История проектирования.
Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок
третьего поколения, в июле 1976 года было принято решение создать на базе
проекта 945 с титановым корпусом, более дешевую модификацию с корпусом из стали.
Поэтому разработка подводной лодки, получившей проектный номер 971 и шифр
«Щука-Б», велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Главный конструктор проекта -
Чернышов Г.Н., главный наблюдающий
от ВМФ - кап. 2 ранга Богаченко И.П.
Как и корабли проекта 945, новая лодка предназначалась для ведения
борьбы с подводными лодками и корабельными группировками противника на морских и
океанских ТВД, осуществления минных постановок, ведения разведки и участия в
проведении операций специального назначения.
Особенностью нового проекта стало существенное, по сравнению с
лучшими показателями лодок 2-го поколения, примерно в пять раз, снижение уровня
шумности, который предполагалось достичь за счет реализации
более ранних наработок и заделов по другим проектам как конструкторского
коллектива СКБ-143, так и и специалистов ЦНИИ им. академика Крылова А.Н.
Технический проект 971 проекта был утвержден 13 сентября 1977 года,
но в последующем неоднократно корректировался в связи с необходимостью
приблизить технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню
американского ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой сигнала, а также
необходимостью размещения на пл нового оперативно-тактического комплекса
крылатых ракет «Гранат». В ходе доработки проекта, завершившейся в 1988 году,
новая лодка получила цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3» с протяженной
буксируемой антенной и систему управления вооружением, предусматривающей
использование крылатых ракет из штатных торпедных аппаратов. Кроме того, в
конструкции атомных подводных лодок 971 проекта были использованы такие
новаторские решения, как комплексная автоматизация с "разумным уровнем",
сосредоточение управление кораблем и оружием на ГКП, применение всплывающей
спасательной камеры на весь экипаж, применение аварийной системы порохового
продувания ЦГБ, размещение жилых помещений, камбузного и
медицинского блока, а также зоны отдыха с сауной в одном отсеке, что позволило
существенно улучшить условия обитаемости по сравнению с подводными лодками 2-го
поколения.
Корпус.
По своей конструкции лодка продолжает традиционный двухкорпусный
архитектурный тип с "лимузинным" ограждением выдвижных устройств и развитым
кормовым оперением, на котором размещена гондола буксируемой антенны УПВ-1-3.
Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/см2
и разделен водонепроницаемыми переборками на 6 обитаемых отсеков с румпельным
отделением. Легкий корпус покрыт композитным противорадиолокационным покрытием.
При строительстве лодок широко использовался блочный метод. Основное
оборудование смонтировано на амортизированных блоках, которые после
гидравлических испытаний прочного корпуса задвигались внутрь и ставились на
специальные резинокордные пневматические амортизированные фундаменты и
ограничители. При монтаже систем использовалась развитая система двухкаскадной
амортизации: механизмы и щумоизлучающее оборудование смонтировано на местных
амортизаторах, соединение трубопроводов имеют резинокордные проставки, а
амортизированные фундаменты блока образуют второй каскад амортизации.
«К-419» «Кузбасс»
на замере физических полей в б. Жировая. (2008 г.,
источник:
www.forums.airbase.ru)
«К-154» «Вепрь»
на замере физических полей в Мотовском заливе. (12.04.2004 г.,
предоставил: В. Костриченко)
Энергетическая установка.
Атомная энергетическая установка, унифицированная для лодок 3-го
поколения, состоит из парогенерирующего блока типа ОК-650Б с водо-водяным
ядерным реактором на тепловых нейтронах с тепловой мощностью 190 МВт и
титановыми парогенераторами, и одновальной блочной паротурбинной установки
ОК-9ВМ «Сапфир» мощностью на валу 50000 л.с. На линии вала, ступица которого
вынесена далеко за кормовое оперение, размещен малошумный семилопастной винт
постоянного шага с серповидными лопастями. Электроэнергетическая установка
состоит из двух турбогенераторов типа ТМ-3200, дизель-генератора АСДГ-1000, двух
групп аккумуляторных батарей, размещенных в 1-м отсеке, а также резервного
движительного комплекса в откидных колонках ГАП-300. Двубортная
электроэнергетическая сеть с обратимыми и высокочастотными преобразователями,
размещенными в 3-м и 4-м отсеке, обеспечивает корабельные потребители силовым питанием частотой 50 Гц
и 400 Гц.
Торпедное
и ракетное вооружение.
Подводная лодка получил мощное ударное ракето-торпедное вооружение,
значительно превосходящее потенциал всех существующих в ВМФ многоцелевых
подводных лодок других проектов. В первом отсеке размещаются четыре 533-мм и
четыре 650-мм торпедных аппарата, с традиционным для отечественных подводных
лодок носовым двухрядным расположением в верхней части носовой оконечности. Под
трубами торпедных аппаратов в межкорпусном пространстве размещена герметичная
капсула и выгородка с антенной ГАК. Для погрузки оружия используется
торпедопогрузочное устройство, расположенное в носовой нише между торпедными
аппаратами и торпедопогрузочный люк большого диаметра.
Торпедо-ракетный комплекс позволяет применять все виды современных
торпед, ракето-торпед и мин, стоящих на вооружении ВМФ. Через торпедные 533-мм
аппараты осуществляется запуск крылатых ракет комплекса «Гранат». Постановка мин
также осуществляется через торпедные аппараты.
Запуск крылатой ракеты комплекса «Гранат»
из подводного положения подводной лодкой ТОФ. (2011
г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Радиоэлектронное вооружение.
Комплекс РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой
обработки информации, в состав которого входят носовая и бортовые антенны
большой площади, а также буксируемая протяженная антенна. За счет малого уровня
собственных помех, дальность обнаружения целей посредством нового комплекса
возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три
раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.
Кроме ГАК, пл проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых
аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по
кильватерному следу МНК-200 «Тукан-2». Установленная на лодке аппаратура позволяет
фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки
противника.
Сопряжение РЭВ, решение различного рода задач по навигации,
целеуказанию и применению оружия возложено на БИУС «Омнибус».
Комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи
«Цунами» и буксируемой антенной, позволяет осуществлять связь по всем радиосетям
и принимать сигналы боевого управления, находясь в подводном положении.
Штурманское вооружение.
На корабле установлены навигационный комплекс «Симфония» и приборы
измерения глубины под килем, скорости движения, а также средства спутниковой
навигации.
Обитаемость.
Весь личный состав размещен в комфортабельных каютах, имеющих
внутреннюю телефонную сеть и кабельное телевизионное вещание. Для прима пищи и
других мероприятий используется офицерская кают-компания и кают-компания
старшин. Медицинский блок состоит из амбулатории и изолятора с отдельным
гальюном. Всего на пл имеется 5 гальюнов, один из которых расположен в 3-м
отсеке. Помывка личного состава проводится в душевых кабинах опресненной водой,
имеется сауна. Все жилые помещения расположены во 2-м отсеке.
Строительство серии.
Головная лодка подводная лодка проекта «К-284» была заложена на
заводе в гор. Комсомольск-на-Амуре в ноябре 1983 года. Уже в процессе ее
испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня
акустической скрытности. Уровень шумности «К-284» на 12-15 дБ (т.е. в 4 - 4,5
раза) оказался ниже шумности самой малошумной на то время отечественной лодки
предшествующего поколения - 671ртм.
Вторым заводом, продолжившим строительство серии, стало
Севмашпредприятие в гор. Северодвинске, где в мае 1985 года была заложена
«К-480». Последняя подводная лодка, предназначенная для отечественного ВМФ,
вступила в состав флота в ноябре 2001 года.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа
осуществлялась программа их модернизации, направленная на совершенствование
акустических характеристик и расширение боевых возможностей. Так, начиная с зак.
514 для ТОФ и с зак. 822 для СФ, на подводных лодках были установлены в
межбортном пространстве в носовой оконечности решетчатые торпедные аппараты для
запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, заметно улучшены
акустические характеристики. Тем самым, фактически была реализована 2-я серия
лодок 971 проекта, получившая по классификации НАТО обозначение «Improved Akula».
Северное машиностроительное предприятие, опередив по
технологическому заделу завод в Комсомольске-на-Амуре, в 1990 году приступило к
строительству 3-й серии лодок 971 проекта (в различных источниках ошибочно
обозначаются как проект 971у и 971м), успев построить только плак «Вепрь» и «Гепард»,
получивших по классификации НАТО обозначение «Akula-II» и «Akula-III»
соответственно. Указанные две подводные лодки имеют, главным образом, только
внешние различия, поскольку для достройки зак. 834 были использованы
конструкции, уже имевшиеся на заводе. Заложенные зак. 836 и зак. 837 («Кугуар» и
«Рысь») были разобраны на стапелях, а их корпусные конструкции переданы для
строительства лодок 955 проекта. Заложенные на Амурском судостроительном заводе
зак. 520 и зак. 521 сняты со строительства в готовности 24% и 12% соответственно
и в последующем разделаны на металл.
В январе 2004 года заключен контракт с ВМС Индии на достройку зак.
518 - «К-152» «Нерпа» с
глубокой модернизацией по проекту 971и с последующей сдачей в аренду индийским
ВМС. Контракт реализован в 2012 году. В индийском флоте пл получила
наименование INS S-72 «Chakra». |