К-21, Б-4, ПЗС-51, УТС-5
тип «К» XIVсерии, проект 41, заводской номер 108


историческая справка



1937 год 10 декабря
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде;

1939 год 14 августа
спущена на воду;

1940 год 30 ноября
вступила в строй;

1941 год 3 февраля
подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ВМФ, зачислена в состав учебной бригады Краснознаменного Балтийского флота;

1941 год 8 июня
в составе отряда кораблей начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу в Полярное;

1941 год 22 июня
начало боевых действий встретила на переходе в Повенце;

1941 год 24 августа
прибыла в Беломорск;

1941 год 6 сентября
совершила переход в Архангельск;

1941 год 10 сентября
перечислена в состав учебной бригады Беломорской военной флотилии;

1941 год с 15 по 24 сентября
прошла докование;

1941 год 23 октября
вышла в море для перехода в Полярное, в тот же день в горле Белого моря была обнаружена с германской пл «U 576»;

1941 год 24 октября
в 10.00. в районе Поноя атакована германским самолетом «ВР-110», обстрелявшим пл пушечно-пулеметным огнем. Лодка получила 13 пробоин в легком корпусе и ограждении рубки, ранен краснофлотец Шорников П. В тот же день пл прибыла в Полярное;

1941 год 24 октября
перечислена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота;

1941 год 7 ноября
в 15.28 7.11 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Жукова А.А. в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а; старший на борту - командир 1-го дивизиона пл кап. 2 ранга Гаджиев М.И.;

1941 год 9 ноября
в 06.00 прибыла на позицию и в 19.50 произвела торпедную атаку отряда кораблей на выходе из пролива Бустад-сунд. Атака выполнена по транспорту из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., торпеды, предположительно прошли под килем судна. Зарубежных данных нет, по-видимому, атаковано норвежское каботажное или рыболовное судно;

1941 год 10 ноября
в 00.00 – 00.09 произвела постановку минного заграждения № 21 в проливе Бустад-сунд из 10 мин одной банкой между точками 70˚51’ с.ш., 24˚14’ в.д. и 70˚51,8’ с.ш., 24˚17,2’ в.д.; минный интервал - 150 м., углубление - 3,7 м. В 05.42 в направлении заграждения наблюдался взрыв и большое пламя, огненный столб держался 1-2 мин. 12 ноября того же года заграждение в проливе Бустад-сунд было обнаружено германским БО «Uj 1212» по всплывшей мине, после чего с 24 по 26 ноября и 4 января 1942 года банка вытралена КАТЩ с плавбазы пл «Бали». Днем обследовала рейд Хаммерфеста, транспортов не обнаружено, после чего в с 14.10 по 14.24 выставила минное заграждение № 22 на подходах к порту. Первая банка из 6 мин между точками 70˚39,2’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,6’ с.ш., 23˚38,8’ в.д., вторая банка из 4 мин между точками 70˚39,8’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,7’ с.ш., 23˚36,7’ в.д. При постановке заедало тележку минного устройства; минный интервал – 150 метров, углубление – 4,3 метра. Во время постановки пл обнаружена мотоботом противника, сбросившим на безопасном удалении 4 глб. Ночью наблюдала подрыв корабля противника. Но по послевоенным данным 21 ноября того же года в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. подорвался на мине и затонул норвежский каботажный транспорт «Бессхейм», (1774 брт.), перевозивший германских солдат-отпускников из Квальсунда в Хаммерфест, погибло 3 немца, 2 норвежских пассажира и 3 члена экипажа. С 22 по 23 ноября заграждение частично вытралено КАТЩ с плавбазы пл «Бали». 9 июля 1942 в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. в результате подводного взрыва затонул германский БО «Uj 1110» (510 брт.), погибло 25 членов экипажа и 21 находившийся на борту военнослужащий из числа отпускников. Тралением в месте гибели корабля мин не обнаружено;

1941 год 12 ноября
в 14.20 в точке 70˚45,8’ с.ш., 23˚56,5’ в.д. в районе о-ва Квале произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 2 транспорта в охранении 1 СКР. Атака выполнена по транспорту в 3000 – 4000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва, в 14.29 в перископ транспорт не обнаружен. В 14.29 атаковала конвой повторно. Атака выполнена из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 16 каб., через 134 сек. услышан взрыв. В обоих случаях безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты: «Стен», «Сардиния», «Шпрее», «Георг Л.М. Русс» и «Каприно». Наблюдалось прохождение 2 торпед. Контратакована СКР «Нордвинд», сбросившими 17 глб. по докладу командира, а по немецким данным - 8 глб. В ходе бомбардировки и после нее пл неоднократно ударялась о грунт. От взрывов бомб и ударов нарушена герметичность топливобалластной цистерны № 3, потеряно 35 тонн соляра, пл получила пробоину в ЦГБ № 9, повреждены кингстоны ЦГБ № 4, 13, 14;

1941 год 18 ноября
штормовала и устраняла повреждения в районе зарядки АБ. В результате накрытия штормовой волной и попадания воды внутрь лодки вышел из строя электромотор командирского перископа. В тот же день при попытке вернуться на позицию обнаружена самолетом «Ar-196», после чего на безопасном расстоянии от пл сброшено несколько глубинных бомб;

1941 год 19 ноября
из-за наличия солярового следа командир пл принял решение о досрочном возвращении. При возвращении обнаружила плавующую мину, которую неудачно обстреляла из 45-мм орудия;

1941 год 21 ноября
в 14.20 прибыла в Полярное;

1941 год с 26 ноября по 19 декабря
прошла аварийный ремонт и докование на заводе ГУСМП в пос. Роста;

1941 год 23 декабря
совершила переход в Мурманск;

1941 год 27 декабря
совершила переход в Полярное;

1942 год 6 января
в 14.13 вышла вышла во второй боевой поход в район Лоппского моря на позицию № 2;

1942 год 6 января
прибыла на позицию между о-вом Лоппа и о-вом Серё с ошибкой в счислении 40 миль;

1942 год с 10 по 16 января
действовала в пределах соседней позиции № 2а;

1942 год 12 января
днем обнаружила плавающую мину у о-ва Иельмсё;

1942 год 13 января
в 09.00 в зап. части пролива Рольвсё-сунд произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 транспорт, 1 миноносец, 1 СКР, 1 ТЩ. Атака выполнена по транспорту в 4000 – 5000 тонн из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышан глухой взрыв. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германский транспорт «Фёхенхайм» и норвежский «Тюре-фьорд». Наблюдалась 1 торпеда, шедшая по поверхности. Контратакована германским ТЩ «М 1502», сбросившими по докладу командира пл 4 глб., а по германским данным – 10 глб. В 11.30 в точке 69˚59,0 с.ш., 23˚02,0 в.д. коснулась троса, по-видимому, минрепа плавающей мины, но взрыва не последовало;

1942 год 14 января
обнаружила плавающую мину северозападнее о-ва Серё;

1942 год 18 января
произвела поиск в проливе Фуглё-сунд и Люнген-фьорде. При обратном форсировании пролива обнаружена СКА, сбросившим 4 глб. В этот же день вышел из строя вспомогательный дизель-генератор;

1942 год 19 января
днем на безопасном расстоянии от пл зафиксировано 86 взрывов глб., сброшенных БО «Uj 1205», который был выслан на поиски пл после ее обнаружения самолетом противника;

1942 год 20 января
в ночь на 20 января обнаружила плавающую мину;

1942 год 21 января
в 18.53 в точке 71˚09 с.ш., 24˚35 в.д. произвела артиллерийскую атаку мотобота (100 – 150 тонн), осуществлявшего, по наблюдению командира пл, траление минного заграждения, выставленного «К-21». Стрельба велась на дистанции 0,7 каб., израсходовано 2 100-мм снаряда, в результате 2-го попадания мотобот взорвался, куски дерева упали на палубу пл. По послевоенным данным потоплен норвежский мотобот «Ингё»/F-223N, (ок. 15 брт.);

1942 год 26 января
обнаружила плавающую мину северозападнее о-ва Серё. В тот же день начала возвращение;

1942 год 28 января
в 11.30 прибыла в Полярное;

1942 год с 28 января по 4 марта
прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 февраля
при налете авиации противника на Полярное в 100 метрах от ПЛ упало 3 250-кг бомбы, не причинившие серьезных повреждений;

1942 год 11 марта
в 18.45 вышла для оказания помощи пл «Щ-402», старший на борту кап. 2 ранга Гаджиев М.И.;

1942 год 13 марта
в 11.53 обнаружила «Щ-402», после чего с 12.45 по 13.43 на подлодку передано 8 тонн соляра и 120 литров масла. Из-за ударов пл друг о друга на «К-21» нарушилась герметичность ЦГБ № 6 и уравнительной цистерны;

1942 год 14 марта
в 06.03 прибыла в Полярное;

1942 год 21 марта
в 00.27 вышла в третий боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лунина Н.А. в район в 100 милях севернее. мыса Нордкап на позицию № 11а; старший на борту – кап. 2 ранга Гаджиев М.И.;

1942 год 22 марта
в 10.31 прибыла на позицию;

1942 год с 23 по 27 марта
патрулировала в условиях шторма, в один из дней через открытый рубочный люк внутрь пл влилось 25 тонн воды;

1942 год 27 марта
в 20.49 по приказу прибыла в точку северо-западнее Вардё, позиция № 5;

1942 год 28 марта
утром обнаружила плавающую мину, а в 20.05 обнаружила 3 эсминца противника, возможно «Z-26», «Z-24», «Z-25», выходивших на перехват союзного конвоя «PQ-13». Погружение задержалось из-за двух краснофлотцев, работавших в кормовой надстройке, в результате чего пл была обнаружена и подверглась 3-х часовому преследованию, в ходе которого на безопасном удалении сброшено 14 глб.;

1942 год 31 марта
в 10.03 в районе мыса Блудскютудде произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 транспорт и 1 СКР. Атака выполнена из подводного положения по транспорту в 7000 тонн 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 22 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германские транспорты «Адмирал Карл Херинг», «Альмора» и голландский «Олеум». 2 торпеды прошли под СКР «Поляркайс». Контратакована германским БО «Uj 1104», сбросившим 3 глб., в то время, как на пл взрывы глубинных бомб были приняты за взрывы торпед;

1942 год с 1 апреля по 2 апреля
штормовала в районе зарядки АБ;

1942 год 2 апреля
днем на безопасном удалении от пл взорвалось 25 глб., а в 20.05 пл начала возвращение;

1942 год 3 апреля
в 08.42 прибыла в Полярное;

1942 год 3 апреля
Указом Верховного Совета СССР за мужество и героизм командир пл кап. 3 ранга Лунин Н.А. удостоен звания Героя Советского Союза;

1942 год с 12 апреля по 10 июня
прошла навигационный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1942 год 18 июня
в 14.30 вышла в четвертый боевой поход в район северозападнее Вардё на позицию № 5, на переходе в 18.45 обнаружила плавающую мину;

1942 год 19 июня
в 00.01 прибыла на позицию;

1942 год 19 июня
в 04.45 атакована самолетами противника, сбросившим 2 бомбы, в результате близких разрывов повреждена магистраль уравнительной цистерны № 1, цистерны быстрого погружения, из-за чего постоянно нарушалась удифферентованность пл;

1942 год 23 июня
в 23.01 в точке 70˚34,8 с.ш., 30˚55 в.д. в подводном положении коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало;

1942 год 27 июня
в 10.54 обстреляна самолетом противника, в результате чего получила 8 пулевых пробоин в легком корпусе. Вечером получила приказ перейти в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а, которую заняла на следующие сутки;

1942 год 29 июня
в течение суток, находясь в надводном положении, трижды обнаруживала перископы пл противника, от которых уклонилась маневрированием;

1942 год 1 июля
не смогла атаковать миноносец противника, поскольку после погружения потеряла контакт с ним;

1942 год с 1 по 5 июля
обнаружила в районе позиции 2 плавающие мины. Из-за коррозии перестали заваливаться носовые горизонтальные рули;

1942 год 1 июля
в 18.01 севернее о-ва Ингё в точке 71˚22,2 с.ш., 24˚34,3 в.д. произвела торпедную атаку германской эскадры, состав которой командир определил в 1 линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Реально был атакован линкор «Тирпиц» в охранении 2 тяжелых крейсеров, 7 эсминцев и 2 миноносцев. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 18 – 20 каб., через 135 сек. в кормовых отсеках и акустиком зафиксировано 2 взрыва, а в 18.31, 18.32 и в 18.38 услышаны раскатистые взрывы продолжительностью по 20 сек., в 19.05 при осмотре – горизонт чист. Атака противником не зафиксирована, преследования не было. По-видимому, торпеды не дошли до цели из-за большой погрешности в определении курса цели;

1942 год 7 июля
в 10.00 начала возвращение;

1942 год 8 июля
в 10.46 атакована подлодкой противника, зафиксировано прохождение 3 торпед на удалении 1 – 1,5 каб. от пл, но зарубежных данных нет;

1942 год 9 июля
в 00.40 прибыла в Полярное;

1942 год с 14 июля по 11 августа
прошла навигационный ремонт;

1942 год 18 августа
в 00.16 вышла в пятый боевой поход в район Лоппского моря на позицию № 2;

1942 год 15 августа
в 11.00 прибыла на позицию. Действия на позиции существенно осложнялись плохим состоянием АБ;

1942 год 16 августа
с 17.29 по 18.35 произвела постановку минного заграждения № 42 в районе о-ва Силлен. Первая банка из 5 мин между точками 70˚22,28 с.ш., 21˚32 в.д. и 70˚21,59 с.ш., 21˚33,3 в.д., вторая банка из 5 мин между точками 70˚21,27 с.ш., 21˚34 в.д. и 70˚20,62 с.ш., 21˚35,7 в.д., третья банка из 10 мин между точками 70˚20,52 с.ш., 21˚36,83 в.д. и 70˚21,75 с.ш., 21˚40 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 3,7 метра. Последующим определением места установлено, что в момент постановки пл имела значительную невязку. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет;

1942 год 16 августа
из-за среза шпилек крепления шахты подачи воздуха к дизелям внутрь шахты поступило 11 тонн воды, подлодку, находившуюся в момент аварии на глубине 85 метров, удалось одержать на предельной глубине погружения, но в результате происшествия раздавлена топливобалластная цистерна № 7. В дальнейшем действия на позиции постоянно осложнялись нарушением удифферентованности пл из-за поступления воды внутрь шахты. Вечером не смогла атаковать 2 СКА из-за плохой управляемости;

1942 год 19 августа
ночью не смогла атаковать 2 СКР из-за потери плавучести. В 22.13 на подходах к проливу Серё-сунд в точке 70˚26,6 с.ш., 21˚38,9 в.д. произвела торпедную атаку отряда боевых кораблей, состав которого командир определил в 1 минный заградитель и 2 СКР. Атака выполнена по минному заградителю из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 22,5 каб., через 185 сек. услышано 3 взрыва, в 22.23 в перископ наблюдался только 1 СКР. В 22.39 пл произвела повторную атаку, как посчитал командир, оставшегося СКР из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 19 – 19,5 каб., через 150 сек. услышано 2 взрыва, через 9 мин. осмотром в перископ цель не обнаружена. Атака противником не зафиксирована, преследования не было, по-видимому, безуспешно атакован германский конвой, следовавший в западном направлении, включавший транспорты «Севре», СКР «V 5903» и «V 6106»;

1942 год 21 августа
в 21.19 начала возвращение;

1942 год 23 августа
в 08.23 прибыла в Полярное;

1942 год 31 августа
в 20.42 вышла в шестой боевой поход в район мыса Желания;

1942 год 4 сентября
в 17.00 прибыла на позицию;

1942 год 8 сентября
произвела поиск до кромки льда и дошла до параллели 78˚40 с.ш.;

1942 год 9 сентября
произвела кратковременный поиск в Карское море на восток от мыса Желания;

1942 год 10 сентября
в 04.12 достигла меридиана 78˚40 в.д.;

1942 год 16 сентября
произвела поиск до кромки льда повторно, встреч с кораблями противника не имела. Из-за пропусков кингстонов ТБЦ потеряно 25 тонн соляра. При одном из погружений не открылись клапана вентиляции ЦГБ № 12, 13 и пл погрузилась с дифферентом на нос 35 градусов, в результате чего пролит электролит;

1942 год 18 сентября
в 09.42 начала возвращение;

1942 год 10 сентября
в 09.20 прибыла в Полярное;

1942 год с 27 сентября
начала текущий ремонт с заменой АБ;

1942 год с 23 октября
Указом Верховного Совета СССР пл награждена орденом Красного Знамени;

1942 год с 12 ноября
находилась в доке;

1943 год 16 января
вступила в строй после ремонта;

1943 год 10 февраля
в 17.00 вышла в седьмой боевой поход в район Лоппского моря на позицию № 2;

1943 год 12 февраля
в 16.57 в результате короткого замыкания на клеммах переключателей подстанции № 5 в дизельном отсеке возник пожар, вышли из строя горизонтальные и вертикальный руль, перегорели электрокабели всех вспомогательных механизмов, до 18.25 находилась без хода в надводном положении. Личный состав из 5-го отсека был эвакуирован, отсек загерметизирован. В результате пожара выгорела подстанция № 5, изоляция прочного корпуса, нарушилось электропитание механизмов отсека и управления кормовыми горизонтальными рулями. Пожар потушен методом герметизации отсека;

1943 год 13 февраля
в 05.00 введено в строй электрическое управление рулями, в 18.53 пущены главные дизели;

1943 год 17 февраля
до 17 февраля из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ, одновременно устраняя повреждения. В 13.50 при приближении к берегу ударилась о грунт. При всплытии в перископ обнаружена антенная мина. Из-за невозможности определиться при плохой видимости подлодка вернулась в район зарядки АБ;

1943 год 18 февраля
с 08.40 по 09.15 произвела постановку минного заграждения № 59а в проливе Кег-сунд в Квенанген-фьорде. выставлено 19 мин одной банкой между точками 70˚05,5 с.ш., 20˚57 в.д. и 70˚05,2 с.ш., 21˚02,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 3,7 метра. 20-я мина застряла в люке минного устройства и в 09.21 самостоятельно выпала в точке 70˚05,7 с.ш., 21˚02,3 в.д. 21.февраля 1943 г. 1 мина вытралена МТЩ «R 56», с 26 по 27 мая 1943 г. - 5 мин вытралено МТЩ «R 121» и КАТЩ с плавбазы пл «Париж». Германский транспорт «Дюна», (1926 брт.), затонувший в результате подводного взрыва в 20.00 22 апреля 1943 года в Люнген-фьорде погиб на оборонительном минном заграждении «NW-14», выставленном 29 марта 1943 г. германским минным заградителем «Скагеррак». Остатки минного заграждения № 59а обнаружены «С-19» в ходе похода 13 – 28 ноября 1944 г. Вечером не смогла высадить разведгруппу из-за большого волнения;

1943 год 19 февраля
с 23.30 19 февраля по 01.00 20 февраля высадила разведгруппу на о-ве Арней;

1943 год 20 февраля
в 02.18 произвела торпедную атаку группы мотоботов у пирса в бухте Воген. Атака выполнена из надводного положения 4 торпедами с дистанции 12 – 13 каб., через 90 сек. у пирса замечено три вспышки. Зарубежных данных нет. В 02.55 обнаружена подлодка противника, которую командир «К-21» решил потопить таранным ударом, но пл противника уклонилась погружением. Зарубежных данных нет. В 06.46 начала возвращение;

1943 год 21 февраля
в 16.07 в районе о-ва Кильдин атакована немецким самолетом «Ju-88», сбросившим после погружения пл 2 бомбы. От близких разрывов вышло из строя освещение кормовых отсеков и гирокомпас. В 21.20 пл прибыла в Полярное;

1943 год с 24 февраля по 6 марта
прошла навигационный и аварийный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1943 год 3 марта
в 21.45 подверглась нападению 12 «Ju-88», сбросивших ок. 40 бомб, в результате чего пл получила мелкие повреждения;

1943 год 3 апреля
в 02.17 вышла в седьмой боевой поход. При выходе из базы ударилась ограждением левого пера рулей о пирс. При первом же погружении кормовые горизонтальные рули заклинило, в результате чего командир принял решение вернуться в базу. В 08.00 прибыла в Полярное;

1943 год 4 апреля
в 00.04 вышла в район Лоппского моря на позицию № 2. На переходе обнаружила несколько плавающих мин;

1943 год 4 апреля
в 01.00 прибыла на позицию. С 23.15 по 23.54 выставила минное заграждение № 63 севернее о-ва Лоппа. Всего выставлено 20 мин одной банкой между точками 70˚26 с.ш., 21˚24 в.д. и 70˚25,9 с.ш., 21˚30,8 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 4 мины с прибором «Чайка». При постановке крышку люка минно-балластной цистерны левого борта заклинило в открытом положении;

1943 год 9 апреля
в 14.43 произвела торпедную атаку одиночного эсминца в точке 70˚34 с.ш., 21˚38 в.д. из подводного положения 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 14 каб., через 108 сек. акустиком и в IV отсеке услышано 2 глухих взрыва, преследования не было. В 14.53 в перископ ЭМ не обнаружен, но зарубежных данных нет. В 15.49 в направлении минного заграждения зафиксировано 2 взрыва. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет;

1943 год 10 апреля
предприняла неудачную попытку проникнуть в район Харстада;

1943 год 12 апреля
С 14.09 по 15.55 в точке 69˚25,8 с.ш., 15˚47 в.д. обстреляла артиллерией группу из 6 мотоботов, по докладу командира 4 из которых были потоплены, и 1 поврежден. Израсходовано 44 100-мм снаряда, реально потоплен норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.), повреждены мотоботы «Хавегга», «Барен» и «Эйштейн», остался неповрежденным мотобот «Гида». Общие потери экипажей норвежских мотоботов составили 9 человек погибшими и 5 раненными, один из которых позднее умер. С 6-го мотобота «Скрейн», (70 брт.); был снят экипаж из 7 человек, из низ 3 впоследствии умерло в плену и 1 пропал без вести, вступив в ряды Красной Армии. При ведении огня в 15.17 волной смыт за борт подносчик снарядов краснофлотец Лабутин А. Командир настойчивости в поисках упавшего за борт не проявил, посчитав его погибшим. После ухода пл спасен норвежскими рыбаками с мотобота «Барен» и некоторое время жил в рыбацкой деревне, попал в немецкий плен, в октябре 1944 года бежал из плена и через Швецию и Финляндию вернулся в СССР. В 1945 году сражался в частях морской пехоты под Кенигсбергом;

1943 год 14 апреля
выяснилось, что топливо из топливобалластных цистерн № 4, 8 и 9 не подается, а оставшегося топлива хватит только для перехода в базу. По причине сильного шторма возвращение задержалось на сутки. Из-за движения под вспомогательным дизелем во время шторма топливо оказалось сэкономленным, на лодке осталось 35 тонн соляра;

1943 год 17 апреля
в 15.60 прибыла в Полярное;
 

the greater size

норвежские рыбаки, взятые в плен 12 апреля 1943 года;

фотографию предоставил М. Морозов;


1943 год с 13 мая по 16 июня
прошла навигационный ремонт;

1943 год 27 июня
в 09.05 вышла в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а. Во время перехода произошло замыкание на станции правого гребного электродвигателя, пл зашла для устранения повреждений в Ваенгу. В 15.45 вновь вышла на позицию. В 16.42 при срочном погружении из-за поломки упорного подшипника кормовых горизонтальных рулей, рули заклинились и пл погрузилась с дифферентом 25 градусов на корму. Из-за невозможности устранить повреждения в море в 21.10 вернулась в Полярное;

1943 год с 28 июня по 16 июля
прошла аварийный ремонт;

1943 год 5 августа
в 08.05 вышла в восьмой боевой поход в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а для минной постановки и последующих действий между меридианами 16 градусов и 22 градуса в.д.;

1943 год 8 августа
утром прибыла на позицию но в течении двух суток не смогла осуществить минную постановку из-за плохой видимости;

1943 год 10 августа
с 21.46 по 22.13 выставила минное заграждение № 67а в районе о-ва Иельмсё из 20 мин одной банкой между точками 70˚59,7 с.ш., 24˚28,6 в.д. и 71˚02,2 с.ш., 24˚28,2 в.д.; минный интервал - 240 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 5 с прибором «Чайка». Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет;

1943 год 11 августа
в 20.40 получила приказ действовать в районе Лоппского моря на позиции № 2 ввиду возможности выхода германской эскадры;

1943 год 13 августа
в течении 12 и 13 августа дважды неудачно пыталась проникнуть в пролив Серё-сунд, пл препятствовали сильный туман и СКР противника. Вышел из строя кингстон цистерны быстрого погружения;

1943 год 16 августа
утром не смогла выйти в атаку по неустановленному судну, после погружения цель в перископ не обнаружена;

1943 год 20 августа
в 20.00 начала возвращение;

1943 год 23 августа
в 09.30 прибыла в Полярное. В течение похода обнаружила 15 плавающих мин.

1943 год с 24 августа по 22 ноября
прошла навигационный ремонт и докование;

1943 год 26 декабря
в 16.25 вышла в девятый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Арванова З.М. на перехват линкора «Шарнхорст», с задачей затем действовать в районе о-ва Серё на позиции № 3; старший на борту - командир 1-го дивизиона пл капитан 2 ранга Лунин Н.А.;

1943 год 27 декабря
с 08.32 по 14.40 находилась в районе гибели линкора «Шарнхорст», после чего начала переход на позицию № 3. Утром лопнула масляная магистраль левого дизеля, ход уменьшился до 14 узлов;

1943 год 28 декабря
в течении суток штормовала;

1944 год 1 января
в 03.53 по приказу командования начала возвращение;

1944 год 2 января
в 11.50 прибыла в Полярное;

1944 год с 28 января по 4 февраля
прошла навигационный ремонт;

1944 год 6 апреля
в 21.00 вышла в десятый боевой поход в район о-ва Иельмсё – о-ва Серё на позицию «Х»; старший на борту - командир 1-го дивизиона пл кап. 2 ранга Августинович М.П.;

1944 год 8 апреля
из-за неправильных действий личного состава затоплен трюм отсека, залит электромотор кормовых горизонтальных рулей;

1944 год 9 апреля
в 03.30 прибыла на позицию;

1944 год 10 апреля
с 18.02 по 18.30 произвела постановку минного заграждения № 49в на входе в пролив Серё-сунд. Первая банка из 8 мин «ЭП-Г» между точками 70˚46 с.ш., 23˚34,2 в.д. и 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д., вторая банка из 8 мин между точками 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д. и 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д., третья банка из 4 мин между точками 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д. и 70˚46,4 с.ш., 23˚37,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 4,3 метра. Из поставленных 4 мины имели прибор «Чайка», 2 мины раздавлены при постановке, 1 взорвалась через несколько минут, еще один сильный взрыв в направлении заграждения услышан в 19.57. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. В 19.19 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа, но взрыва не последовало. Дважды коснулась грунта, в результате чего сорвано ограждение вертикального руля;

1944 год 11 апреля
в 02.45 начала возвращение;

1944 год 12 апреля
в 12.46 прибыла в Полярное;

1944 год 15 апреля
начала средний ремонт, в ходе которого установлены приборы приборы установки глубины и прибор установки прибора Орби;

1945 год
в начале года начата установка торпедного автомата стрельбы «ТАС-Л». На 9 мая 1945 года находилась в ремонте на завода ГУ СМП в пос. Роста;

1949 год 12 января
переклассифицирована в большую пл;

1949 год 9 июня
присвоен номер «Б-4»;

1954 год 11 сентября
выведена из боевого состава, переформирована в зарядовую станцию и в Екатерининской гавани (гор. Полярный) поставлена на прикол;

1956 год 20 июня
присвоен номер «ПЗС-51»;

1956 год 17 августа
переформирована в учебно-тренировочную станцию, присвоен номер «УТС-5»;
 

the greater size

«УТС-5» у пирса № 1 в Екатерининской гавани, рядом поврежденные взрывом 11 января 1962 года «Б-37» пр.641 и «С-350» пр.633, примерно июнь 1962 года;

фотографию предоставил В. Костриченко;


1983 год 24 июля
после восстановительного ремонта на СРЗ-10 в гор. Полярном установлена в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Музея Северного флота в гор. Североморске;

1984 год 15 марта
исключена из списков судов ВМФ;
 

the greater size

мемориальная подводная лодка «К-21» в гор. Североморске;

фото И. Курганова, октябрь 2003 года;


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 11 боевых походов и произвела 10 торпедных атак с выпуском 37 торпед, 2 артиллерийские атаки, в результате которых потопила 21.01.1942 норвежский мотобот «F-223N» (ок. 15 брт.), 12.04.1943 потопила норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.) и повредила еще 3 рыболовных мотобота, произвела 7 минных постановок, выставив 12 минных банок из 118 мин, на которых 27.11.1941 подорвался и затонул норвежский транспорт «Besscheim» (1774 брт.), 09.07.1942 германский корабль ПЛО «FD 6/Uj 1110» (510 брт.).  Командир пл кап. 3 ранга Лунин Н.А. Указом Верховного Совета СССР от 03.04.1942 года за мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза, а пл 23.10.1942 награждена орденом Красного Знамени.


командиры:
(войсковая часть ..?..)

 

1.        ..?..
2.        Жуков В.Н.;
3.        Лунин Н.А. (04.03.1942 - 23.12.1943);
4.        Арванов З.М.;
5.        ..?..
6.        ...

источники:

 

•        Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•        «Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том I. Военное издательство МО СССР, Москва, 1969 г.;
•        Фонды Музея Северного флота, гор. Мурманск;

Благодарим М. Морозова, предоставившего материалы для подготовки страницы.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2004 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz