миноносец № 140
Касатка

тип «Касатка»


историческая справка



1904 год 18 марта
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец, первоначально именовалась «Миноносец № 140»;

1904 год 31 мая
Высочайшим Указом присвоено наименование «Касатка»;

1904 год 5 июня
зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 24 июля
спущена на воду;

1904 год 6 сентября
на пл закончены монтажные работы;

1904 год с сентября по октябрь
пл выполнила программу первой части испытаний в акватории Финского залива, которые в целом оказались неудачны. В частности выяснилось, что при погружении создавался большой дифферент на корму, для ликвидации которого в кормовой части пл установили поплавок, симметричный с рубкой, расположенной в носовой части, а также увеличили площадь горизонтальных рулей. Другие дефекты, обнаруженные на испытаниях, решено было устранять во Владивостоке после доставки туда пл;

1904 год 2 октября
в присутствии членов Морского Технического Комитета на Кронштадском рейде совместно с пл «Дельфин» произведена проверка маневренности;

1904 год 17 октября
совместно с пл «Дельфин» произведена стрельба двумя минами, стрельбы прошли успешно;

1904 год 27 октября
погружена на транспортеры;

1904 год 4 ноября
отправлена по железной дороге во Владивосток;

1904 год 13 декабря
эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации пл поставлена на берег;

1905 год 1 января
зачислена во вновь сформированный Отдельный отряд миноносцев Крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд;

1905 год март
спущена на воду, вошла в кампанию, на пл продолжены испытания;

1905 год с 9 по 16 апреля
совершила боевой поход к берегам Кореи, прошла южнее залива Гишкевича, из похода вернулась по причине обнаружившейся сильной коррозии торпед;

1905 год с 28 апреля по 4 марта
вслед за пл «Дельфин» и «Сом» совершила несколько выходов по близлежащим бухтам с целью поиска неприятеля, но встреч с противником не имел;

1905 год с октября по февраль 1906 года
зимовка в порту Владивостока;

1906 год 6 марта (19 марта по нов. ст.)
Высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок;

1906 год
на Механическом заводе в гор. Владивостоке выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе;

1906 год с октября по февраль 1907 года
зимовка в порту Владивостока;

1907 год по 1908 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1908 год по 1909 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1909 год 29 июля
в 14.00 во время нахождения у борта плавбазы «Ксения» в кормовой части пл произошел взрыв паров бензина, что привело к разрушению обшивки кормовой части корпуса и пожару. Ввиду возможности повторного взрыва и разрастания пожара, пл быстро отбуксировали от стоявших кораблей, вскоре пожар удалось погасить силами экипажа. Ликвидация последствий пожара и ремонт заняли 20 дней;

1909 год 2 декабря
поднята в плавучем доке для зимовки в порту Владивостока;

1910 год по 1911 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1911 год по 1912 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1912 год по 1913 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1913 год по 1914 год зима
зимовка в порту Владивостока;

1914 год по 1915 год зима
в ходе зимовки на Механическом заводе в гор. Владивостоке выполнен капитальный ремонт;

1915 год 2 декабря
доставлена по железной дороге из Владивостока в Петроград и перечислена в состав 4 дивизиона бригады подводных лодок Балтийского флота. с базированием на Мариенхамн (Аландские о-ва);

1915 год
вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях в Балтийском море: несла дозорную службу на подходах к портам и базам, для усиления вооружения на пл был установлен пулемет;

1917 год
в течении кампании совершила 6 кратковременных боевых походов и выполнила 1 безуспешную торпедную атаку немецкого транспорта;

1917 год 25 октября
зачислена в состав Красного Балтийского флота;

1917 год осень
по причине необходимости капитального ремонта, переведена в Петроград;

1918 год 31 января
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 10 ноября
отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, откуда на буксире по Волге доставлена в Астрахань для участия в боевых действиях в ходе Гражданской войны;

1918 год 18 ноября
перечислена в состав Военной флотилии Астраханского Края;

1919 год 31 июля
перечислена в состав Волжско-Каспийской Военной флотилии;

1920 год 5 июля
перечислена в состав Морских Сил Каспийского моря, но после окончания боевых действий вновь передана к порту Баку на хранение;

1925 год 21 ноября
исключена из состава РККФ в связи с передачей «Комгосфондов» для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.



командиры:

 

1. Плотто А.В. (02.07.1904 - 21.05./01.02.1906);
2. Фон-дер Рааб - Тиллен Т.Л. (20.05.1905 - 24.08.1906);
3. Шидловский Б.-К.Ф. (01.06.1906 - 30.08.1906);
4. Терентьев 1-й В.М. (19.02.1907-16.01.1908);
5. Бохенский Ф.Ф. (04.01.1908 - 17/30.03.1909);
6. Соловьёв 1-й Б.В. (17.03.1909 - 08.03.1913);
7. Гудим Н.А. (врид; ..?.. - 1911);
8. Ломан 5-й (Славянский ) М.В. (08.03.1913 - 13.07.1915);
9. Леман 2-й Н.М. (16.11.1914   - 05.10.1916);
10. Васильев В.В. (06.09.1916 - 27.04.1917);
11. Соколов М.Л. (врид; 11.04.1917 - 27.04.1917 - 01.06.1918);
12. Рейноян Э.-Н.И. (врид; 11.07.1918 - 26.09.1918);
13. Морозов А.А. (26.09.1918 - 13.10.1918);
14. Головачёв Н.Н. (13.10.1918 - 28.08.1920);

источники:

 

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003 г.;
Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;
Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», Санкт-Птербург, 2000 г.;
Реданский В.Г «Во льдах и подо льдами», изд. «Вече», Москва, 2004 г.;
Тарас А.Е. «История подводных лодок (1624 - 1904)», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)»,  изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;
Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;
Шолох Е. «Рим спасли гуси, а Владивосток – подводные лодки», использованы страницы сайта «Конкурент.Ru» http://www.konkurent.ru;
Справочник «Русские подводные лодки 1834 – 1923 гг.», т.1, ч.1, изд. ЦКБ «Рубин», СПб, 1994 г.;
Cтраницы сайта «Музей Моского Флота» http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html
Cтраницы сайта «Персоналии» http://li-k.narod.ru;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2003-2004 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2004 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz