проект А615
изображение
проекта
состав серии
история проектирования
В послевоенный период в СССР велись активные работы по созданию анаэробных
энергоустановок. Одно из осуществленных направлений - оснащение подводных лодок
единым двигателем для надводного и подводного хода.
Работы над подводной лодкой с дизельной установкой, работающей под водой с использованием запасов кислорода начались в 30-х годах под руководством Базилевского А.С. Тогда была построена и испытана опытная пл М-401 проекта 95. В
1946 году по постановлению Правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию
опытной пл проекта 615. Главным конструктором был назначен Кассациер А.С.
корпус:
Лодка проекта 615
представляла из себя дальнейшее развитие пл типа «М» XV серии полуторакорпусной
конструкции. Одним из главных требований, выполненных при проектировании -
габариты лодки позволяли перевозить её по железным дорогам на специальных
транспортерах. Прочный корпус изготавливался из стали марки СХЛ-4. Все
соединения выполнялись сварными за исключением ряда съемных листов, которые
устанавливались на заклепках. Ограждение боевой рубки (набор и обшивка) имело
клепаную конструкцию и выполнялось из дюралюминия. Прочный корпус разделялся
плоскими водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:
1-й отсек - торпедный;
2-й отсек - аккумуляторный; в нижнем ярусе - АБ;
3-й отсек - центральный пост; пост управления рулями и
погружения-всплытия, выдвижные устройства;
4-й отсек - энергетический - резервуар для хранения кислорода (2
резервуара на проекте 615);
5-й отсек - дизельный;
6-й отсек - электромоторный;
7-й отсек - вспомогательных механизмов.
Переборки, ограничивающие 3-й отсек, испытывались гидравлическим давлением 10
кгс/см.кв., остальные - 1,0 кгс/см.кв. В феврале 1949 года испытывался на
прочность в док-камере, построенный на заводе натурный 3-й отсек. Разрушение
конструкций отсека произошло при давлении 19,6 кгс/см.кв., при этом не
учитывались установленные на корпусе промежуточные ребра жесткости.
энергетическая установка:
Трехвальная главная энергетическая установка проекта 615 состояла из 2-х бортовых дизелей
М-50 для обеспечения форсированных режимов, одного дизеля 32Д на среднем валу
для обеспечения длительных режимов хода. Один электродвигатель типа ПГ-106 был установлен
только на среднем валу. Одна группа аккумуляторной батареи обеспечивала
кратковременный подводный ход. Более длительный ход осуществлялся при работе
дизелей по замкнутому циклу с использованием запасов кислорода. Под средним
дизелем лодка могла двигаться со скоростью 3,5 узла в течении 100 часов. На
полном ходу в 15,4 узлов дальность хода в подводном положении составляла 47,6 миль.
Эти результаты для того времени были наилучшими, зарубежных аналогов подобной
установки не было.
торпедное
и артиллерийское вооружение:
Торпедное вооружение пл состояло из четырех 533-мм торпедных аппаратов без
запасных торпед и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8, демонтированного в
конце 50-х годов.
радиоэлектронное и штурманское вооружение:
Комплект навигационного оборудования включал в себя типовой набор принятого на
вооружение оборудования. Гидролокационное оборудование включало в себя
гидролокационную станцию «Тамир-5Л»
обитаемость:
Ввиду стесненности отсеков условия обитаемости были тяжелыми. |
|
строительство серии
После строительства головной подводной лодки «М-254», серийные были заложены и
построены по откорректированному проекту А615, главное отличие которого состояло
в размещение одной кислородной цистерны в 4-м отсеке вместо двух того же объема.
Всего было построено: 1 пл проекта 615, 30 пл проекта А615, из них 23 - на
судостроительном заводе № 196 «Судомех» и 7 пл на судостроительном заводе № 194
им. А. Марти в гор. Ленинграде. |
|
модификации проекта
637 - опытный проект с усовершенствованной установкой с работой дизелей
по замкнутому циклу с новым принципом поглощения углекислого газа и обогащения
возвращаемой газовой смеси кислородом. |
|
тактико-технические характеристики
наименование характеристики |
проектные значения |
|
615 |
А615 |
водоизмещение |
надводное (тонн): |
392 |
406 |
подводное (тонн): |
н.д. |
504 |
кораблестроительные элементы |
длина наибольшая
(м.): |
56,6 |
ширина корпуса
наибольшая (м.): |
4,4 |
4,46 |
осадка средняя
для нормального водоизмещения (м.): |
2,8 |
3,59 |
запас плавучести (%): |
25,8 |
28,3 |
глубина погружения |
рабочая (м.): |
100 |
предельная (м.): |
120 |
скорость хода |
надводная (узл.): |
17,2 |
16,1 |
подводная (узл.): |
15,4 |
15,0 |
подводная в
режиме РДП (узл.): |
3-5 |
экономическая
подводная под дизелем (узл.): |
3,5 |
экономическая
подводная под ГЭД (узл.): |
2,1 |
дальность плавания |
надводная при 9,1 узл. (мили): |
1700 |
н.д. |
надводная при 10 узл. (мили): |
3150 |
подводная при 15,4 узл.
по ЗЦ (мили): |
47,6 |
- |
подводная при 15 узл.
по ЗЦ (мили): |
- |
56 |
подводная
экономическая при 3,5 узл. по ЗЦ (мили): |
293 |
- |
подводная
экономическая при 3,5 узл. по ЗЦ (мили): |
- |
410 |
подводная при 2,5 узл. под ГЭД (мили): |
32 |
- |
подводная
при 2,1 узл. под ГЭД (мили): |
- |
44 |
обитаемость |
автономность по
запасам (сут.): |
10 |
экипаж, общая
численность (чел.): |
29 |
33 |
экипаж, в т.ч.
офицеров (чел.): |
6 |
вооружение |
533-мм торпедные
аппараты (шт.): |
4 |
общий запас
торпед (ед.): |
4 |
артустановка 2М-8 (ед.
х мм): |
1 х 25 |
энергоустановка |
бортовые дизели
М-50 (шт. х л.с.): |
2 х 900 |
- |
бортовые дизели
М-50П (шт. х л.с.): |
- |
2 х 700 |
средний дизель
37Д (шт. х л.с.): |
1 х 900 |
главный
электродвигатель ПГ-106 (ед.
х л.с.): |
1 х 100 |
количество
гребных валов (ед.): |
3 |
количество групп
АБ типа 23МУ и число элементов (ед.): |
1 х 60 |
запасы дизельного
топлива (тонн): |
19,5 |
23,3 |
запасы жидкого
кислорода (тонн): |
8,6 |
8,5 |
запасы
химического поглотителя (тонн): |
14,4 |
14,9 |
|
дополнительно:
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России
и СССР», рукопись; |
• |
Буров В.Н. «История
отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий. |
|
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
главная
|
справочник |
гостевая
main
|
directory |
the guest book
© 2008
Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство
страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного
разрешения автора.
© 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written
permission of author is prohibited. |
© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru
|
|
|