208, № 221, № 241, № 243, № 244, № 265, № 266, № 270.

Музеи и экспонаты.

В качестве музеев было установлено 4 подводные лодки:
«С-189» – в гор. Санкт-Петербурге у Благовещенской набережной, «С-342» установлена на берегу в датском гор. Накскове как музей «U-359», причем первоначально эта пл была установлена в гор. Коллинг и в некоторых источниках именовалась как «U-137». В Индонезии в 1995 году открыт музей KRI Pasopati, но его принадлежность к тактическому номеру подводной лодки ВМФ СССР достоверно не определена. Остается не идентифицированным музей «U-194» в Швеции. Лодка в разное время экспонировалась в Стокгольме и Калмаре. Есть вероятность, что корпус именно этой пл затонул у берегов Дании при буксировке в технический музей Таиланда в феврале 2007 г.

Музей «U-194» в период поддерживающего ремонта. (01.2007 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Музей «С-189» у Благовещенской набережной гор. Санкт-Петербурга. (2009 г., фото: И. Курганова)

Музей «Pasopati» в Индонезии. (2008 г., фото: М. Цыганова)

В качестве памятников установлено несколько рубок: «С-178» на Морском кладбище гор. Владивостока, «С-88» в пос. Заветы Ильича, в гор. Кронштадте установлена рубка, принадлежность которой заявлена как «С-156» «Комсомолец Казахстана». Но сличение с известными фотографиями этой пл ставят под серьезное сомнение достоверность принадлежности. Кроме того, доподлинно известно, что рубка «С-154» была установлена на территории соединения подводных лодок в гор. Лиепая в 1983 году, а при покидании территории соединения в 1992 году была вывезена на борту «ВТР-92» в гор. Кронштадт и дальнейшая её судьба не известна. Есть вероятность, что под названием «С-156» «Комсомолец Казахстана» в гор. Кронштадте установлена рубка «С-154».

Рубка не идентифицированной пл в гор. Кронштадте. (2002 г., фото: И. Курганова)

Еще одна рубка не идентифицированной пл установлена в экспозиции Музея Мирового Океана в гор. Калининграде.

Рубка не идентифицированной пл в гор. Калининграде. (Экспозиция Музея Морового Океана, 2009 г., фото: И. Сидоровой)

Рубка «С-178» на Морском кладбище гор. Владивостока. (2010 г., фото: И. Курганова)

Потенциально объектами туристического интереса могут служить несколько корпусов, до сих пор находящихся на корабельных кладбищах в губе Ура на Кольском полуострове и в бухте Постовая залива Советская Гавань Приморского края.

Корпус не идентифицированной пл в гб. Ура. (2006 г., фото: И. Курганова)

Корпуса подводных лодок из состава 90-й обрпл в б. Постовая зал. Советская Гавань. (2006 г., фото: И. Курганова)

тактико-технические характеристики проекта 613
наименование характеристики проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

1048

подводное (тонн):

1345

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

76,6

ширина корпуса наибольшая (м.):

6,3

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

4,55

запас плавучести (%):

27,6

начальная метацентрическая высота в надводном положении (м.):

0,4

начальная метацентрическая высота в подводном положении (м.):

0,23

глубина погружения

рабочая (м.):

170

предельная (м.):

200

скорость хода

наибольшая надводная (узл.):

18,25

наибольшая подводная (узл.):

13,1

дальность плавания

наибольшая надводная при 10 узл. (мили):

8580

наибольшая подводная при 1,97 узл. (мили):

353

подводная при 13 узл. (мили):

13,35

подводная под РДП при 5,5 узл. (мили):

5000

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

30

экипаж, общая численность (чел.):

52

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

8

время непрерывного пребывания под водой при использовании регенерации (час.)

200

торпедное вооружение

носовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

кормовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (шт.):

12

общий запас мин АМД-1000, принимаемых взамен торпед (шт.):

22

энергоустановка

двигатели дизеля 37Д:

2 х 2000 л.с.

главный электродвигатель ПГ-101:

2 х 1350 л.с.

электродвигатель экономхода ПГ-103:

2 х 50 л.с.

аккумуляторная батарея типа 46СУ:

2 группы по 112 элементов

общий запас дизельного топлива (тонн):

115


 

модификации проекта


Модернизации серии без изменения номера проекта (краткое описание).

По мере наращивания численности ВМФ боевая ценность лодок проекта 613 существенно снизилась, поэтому самый массовый проект стал своего рода испытательной платформой нового вооружения и военной техники. Часть лодок без вывода из боевого состава и без изменения проекта проходила доработки и модернизации, расширявшие возможности лодок, а часть лодок меняла свое предназначение.
«С-148» из состава СФ переоборудована в 1958 г. для использования в интересах Министерства рыбного хозяйства  без исключения из состава ВМФ. Для этого пл оснащалась системой подводного телевизионного наблюдения, специализированными эхолотами и системой стабилизации глубины. В корпусе пл устанавливались наблюдательные иллюминаторы. 14.12.1958 г. присвоено наименование «Северянка» и пл передана для проведения исследований. В 1960 г. возвращена в боевой состав.
«С-384» – испытание новых образцов серебрянно-цинковых аккумуляторных батарей типа 48СМ и устройства для глубоководной торпедной стрельбы.

На нескольких пл: «С-70», «С-147», «С-157» и др., для решения противолодочных задач устанавливались контейнеры устройства передачи авиационного контакта (УПАК). Устройство представляло из себя 4 ящика размером 200х80х40 см, в каждом из которых находилось по 2 всплывающих светящихся буя (ВСБ). ВСБ крепился через подрывной патрон-рвушку, который инициировался с пульта в центральном посту лодки. Буй, имеющий положительную плавучесть, самостоятельно всплывал на поверхность. Специальное горючее вещество вступало в реакцию с водой и буй горел ярким белым огнем ок. 4 мин, после чего ликвидировался. По тактике боевого применения пл после обнаружения субмарины противника устанавливала за ней слежение и выпускала ВСБ каждые 2 мин., передавая таким образом контакт противолодочным самолетам.

Контейнеры УПАК на «С-157» и «С-70». (1985 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Контейнеры УПАК на корпусе «С-378». (2006 г., фото: И. Курганов)

На трех пл установили ГАС звукоподводной связи МГ-25 «Яхта» (в некоторых источниках указывается проект 613х). Разработана ГАС в НИИ «Морфизприбор» (главный конструктор – Миримов Л.М.). Для переоборудования в 1958 г. выделялись «С-277» из состава КБФ, а также «С-345» и «С-378» из состава СФ. На кормовой надстройке устанавливалось четыре контейнера УПАК.

Не идентифицированная пл с ГАС МГ-25 «Яхта» и контейнерами УПАК. (1962 г., источник: www.forums.airbase.ru )

Для обеспечения практических торпедных стрельб и испытаний новых образцов военной техники и вооружения, в качестве мишеней использовались две пл: «С-76» и «С-233» из состава ЧФ. Корпус лодок снаружи обшивался тремя слоями досок, винты защищались кожухом. Но эксплуатация показала, что подобная защита не обеспечивает в должной мере безопасность пл, в связи с чем принято решение о проектировании специализированной пл проекта 690.
   Для испытания буксируемой антенны «Параван» переоборудовалась пл «С-151» из состава ЧФ, ранее переоборудованная последовательно в проект 640 и 640ц.

Модернизации серии с изменением номера проекта (краткое описание).

613а и 613ад – опытная пл для испытания КР комплекса «П-70». Переоборудована начато в 1962 г. на заводе № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве, для переоборудования выделена «С-72» из состава ЧФ. В 1963 г. там же переоборудована по проекту 613ад. Летно-конструкторские испытания проходили с перерывами с 1962 г. по 1966 г.
613е – опытная пл для испытания системы воздуха высокого давления 400 кг.с./см.кв. Проектирование осуществлялось в СКБ-112. Переоборудована в 1959 г. «С-156» из состава КБФ.
613п – опытная пл для испытания КР комплекса «П-5». Проектирование осуществлялось в СКБ-143 (главный конструктор – Пустынцев П.П.) согласно постановлению СМ СССР № 1457-809 от 08.08.1955 г. По проекту на корпусе пл позади ограждения рубки размещался один пусковой контейнер внутренним диаметром 1,65 м., длиною – 12 м. Пуск осуществлялся по курсу пл в надводном положении при волнении моря до 4-5 баллов и скорости пл до 10 узл. Для переоборудования выделена «С-146» из состава СФ. Программа летно-конструкторских испытаний выполнена с 22.11.1957 г. Всего осуществлен 21 пуск. После окончания испытаний в 1962 году пл возвращена в исходный проект.
613с – опытная спасательная пл для испытания комбинированного спасательного устройства многоразового действия на 2-х человек и разведывательного спасательного устройства. Проект разрабатывался в СКБ-112. Для переоборудования выделена «С-43» из состава ЧФ. В 1959 - 1960 г. на заводе № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком пл переоборудована и предъявлена к испытаниям. В дальнейшем как спасательная пл не использовалась и выведена из состава ВМФ в 1973 г.
613ц – опытная пл с устройством для гидродинамических и гидрофизических исследований. Для переоборудования в 1990 г. выделена «С-384» из состава КЧФ.
В613 – опытная пл для испытания баллистических ракет. Для переоборудования выделена «С-229» из состава ЧФ.
644д – опытная пл для испытания КР комплекса «П-5Д». Проект разработан СКБ-143 (главный конструктор – Пустынцев П.П.). Для переоборудования выделена «С-162» из состава ЧФ. Переоборудование начато на заводе № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком в 1960 г., но затем заказ передан на завод № 402 в гор. Северодвинск. Летно-конструкторские испытания проводились в Белом море с октября по декабрь 1961 г., а в 1964 г. комплекс «П-5Д» прият на вооружение.
644-7 – опытная пл для испытания КР комплекса «П-7». Проект разработан СКБ-143 (главный конструктор – Пустынцев П.П.). Для переоборудования выделена «С-158» из состава СФ. Переоборудование начато на заводе № 402 в гор. Северодвинске в 1961 г. На пл устанавливались новые унифицированные пульты и система управления ракетной стрельбой «Старт», позволявшая применять как ракеты комплекса «П-5Д», так и «П-7». Изменение веса ракет потребовало проведения перебалластировки пл. Испытания проводились в Белом море с 1962 г. по 1964 г., Несмотря на положительные результаты, комплекс «П-7» на вооружение принят не был.  

«С-158» на параде в День ВМФ в гор. Архангельске после завершения программы испытаний. (1965 г., источник: www.forums.airbase.ru )

666 – опытная спасательная пл для испытания управляемого подводного аппарата и другого глубоководного водолазного оборудования комплекса «ЭНИЛАБ». Проект разработан СКБ-112. Для переоборудования выделена «С-63» из состава ЧФ.

Нереализованные модернизации серии (краткое описание).

613б – подводный танкер для заправки гидросамолетов.
613л – пл с устройством для протаивания полыньи. Разрабатывался в ЦКБ-18.
613у – пл с устройством приема топлива с танкера на ходу.
644п – дальнейшее развитие проекта 644 с улучшенными характеристиками.

 

проект 613в

изображение проекта


Описание проекта.

С целью увеличения дальности плавания 27 пл подверглись переоборудованию по проекту 613в, которое, в основном, заключалось в увеличении запасов топлива и провизии. ЦГБ № 2 и № 6 переоборудовались в топливобалластные, за счет чего общий запас топлива увеличивался до 212 тонн и брался в перегруз, тем самым, несколько ухудшались характеристики остойчивости.

Переоборудование.

Работы не представляли большой сложности, поэтому проводились как на судостроительных, так и на судоремонтных заводах.  Начиная с 1960 г. прошли переоборудование: «С-66», «С-67», «С-70», «С-74», «С-86», «С-88», «С-140», «С-141», «С-145», «С-150», «С-154», «С-160», «С-161», «С-168», «С-172», «С-176», «С-178», «С-181», «С-185», «С-194», «С-195», «С-197», «С-222», «С-224», «С-266», «С-294», «С-331». В процессе модернизационных работ, за счет уменьшения свободного пространства в отсеках, в том числе и спальных мест, устанавливалось новое радиотехническое оборудование: РЛК-101 «Альбатрос», ГАС «Плутоний», ГАС «Феникс».

тактико-технические характеристики проекта 613в*
наименование характеристики проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

1147

подводное (тонн):

1354

кораблестроительные элементы

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,5

дальность плавания

наибольшая надводная при 10 узл. (мили):

10630

наибольшая подводная при 1,97 узл. (мили):

340

обитаемость

автономность (сут.):

45

энергоустановка

общий запас дизельного топлива (тонн):

212


 

проект 613рв

изображение проекта


Описание проекта.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 13.06.1960 г. в ОКБ-9 начата разработка ракетного противолодочного комплекса класса «подводная лодка – воздух – подводная лодка». Но уже 20.07.1964 г. разработка комплекса, получившего наименование «Вьюга» переданы в ОКБ-8 (главный конструктор Люльев Л.В.). По замыслу боевого применения, ракето-торпеда выстреливалась сжатым воздухом из штатных торпедных аппаратов, под водой включался стартовый двигатель, и лишь в воздухе включался твердотопливный маршевый двигатель. Далее ракета совершала полет по баллистической траектории и приводнялась в заданной точке. Разработка предусматривала два варианта калибра – 533-мм и 650-мм. Последний в качестве головной части оснащался малогабаритной противолодочной торпедой. Для испытаний 650-мм ракет на судостроительном заводе № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве переоборудовали стенд ПСД-4, ранее применявшийся для испытаний баллистических ракет комплекса Д-4. В период с октября по декабрь 1962 г. на полигоне у мыса Айя в Черном море со стенда, получившего новое кодовое обозначение В-1, выполнена программа бросковых испытаний. Но дальнейшие работы требовали условий, максимально приближенных к реальным, для чего в июле 1962 года СКБ-143 приступило к разработке проекта переоборудования средней пл. В январе 1963 г. закончена разработка рабочих чертежей, а в мае того же года – закончен выпуск всего комплекта документации. Чертежи и другую документацию, касающуюся пусковых установок, приборов управления и стрельбовых цепей, а также обслуживающих систем, разработало ЦКБ-18. Для переоборудования выделена «С-65» из состава ЧФ. По проекту переоборудования предусматривался демонтаж двух верхних носовых торпедных аппаратов. Вместо них, впервые в отечественном кораблестроении, вне прочного корпуса устанавливались две пусковые установки калибра 650-мм длиной ок. 12 метров, закрытые обтекателем. Внутри прочного корпуса устанавливалась аппаратура: прибор управления стрельбой «Вьюга-К-613рв», аппаратура системы единого времени «СЕВ-10», навигационный комплекс «Север-Н-613рв», гидроакустическое оборудование заменялось на МГ-10 и МГ-15, монтировались телефонные системы обеспечения работы операторов стрельбы.

Не дожидаясь окончания испытаний комплекса ракето-торпедного вооружения «Вьюга», СКБ-143 было поручено доработать проект 613рв для испытаний ракето-торпедного комплекса «Шквал» (главный конструктор Рудаков Е.Д.) без существенных переделок самой пл. В течении 4 квартала 1964 г. выполнены рабочие чертежи и техническая документация, которая предусматривала монтаж дополнительных приборов аппаратуры предстартовой подготовки, навигационных приборов гироазимута «Сила ГА» и гировертикали «Сила ГВ».
   После принятия Советом министров СССР соответствующего постановления в декабре 1969 г., началась разработка комплексов «Водопад» и «Ветер», для чего был разработана и программа доработки проекта 613рв.  Но ввиду необходимости существенных модернизационных работ на пл, для дальнейших испытаний комплекса «Водопад» и «Ветер» разработан проект 633рв.

Переоборудование.

Работы по переоборудованию выполнялись на плаву на судостроительном заводе № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве, что вызвало существенные затруднения при монтаже крупногабаритных пусковых установок и формированием обшивки обтекателя. Работы были закончены в октябре 1964 года, после чего межведомственная комиссия 06.11.1964 г. подписала приемный акт об окончании работ и приему пл к испытаниям. Проектные работы по переоборудованию и техническая помощь заводу при выполнении им работ осуществлялись под непосредственным руководством главного конструктора проекта Шмакова Р.А.
   С апреля по май 1965 г. на Севморзаводе им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе выполнены необходимые монтажные работы по доработке пл к испытаниям ракет комплекса «Шквал», после чего последовал перерыв на проведение летно-конструкторских испытаний комплекса «Вьюга». В декабре 1965 г. работы по дооборудованию пл возобновлены и продолжались до апреля 1966 г., после чего пл перебазирована в Феодосию.

Эксплуатация.

Комплекса «Вьюга-65» планировалось представить на государственные испытания в 1966 г. Но решением комиссии по военно-промышленным вопросам от 04.03.1964 г. работы по ракете калибра 650 мм ограничили испытанием в 1964 г. партии из 12 опытных ракет.
   Лётно-конструкторские испытания комплекса «Вьюга-53» проводились с 1965 г. по 1967 г. В ходе испытаний был осуществлен 21 запуск макетов ракето-торпед, из них 13 пусков на полную дальность. Во время испытаний отрабатывались следующие элементы: выход ракето-торпеды из пусковой установки, раскрытие рулевых устройств, включение стартового и маршевого двигателей, движение на подводном неуправляемом участке, а также на начальном управляемом участке подводной траектории. Полученные результаты лётно-конструкторских испытаний на заводе-изготовителе были признаны достаточными для предъявления комплекса на совместные государственные испытания, для проведения которых на пл дополнительно к имеющейся аппаратуре установили аппаратуру предстартовой проверки ракет АПП-1 и автоматизированный электроразрывной разъем АЭРВД-100. На начальной стадии испытаний ввиду задержки с поставкой штатного разъема был использован отрывной разъём ШРГВ-82. Испытания проводились межведомственной комиссией под председательством командующего КЧФ адм. Сысоева В.С. В составе комиссии секцию СКБ-143 возглавлял Шмаков Р.А. Испытания проводились с мая 1967 г. по июль 1968 г. В ходе испытаний ракет на максимальную дальность было установлено, что при приводнении не обеспечивается прочность головной части ракеты. В связи с этим совместные испытания в 1967 г. были приостановлены и возобновились только после внесения изменений в конструкцию ракеты. Программа предусматривала в общей сложности 20 пусков. Однако, ранее полученные положительные результаты в ходе летных испытаний позволили комиссии считать совместные испытания законченными после проведения 17 пусков. По результатам совместных испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение комплекс «Вьюга-53». После принятия на вооружение ядерной боевой части, постановлением Совета министров № 617-209 от 04.08.1969 г. ракетный комплекс «Вьюга-53» с ракетой 82Р был принят на вооружение под индексом РПК-2 и поступил на вооружение атомных подводных лодок проектов 705, 705к, 671, 671рт, 671ртм.

После успешного завершения первого этапа испытаний ракет комплекса «Шквал» на озере Иссык-Куль, с июля по декабрь 1976 года выполнена программа второго этапа испытаний, в ходе которого с пл осуществлено 7 успешных пусков ракет М-5, что дало снование для межведомственной комиссии считать программу испытаний полностью выполненной и рекомендовать комплекс «Шквал» к принятию на вооружение.

После выполнения запланированных работ по всем программам испытаний пл была в 1984 г. выведена из боевого состава ВМФ и передана в ОФИ.


 

проект 640

изображение проекта

состав проекта
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 КС 377 С-62 15.11.1959 31.01.1961 1961  
2 КС 411 С-73 15.10.1959 31.12.1960 1961  
3 КС 815/306 С-149 14.03.1955 28.02.1958 1958 640ц
4 КС 817/402 С-151 04.04.1959 30.09.1960 1960 640ц


Описание проекта.

В начале 50-х годов в связи с увеличением радиуса действия авиации встал вопрос об увеличении дальности обнаружения воздушных целей радиолокационными станциями противовоздушной обороны, особенно с морских направлений. Для этого требовалось разместить выносные радиолокационные посты на кораблях, несущих дозорную службу в открытом море. Предпочтение было отдано подводным лодкам, способным скрытно занимать позицию и уклоняться от обнаружения самолетами. Решение о переоборудовании лодок под проект 640 принято Советом министров в марте 1955 г. Проектант – ЦКБ-18 (главный конструктор Евграфов Я.Е.), выпуск рабочих чертежей выполнены в ЦКБ-112. Технический проект утвержден в июле 1956 г. совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ. Подводные лодки оснащались специализированной РЛС «Касатка» разработки ЦНИИ-49. При переоборудовании пл была увеличена длина ограждения рубки, вместо запасных торпед размещены спальные места личного состава, на место каюты командира расширялась радиорубка, вместо снятой кормовой группы аккумуляторной батареи устанавливалась агрегатная с приборами РЛС «Касатка», а также радиолокационного запросно-ответного устройства «Нихром» и станции обнаружения и опознавания работающих РЛС «Накат». Демонтажу подверглись артиллерийское вооружение, устройство РДП, РЛС «Факел-МО». Поворотное устройство антенны станции «Касатка» считалось наиболее сложным конструктивным узлом. Оно обеспечивало вращение антенны как вокруг вертикальной, так и вокруг горизонтальной осей со стабилизацией на качке. Вращение осуществлялось электроприводом, стабилизация работала от автономной гидравлической системы. Поворотное устройство размещалось в отдельной прочной рубке, имеющей общее ограждение с боевой. Для своевременного оповещения береговых командных пунктов об обнаруженных воздушных целях устанавливалась дополнительная радиоаппаратура, в том числе и быстродействующая, а также командно-трансляционная установка «Нерпа» для связи оператора станции «Касатка» с командиром корабля и рубкой радиосвязи. Система оперативной радиосвязи обеспечивала устойчивую круглосуточную работу на расстоянии до 300 миль.

Переоборудование.

Для переоборудования была выделена подводная лодка «С-149». Оно производилось на заводе № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком и на сдаточной базе завода в гор. Баку в 1957 г. Заводские ходовые испытания проводились на Каспии с 15.11.1957 г. по 12.12.1957 г. Государственные испытания закончились 28.02.1958 г, после чего комиссия подписала приемный акт. Проведенные испытания показали, что тактико-технические данные пл соответствуют спецификационным, станция «Касатка» достаточно надежна и выдержала испытания по всем пунктам программы. Система стабилизации антенны и ее поворотное устройство устойчиво работали при волнении до 7 баллов. Комиссия рекомендовала переоборудовать серию пл проекта 613. Переоборудование проводилось на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком.
 

Не идентифицированная пл проекта 640. (1960-е гг., источник: www.forums.airbase.ru )


В последующем две пл: «С-149» «С-151» из состава ЧФ подверглись переоборудованию по проекту 640ц.

тактико-технические характеристики проекта 640*

наименование характеристики

проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

1062

подводное (тонн):

1359

кораблестроительные элементы

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,1

скорость хода

наибольшая надводная (узл.):

17,5

наибольшая подводная (узл.):

8,9

дальность плавания

наибольшая надводная при 8 узл. (мили):

7500

наибольшая подводная при 1,97 узл. (мили):

90

торпедное вооружение

носовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

кормовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (шт.):

12

энергоустановка

аккумуляторная батарея типа 46СУ:

1 группа на 112 элементов


 

проект 640ц

изображение проекта

состав проекта
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 КС 815/306 С-149     1972  
2 КС 817/402 С-151     1972  


Описание проекта.

По проекту 640ц разработки СКБ-112 (главный конструктор Якимовский С.Н.) с установкой системы космической связи «Циклон» вместо РЛС «Касатка» переоборудовались две пл проекта 640 из состава ЧФ. Подводные лодки проекта 640ц предназначались для ретрансляции каналов связи на дальние расстояния с использованием космических аппаратов.

Переоборудование.

Переоборудование обеих пл проводилось на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе в 1972 г.


 

проект 644

изображение проекта

состав проекта
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 КС 803 С-44 1957 1960 1960  
2 КС 805 С-46 25.06.1957 19.07.1960 1960  
3 КС 407 С-69 15.12.1958 21.09.1960 1960  
4 КС 801 С-80 01.07.1957 15.01.1960 30.06.1960  
5 КС 504 С-158 14.10.1958 31.08.1960 20.12.1960 644-7
6 КС 603 С-162 14.03.1958 21.07.1960 1960 644д


Описание проекта.

Для скорейшего ввода в состав ВМФ пл с ракетным оружием, было принято решение о разработке проекта переоборудования имеющихся в боевом составе пл. В ЦКБ-18 в 1956 - 1957 г. под крылатые ракеты комплекса «П-5» был разработан проект 644 (главный конструктор Пустынцев П.П.).

В соответствии с проектом переоборудование пл проекта 613 осуществлялось без изменения конструкции прочного корпуса. Для снижения нагрузки демонтировались кормовые торпедные аппараты, стеллажи для запасных торпед и перекомпоновывались помещения в носовых отсеках. Крылатые ракеты комплекса «П-5» размещались в двух прочных контейнерах, установленных на палубе надстройки вокруг ограждения рубки. Недостаточные размеры пл проекта 613 не позволили установить ракетные контейнеры в носовой части лодки, поэтому стрельба осуществлялась в сторону кормы. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В междубортном пространстве устанавливалась прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положении и всплытие аварийной пл с одним затопленным ракетным контейнером. В результате модернизации за счет легкого корпуса увеличилась ширина корабля, удлинялось ограждение рубки и изменялась надстройка. На пл устанавливались системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет.

Навигационные данные для целеуказания поступали от навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира». Остальное радиоэлектронное вооружение оставалось без изменений. Управление ракетной стрельбой осуществлялось комплексом «Север-А-644У». Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался требуемый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Стрельба залпом не предусматривалась. При старте первой ракеты вторая должна была находиться в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на моря до 6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов.

Энергетическая установка пл оставалась без изменений.

Переоборудование.

Переоборудование всех шести пл проводилось на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» в гор. Горьком с 1957 г. по 1960 г.

Эксплуатация.

Программа испытаний всех пл была выполнена в назначенные сроки. При испытаниях головной было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба возможна при волнении моря лишь до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.

Подводные лодки проекта 644 в разное время проходили службу на всех флотах. Одна из них, «С-80», менее чем через год после модернизации погибла в Баренцевом море из-за затопления через обледеневший поплавковый клапан РДП. «С-44» по трассе Севморпути была перебазирована на ТОФ. Все пл выведены из состава ВМФ к началу 80-х г.

тактико-технические характеристики проекта 644*
наименование характеристики проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

1160

подводное (тонн):

1430

кораблестроительные элементы

ширина корпуса наибольшая (м.):

6,6

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,4

глубина погружения

рабочая (м.):

170

предельная (м.):

200

скорость хода

наибольшая надводная (узл.):

18,25

наибольшая подводная (узл.):

13,1

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

35

экипаж, общая численность (чел.):

56

торпедное вооружение

пусковые установки КР комплекса «П-5» (шт.):

2

носовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (шт.):

4


 

проект 665

изображение проекта

состав проекта
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 КС 376 С-61 28.04.1960 1961 1962  
2 КС 379 С-64 12.12.1958 28.06.1961 1961  
3 189 808/203 С-142 1960 1962 1963  
4 189 818/403 С-152 20.08.1958 07.06.1961 1963  
5 189 501 С-155 26.09.1959 07.06.1961 1961  
6 189 605 С-164 1961 05.08.1963 1963  


Описание проекта.

В апреле 1957 г. совместным решением ВМФ и судостроительной промышленности СКБ-112 поручалась разработка проекта подводной лодки с четырьмя ракетами «П-5» в неподвижных контейнерах, установленных наклонно под стартовым углом. СКБ-112 (главный конструктор Леонтьев Б.А.) предложило для ускорения работ переоборудовать подводные лодки проекта 613, но с дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ. Чтобы избежать серьезных переделок прочного корпуса и уложиться в заданные габариты, 4 крупногабаритных контейнера ракет «П-5» установлены в едином обтекателе с ограждением рубки, симметрично диаметральной плоскости и с постоянным углом возвышения 14 градусов. При этом ограждение рубки возросло по длине и ширине. Но существенные массогабариты ракетного комплекса потребовали врезки в прочный корпус дополнительного отсека, а также установки третьей группы аккумуляторной батареи из 112 элементов. Для снижения нагрузки демонтировались кормовые торпедные аппараты и стеллажи для запасных торпед. Тем не менее, водоизмещение возросло в 1,4 раза по сравнению с исходным проектом. Дальность подводного плавания возрастала с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП – с 5000 до 8500 миль. В остальном энергоустановка оставалась без изменения. Автономность по запасам возрастала до 45 суток.
   Навигационное и радиоэлектронное вооружение пл заменялось на новые образцы: навигационный комплекс «Север-Н», ГАС «Плутоний» и «Кола», ГАС обнаружения гидроакустических сигналов «Свет-М», станция звукоподводной связи «Свияга», РЛС «Флаг» и станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат» Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался требуемый микроклимат. Пуск ракет происходил из надводного положения в сторону носа. Стрельба могла производиться как одиночными ракетами, так залпом двумя или четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности старта. Управление ракетной стрельбой осуществлялось комплексом «Север-А».

Модернизация.

Переоборудование двух пл: «С-61» и «С-64» проводилось на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» в гор. Горьком, четырех остальных – на Бaлтийcкoм судостроительном заводе № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде.

Эксплуатация.

Подводные лодки проекта 665 в разное время проходили службу на всех флотах. Две из них, «С-61» и «С-64» по трассе Севморпути были перебазированы на ТОФ. Все пл выведены из состава ВМФ к началу 80-х г.

тактико-технические характеристики проекта 665*
наименование характеристики проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

1478

подводное (тонн):

1660

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

85,0

ширина корпуса наибольшая (м.):

6,7

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,8

скорость хода

наибольшая надводная (узл.):

15,4

наибольшая подводная (узл.):

11,0

дальность плавания

наибольшая подводная при 2,0 узл. (мили):

400

подводная при 10 узл. (мили):

10

подводная под РДП при 6,0 узл. (мили):

8500

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

45

экипаж, общая численность (чел.):

58

торпедное вооружение

пусковые установки КР комплекса «П-5» (шт.):

4

носовые 533-мм торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (шт.):

4

энергоустановка

аккумуляторная батарея типа 46СУ:

3 группы по 112 элементов


 

примечания:


* – указаны характеристики, отличные от базового проекта.


дополнительно:

•   Фотоархив проекта 613 и модификаций


источники:


•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Благодарим С. Курганова за предоставленные дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


 

 


© 2009 - 2012 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2010 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru


  Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

  
Сайт управляется системой uCoz