|
К-21,
Б-4, ПЗС-51, УТС-5
тип «К» XIVсерии, проект 41, заводской номер 108
историческая
справка
1937 год 10 декабря
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде;
1939 год 14 августа
спущена на воду;
1940 год 30 ноября
вступила в строй;
1941 год 3 февраля
подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ВМФ,
зачислена в состав учебной бригады Краснознаменного Балтийского флота;
1941 год 8 июня
в составе отряда кораблей начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу в
Полярное;
1941 год 22 июня
начало боевых действий встретила на переходе в Повенце;
1941 год 24 августа
прибыла в Беломорск;
1941 год 6 сентября
совершила переход в Архангельск;
1941 год 10 сентября
перечислена в состав учебной бригады Беломорской военной флотилии;
1941 год с 15 по 24 сентября
прошла докование;
1941 год 23 октября
вышла в море для перехода в Полярное, в тот же день в горле Белого моря была
обнаружена с германской пл «U 576»;
1941 год 24 октября
в 10.00. в районе Поноя атакована германским самолетом «ВР-110», обстрелявшим пл
пушечно-пулеметным огнем. Лодка получила 13 пробоин в легком корпусе и
ограждении рубки, ранен краснофлотец Шорников П. В тот же день пл прибыла в
Полярное;
1941 год 24 октября
перечислена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота;
1941 год 7 ноября
в 15.28 7.11 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Жукова А.А.
в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а; старший на борту - командир 1-го
дивизиона пл кап. 2 ранга Гаджиев М.И.;
1941 год 9 ноября
в 06.00 прибыла на позицию и в 19.50 произвела торпедную атаку отряда кораблей
на выходе из пролива Бустад-сунд. Атака выполнена по транспорту из надводного
положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., торпеды,
предположительно прошли под килем судна. Зарубежных данных нет, по-видимому,
атаковано норвежское каботажное или рыболовное судно;
1941 год 10 ноября
в 00.00 – 00.09 произвела постановку минного заграждения № 21 в проливе
Бустад-сунд из 10 мин одной банкой между точками 70˚51’ с.ш., 24˚14’ в.д. и
70˚51,8’ с.ш., 24˚17,2’ в.д.; минный интервал - 150 м., углубление - 3,7 м. В
05.42 в направлении заграждения наблюдался взрыв и большое пламя, огненный столб
держался 1-2 мин. 12 ноября того же года заграждение в проливе Бустад-сунд было
обнаружено германским БО «Uj 1212» по всплывшей мине, после чего с 24 по 26
ноября и 4 января 1942 года банка вытралена КАТЩ с плавбазы пл «Бали». Днем
обследовала рейд Хаммерфеста, транспортов не обнаружено, после чего в с 14.10 по
14.24 выставила минное заграждение № 22 на подходах к порту. Первая банка из 6
мин между точками 70˚39,2’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,6’ с.ш., 23˚38,8’ в.д.,
вторая банка из 4 мин между точками 70˚39,8’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,7’
с.ш., 23˚36,7’ в.д. При постановке заедало тележку минного устройства; минный
интервал – 150 метров, углубление – 4,3 метра. Во время постановки пл обнаружена
мотоботом противника, сбросившим на безопасном удалении 4 глб. Ночью наблюдала
подрыв корабля противника. Но по послевоенным данным 21 ноября того же года в
точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. подорвался на мине и затонул норвежский
каботажный транспорт «Бессхейм», (1774 брт.), перевозивший германских
солдат-отпускников из Квальсунда в Хаммерфест, погибло 3 немца, 2 норвежских
пассажира и 3 члена экипажа. С 22 по 23 ноября заграждение частично вытралено
КАТЩ с плавбазы пл «Бали». 9 июля 1942 в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. в
результате подводного взрыва затонул германский БО «Uj 1110» (510 брт.), погибло
25 членов экипажа и 21 находившийся на борту военнослужащий из числа
отпускников. Тралением в месте гибели корабля мин не обнаружено;
1941 год 12 ноября
в 14.20 в точке 70˚45,8’ с.ш., 23˚56,5’ в.д. в районе о-ва Квале произвела
торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир
определил состав конвоя в 2 транспорта в охранении 1 СКР. Атака выполнена по
транспорту в 3000 – 4000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным
интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва, в 14.29 в
перископ транспорт не обнаружен. В 14.29 атаковала конвой повторно. Атака
выполнена из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции
16 каб., через 134 сек. услышан взрыв. В обоих случаях безуспешно атакован
германский конвой, включавший транспорты: «Стен», «Сардиния», «Шпрее», «Георг
Л.М. Русс» и «Каприно». Наблюдалось прохождение 2 торпед. Контратакована СКР
«Нордвинд», сбросившими 17 глб. по докладу командира, а по немецким данным - 8
глб. В ходе бомбардировки и после нее пл неоднократно ударялась о грунт. От
взрывов бомб и ударов нарушена герметичность топливобалластной цистерны № 3,
потеряно 35 тонн соляра, пл получила пробоину в ЦГБ № 9, повреждены кингстоны
ЦГБ № 4, 13, 14;
1941 год 18 ноября
штормовала и устраняла повреждения в районе зарядки АБ. В результате накрытия
штормовой волной и попадания воды внутрь лодки вышел из строя электромотор
командирского перископа. В тот же день при попытке вернуться на позицию
обнаружена самолетом «Ar-196», после чего на безопасном расстоянии от пл
сброшено несколько глубинных бомб;
1941 год 19 ноября
из-за наличия солярового следа командир пл принял решение о досрочном
возвращении. При возвращении обнаружила плавующую мину, которую неудачно
обстреляла из 45-мм орудия;
1941 год 21 ноября
в 14.20 прибыла в Полярное;
1941 год с 26 ноября по 19 декабря
прошла аварийный ремонт и докование на заводе ГУСМП в пос. Роста;
1941 год 23 декабря
совершила переход в Мурманск;
1941 год 27 декабря
совершила переход в Полярное;
1942 год 6 января
в 14.13 вышла вышла во второй боевой поход в район Лоппского моря на позицию №
2;
1942 год 6 января
прибыла на позицию между о-вом Лоппа и о-вом Серё с ошибкой в счислении 40 миль;
1942 год с 10 по 16 января
действовала в пределах соседней позиции № 2а;
1942 год 12 января
днем обнаружила плавающую мину у о-ва Иельмсё;
1942 год 13 января
в 09.00 в зап. части пролива Рольвсё-сунд произвела торпедную атаку конвоя
противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав
конвоя в 1 транспорт, 1 миноносец, 1 СКР, 1 ТЩ. Атака выполнена по транспорту в
4000 – 5000 тонн из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с
дистанции 20 каб., через 3 мин. услышан глухой взрыв. Безуспешно атакован
германский конвой, включавший германский транспорт «Фёхенхайм» и норвежский
«Тюре-фьорд». Наблюдалась 1 торпеда, шедшая по поверхности. Контратакована
германским ТЩ «М 1502», сбросившими по докладу командира пл 4 глб., а по
германским данным – 10 глб. В 11.30 в точке 69˚59,0 с.ш., 23˚02,0 в.д. коснулась
троса, по-видимому, минрепа плавающей мины, но взрыва не последовало;
1942 год 14 января
обнаружила плавающую мину северозападнее о-ва Серё;
1942 год 18 января
произвела поиск в проливе Фуглё-сунд и Люнген-фьорде. При обратном форсировании
пролива обнаружена СКА, сбросившим 4 глб. В этот же день вышел из строя
вспомогательный дизель-генератор;
1942 год 19 января
днем на безопасном расстоянии от пл зафиксировано 86 взрывов глб., сброшенных БО
«Uj 1205», который был выслан на поиски пл после ее обнаружения самолетом
противника;
1942 год 20 января
в ночь на 20 января обнаружила плавающую мину;
1942 год 21 января
в 18.53 в точке 71˚09 с.ш., 24˚35 в.д. произвела артиллерийскую атаку мотобота
(100 – 150 тонн), осуществлявшего, по наблюдению командира пл, траление минного
заграждения, выставленного «К-21». Стрельба велась на дистанции 0,7 каб.,
израсходовано 2 100-мм снаряда, в результате 2-го попадания мотобот взорвался,
куски дерева упали на палубу пл. По послевоенным данным потоплен норвежский
мотобот «Ингё»/F-223N, (ок. 15 брт.);
1942 год 26 января
обнаружила плавающую мину северозападнее о-ва Серё. В тот же день начала
возвращение;
1942 год 28 января
в 11.30 прибыла в Полярное;
1942 год с 28 января по 4 марта
прошла навигационный ремонт;
1942 год 26 февраля
при налете авиации противника на Полярное в 100 метрах от ПЛ упало 3 250-кг
бомбы, не причинившие серьезных повреждений;
1942 год 11 марта
в 18.45 вышла для оказания помощи пл «Щ-402», старший на борту кап. 2 ранга
Гаджиев М.И.;
1942 год 13 марта
в 11.53 обнаружила «Щ-402», после чего с 12.45 по 13.43 на подлодку передано 8
тонн соляра и 120 литров масла. Из-за ударов пл друг о друга на «К-21»
нарушилась герметичность ЦГБ № 6 и уравнительной цистерны;
1942 год 14 марта
в 06.03 прибыла в Полярное;
1942 год 21 марта
в 00.27 вышла в третий боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лунина Н.А. в
район в 100 милях севернее. мыса Нордкап на позицию № 11а; старший на борту –
кап. 2 ранга Гаджиев М.И.;
1942 год 22 марта
в 10.31 прибыла на позицию;
1942 год с 23 по 27 марта
патрулировала в условиях шторма, в один из дней через открытый рубочный люк
внутрь пл влилось 25 тонн воды;
1942 год 27 марта
в 20.49 по приказу прибыла в точку северо-западнее Вардё, позиция № 5;
1942 год 28 марта
утром обнаружила плавающую мину, а в 20.05 обнаружила 3 эсминца противника,
возможно «Z-26», «Z-24», «Z-25», выходивших на перехват союзного конвоя «PQ-13».
Погружение задержалось из-за двух краснофлотцев, работавших в кормовой
надстройке, в результате чего пл была обнаружена и подверглась 3-х часовому
преследованию, в ходе которого на безопасном удалении сброшено 14 глб.;
1942 год 31 марта
в 10.03 в районе мыса Блудскютудде произвела торпедную атаку конвоя противника,
следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 1
транспорт и 1 СКР. Атака выполнена из подводного положения по транспорту в 7000
тонн 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 22 каб., через 3 мин.
услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший
германские транспорты «Адмирал Карл Херинг», «Альмора» и голландский «Олеум». 2
торпеды прошли под СКР «Поляркайс». Контратакована германским БО «Uj 1104»,
сбросившим 3 глб., в то время, как на пл взрывы глубинных бомб были приняты за
взрывы торпед;
1942 год с 1 апреля по 2 апреля
штормовала в районе зарядки АБ;
1942 год 2 апреля
днем на безопасном удалении от пл взорвалось 25 глб., а в 20.05 пл начала
возвращение;
1942 год 3 апреля
в 08.42 прибыла в Полярное;
1942 год 3 апреля
Указом Верховного Совета СССР за мужество и героизм командир пл кап. 3 ранга
Лунин Н.А. удостоен звания Героя Советского Союза;
1942 год с 12 апреля по 10 июня
прошла навигационный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;
1942 год 18 июня
в 14.30 вышла в четвертый боевой поход в район северозападнее Вардё на позицию №
5, на переходе в 18.45 обнаружила плавающую мину;
1942 год 19 июня
в 00.01 прибыла на позицию;
1942 год 19 июня
в 04.45 атакована самолетами противника, сбросившим 2 бомбы, в результате
близких разрывов повреждена магистраль уравнительной цистерны № 1, цистерны
быстрого погружения, из-за чего постоянно нарушалась удифферентованность пл;
1942 год 23 июня
в 23.01 в точке 70˚34,8 с.ш., 30˚55 в.д. в подводном положении коснулась минрепа
мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало;
1942 год 27 июня
в 10.54 обстреляна самолетом противника, в результате чего получила 8 пулевых
пробоин в легком корпусе. Вечером получила приказ перейти в район севернее
Хаммерфеста на позицию № 2а, которую заняла на следующие сутки;
1942 год 29 июня
в течение суток, находясь в надводном положении, трижды обнаруживала перископы
пл противника, от которых уклонилась маневрированием;
1942 год 1 июля
не смогла атаковать миноносец противника, поскольку после погружения потеряла
контакт с ним;
1942 год с 1 по 5 июля
обнаружила в районе позиции 2 плавающие мины. Из-за коррозии перестали
заваливаться носовые горизонтальные рули;
1942 год 1 июля
в 18.01 севернее о-ва Ингё в точке 71˚22,2 с.ш., 24˚34,3 в.д. произвела
торпедную атаку германской эскадры, состав которой командир определил в 1
линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Реально был атакован линкор «Тирпиц» в
охранении 2 тяжелых крейсеров, 7 эсминцев и 2 миноносцев. Атака произведена из
подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 18 – 20
каб., через 135 сек. в кормовых отсеках и акустиком зафиксировано 2 взрыва, а в
18.31, 18.32 и в 18.38 услышаны раскатистые взрывы продолжительностью по 20
сек., в 19.05 при осмотре – горизонт чист. Атака противником не зафиксирована,
преследования не было. По-видимому, торпеды не дошли до цели из-за большой
погрешности в определении курса цели;
1942 год 7 июля
в 10.00 начала возвращение;
1942 год 8 июля
в 10.46 атакована подлодкой противника, зафиксировано прохождение 3 торпед на
удалении 1 – 1,5 каб. от пл, но зарубежных данных нет;
1942 год 9 июля
в 00.40 прибыла в Полярное;
1942 год с 14 июля по 11 августа
прошла навигационный ремонт;
1942 год 18 августа
в 00.16 вышла в пятый боевой поход в район Лоппского моря на позицию № 2;
1942 год 15 августа
в 11.00 прибыла на позицию. Действия на позиции существенно осложнялись плохим
состоянием АБ;
1942 год 16 августа
с 17.29 по 18.35 произвела постановку минного заграждения № 42 в районе о-ва
Силлен. Первая банка из 5 мин между точками 70˚22,28 с.ш., 21˚32 в.д. и 70˚21,59
с.ш., 21˚33,3 в.д., вторая банка из 5 мин между точками 70˚21,27 с.ш., 21˚34
в.д. и 70˚20,62 с.ш., 21˚35,7 в.д., третья банка из 10 мин между точками
70˚20,52 с.ш., 21˚36,83 в.д. и 70˚21,75 с.ш., 21˚40 в.д.; минный интервал - 370
метров, углубление - 3,7 метра. Последующим определением места установлено, что
в момент постановки пл имела значительную невязку. Зарубежных данных об
обнаружении заграждения и потерях на нем нет;
1942 год 16 августа
из-за среза шпилек крепления шахты подачи воздуха к дизелям внутрь шахты
поступило 11 тонн воды, подлодку, находившуюся в момент аварии на глубине 85
метров, удалось одержать на предельной глубине погружения, но в результате
происшествия раздавлена топливобалластная цистерна № 7. В дальнейшем действия на
позиции постоянно осложнялись нарушением удифферентованности пл из-за
поступления воды внутрь шахты. Вечером не смогла атаковать 2 СКА из-за плохой
управляемости;
1942 год 19 августа
ночью не смогла атаковать 2 СКР из-за потери плавучести. В 22.13 на подходах к
проливу Серё-сунд в точке 70˚26,6 с.ш., 21˚38,9 в.д. произвела торпедную атаку
отряда боевых кораблей, состав которого командир определил в 1 минный
заградитель и 2 СКР. Атака выполнена по минному заградителю из подводного
положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 22,5 каб., через 185
сек. услышано 3 взрыва, в 22.23 в перископ наблюдался только 1 СКР. В 22.39 пл
произвела повторную атаку, как посчитал командир, оставшегося СКР из подводного
положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 19 – 19,5 каб., через
150 сек. услышано 2 взрыва, через 9 мин. осмотром в перископ цель не обнаружена.
Атака противником не зафиксирована, преследования не было, по-видимому,
безуспешно атакован германский конвой, следовавший в западном направлении,
включавший транспорты «Севре», СКР «V 5903» и «V 6106»;
1942 год 21 августа
в 21.19 начала возвращение;
1942 год 23 августа
в 08.23 прибыла в Полярное;
1942 год 31 августа
в 20.42 вышла в шестой боевой поход в район мыса Желания;
1942 год 4 сентября
в 17.00 прибыла на позицию;
1942 год 8 сентября
произвела поиск до кромки льда и дошла до параллели 78˚40 с.ш.;
1942 год 9 сентября
произвела кратковременный поиск в Карское море на восток от мыса Желания;
1942 год 10 сентября
в 04.12 достигла меридиана 78˚40 в.д.;
1942 год 16 сентября
произвела поиск до кромки льда повторно, встреч с кораблями противника не имела.
Из-за пропусков кингстонов ТБЦ потеряно 25 тонн соляра. При одном из погружений
не открылись клапана вентиляции ЦГБ № 12, 13 и пл погрузилась с дифферентом на
нос 35 градусов, в результате чего пролит электролит;
1942 год 18 сентября
в 09.42 начала возвращение;
1942 год 10 сентября
в 09.20 прибыла в Полярное;
1942 год с 27 сентября
начала текущий ремонт с заменой АБ;
1942 год с 23 октября
Указом Верховного Совета СССР пл награждена орденом Красного Знамени;
1942 год с 12 ноября
находилась в доке;
1943 год 16 января
вступила в строй после ремонта;
1943 год 10 февраля
в 17.00 вышла в седьмой боевой поход в район Лоппского моря на позицию № 2;
1943 год 12 февраля
в 16.57 в результате короткого замыкания на клеммах переключателей подстанции №
5 в дизельном отсеке возник пожар, вышли из строя горизонтальные и вертикальный
руль, перегорели электрокабели всех вспомогательных механизмов, до 18.25
находилась без хода в надводном положении. Личный состав из 5-го отсека был
эвакуирован, отсек загерметизирован. В результате пожара выгорела подстанция №
5, изоляция прочного корпуса, нарушилось электропитание механизмов отсека и
управления кормовыми горизонтальными рулями. Пожар потушен методом герметизации
отсека;
1943 год 13 февраля
в 05.00 введено в строй электрическое управление рулями, в 18.53 пущены главные
дизели;
1943 год 17 февраля
до 17 февраля из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ,
одновременно устраняя повреждения. В 13.50 при приближении к берегу ударилась о
грунт. При всплытии в перископ обнаружена антенная мина. Из-за невозможности
определиться при плохой видимости подлодка вернулась в район зарядки АБ;
1943 год 18 февраля
с 08.40 по 09.15 произвела постановку минного заграждения № 59а в проливе
Кег-сунд в Квенанген-фьорде. выставлено 19 мин одной банкой между точками
70˚05,5 с.ш., 20˚57 в.д. и 70˚05,2 с.ш., 21˚02,1 в.д.; минный интервал - 185
метров, углубление - 3,7 метра. 20-я мина застряла в люке минного устройства и в
09.21 самостоятельно выпала в точке 70˚05,7 с.ш., 21˚02,3 в.д. 21.февраля 1943
г. 1 мина вытралена МТЩ «R 56», с 26 по 27 мая 1943 г. - 5 мин вытралено МТЩ «R
121» и КАТЩ с плавбазы пл «Париж». Германский транспорт «Дюна», (1926 брт.),
затонувший в результате подводного взрыва в 20.00 22 апреля 1943 года в
Люнген-фьорде погиб на оборонительном минном заграждении «NW-14», выставленном
29 марта 1943 г. германским минным заградителем «Скагеррак». Остатки минного
заграждения № 59а обнаружены «С-19» в ходе похода 13 – 28 ноября 1944 г. Вечером
не смогла высадить разведгруппу из-за большого волнения;
1943 год 19 февраля
с 23.30 19 февраля по 01.00 20 февраля высадила разведгруппу на о-ве Арней;
1943 год 20 февраля
в 02.18 произвела торпедную атаку группы мотоботов у пирса в бухте Воген. Атака
выполнена из надводного положения 4 торпедами с дистанции 12 – 13 каб., через 90
сек. у пирса замечено три вспышки. Зарубежных данных нет. В 02.55 обнаружена
подлодка противника, которую командир «К-21» решил потопить таранным ударом, но
пл противника уклонилась погружением. Зарубежных данных нет. В 06.46 начала
возвращение;
1943 год 21 февраля
в 16.07 в районе о-ва Кильдин атакована немецким самолетом «Ju-88», сбросившим после
погружения пл 2 бомбы. От близких разрывов вышло из строя освещение кормовых
отсеков и гирокомпас. В 21.20 пл прибыла в Полярное;
1943 год с 24 февраля по 6 марта
прошла навигационный и аварийный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;
1943 год 3 марта
в 21.45 подверглась нападению 12 «Ju-88», сбросивших ок. 40 бомб, в результате
чего пл получила мелкие повреждения;
1943 год 3 апреля
в 02.17 вышла в седьмой боевой поход. При выходе из базы ударилась ограждением
левого пера рулей о пирс. При первом же погружении кормовые горизонтальные рули
заклинило, в результате чего командир принял решение вернуться в базу. В 08.00
прибыла в Полярное;
1943 год 4 апреля
в 00.04 вышла в район Лоппского моря на позицию № 2. На переходе обнаружила
несколько плавающих мин;
1943 год 4 апреля
в 01.00 прибыла на позицию. С 23.15 по 23.54 выставила минное заграждение № 63
севернее о-ва Лоппа. Всего выставлено 20 мин одной банкой между точками 70˚26
с.ш., 21˚24 в.д. и 70˚25,9 с.ш., 21˚30,8 в.д.; минный интервал - 370 метров,
углубление - 4,3 метра, в т.ч. 4 мины с прибором «Чайка». При постановке крышку
люка минно-балластной цистерны левого борта заклинило в открытом положении;
1943 год 9 апреля
в 14.43 произвела торпедную атаку одиночного эсминца в точке 70˚34 с.ш., 21˚38
в.д. из подводного положения 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 14
каб., через 108 сек. акустиком и в IV отсеке услышано 2 глухих взрыва,
преследования не было. В 14.53 в перископ ЭМ не обнаружен, но зарубежных данных
нет. В 15.49 в направлении минного заграждения зафиксировано 2 взрыва.
Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет;
1943 год 10 апреля
предприняла неудачную попытку проникнуть в район Харстада;
1943 год 12 апреля
С 14.09 по 15.55 в точке 69˚25,8 с.ш., 15˚47 в.д. обстреляла артиллерией группу
из 6 мотоботов, по докладу командира 4 из которых были потоплены, и 1 поврежден.
Израсходовано 44 100-мм снаряда, реально потоплен норвежский рыболовный мотобот
«Фрёй» (40 брт.), повреждены мотоботы «Хавегга», «Барен» и «Эйштейн», остался
неповрежденным мотобот «Гида». Общие потери экипажей норвежских мотоботов
составили 9 человек погибшими и 5 раненными, один из которых позднее умер. С
6-го мотобота «Скрейн», (70 брт.); был снят экипаж из 7 человек, из низ 3
впоследствии умерло в плену и 1 пропал без вести, вступив в ряды Красной Армии.
При ведении огня в 15.17 волной смыт за борт подносчик снарядов краснофлотец
Лабутин А. Командир настойчивости в поисках упавшего за борт не проявил,
посчитав его погибшим. После ухода пл спасен норвежскими рыбаками с мотобота
«Барен» и некоторое время жил в рыбацкой деревне, попал в немецкий плен, в
октябре 1944 года бежал из плена и через Швецию и Финляндию вернулся в СССР. В
1945 году сражался в частях морской пехоты под Кенигсбергом;
1943 год 14 апреля
выяснилось, что топливо из топливобалластных цистерн № 4, 8 и 9 не подается, а
оставшегося топлива хватит только для перехода в базу. По причине сильного
шторма возвращение задержалось на сутки. Из-за движения под вспомогательным
дизелем во время шторма топливо оказалось сэкономленным, на лодке осталось 35
тонн соляра;
1943 год 17 апреля
в 15.60 прибыла в Полярное;
|
норвежские рыбаки, взятые в плен 12 апреля 1943 года;
фотографию предоставил М. Морозов; |
1943 год с 13 мая по 16 июня
прошла навигационный ремонт;
1943 год 27 июня
в 09.05 вышла в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а. Во время перехода
произошло замыкание на станции правого гребного электродвигателя, пл зашла для
устранения повреждений в Ваенгу. В 15.45 вновь вышла на позицию. В 16.42 при
срочном погружении из-за поломки упорного подшипника кормовых горизонтальных
рулей, рули заклинились и пл погрузилась с дифферентом 25 градусов на корму.
Из-за невозможности устранить повреждения в море в 21.10 вернулась в Полярное;
1943 год с 28 июня по 16 июля
прошла аварийный ремонт;
1943 год 5 августа
в 08.05 вышла в восьмой боевой поход в район севернее Хаммерфеста на позицию №
2а для минной постановки и последующих действий между меридианами 16 градусов и
22 градуса в.д.;
1943 год 8 августа
утром прибыла на позицию но в течении двух суток не смогла осуществить минную
постановку из-за плохой видимости;
1943 год 10 августа
с 21.46 по 22.13 выставила минное заграждение № 67а в районе о-ва Иельмсё из 20
мин одной банкой между точками 70˚59,7 с.ш., 24˚28,6 в.д. и 71˚02,2 с.ш.,
24˚28,2 в.д.; минный интервал - 240 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 5 с
прибором «Чайка». Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем
нет;
1943 год 11 августа
в 20.40 получила приказ действовать в районе Лоппского моря на позиции № 2 ввиду
возможности выхода германской эскадры;
1943 год 13 августа
в течении 12 и 13 августа дважды неудачно пыталась проникнуть в пролив
Серё-сунд, пл препятствовали сильный туман и СКР противника. Вышел из строя
кингстон цистерны быстрого погружения;
1943 год 16 августа
утром не смогла выйти в атаку по неустановленному судну, после погружения цель в
перископ не обнаружена;
1943 год 20 августа
в 20.00 начала возвращение;
1943 год 23 августа
в 09.30 прибыла в Полярное. В течение похода обнаружила 15 плавающих мин.
1943 год с 24 августа по 22 ноября
прошла навигационный ремонт и докование;
1943 год 26 декабря
в 16.25 вышла в девятый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Арванова
З.М. на перехват линкора «Шарнхорст», с задачей затем действовать в районе о-ва
Серё на позиции № 3; старший на борту - командир 1-го дивизиона пл капитан 2
ранга Лунин Н.А.;
1943 год 27 декабря
с 08.32 по 14.40 находилась в районе гибели линкора «Шарнхорст», после чего
начала переход на позицию № 3. Утром лопнула масляная магистраль левого дизеля,
ход уменьшился до 14 узлов;
1943 год 28 декабря
в течении суток штормовала;
1944 год 1 января
в 03.53 по приказу командования начала возвращение;
1944 год 2 января
в 11.50 прибыла в Полярное;
1944 год с 28 января по 4 февраля
прошла навигационный ремонт;
1944 год 6 апреля
в 21.00 вышла в десятый боевой поход в район о-ва Иельмсё – о-ва Серё на позицию
«Х»; старший на борту - командир 1-го дивизиона пл кап. 2 ранга Августинович
М.П.;
1944 год 8 апреля
из-за неправильных действий личного состава затоплен трюм отсека, залит
электромотор кормовых горизонтальных рулей;
1944 год 9 апреля
в 03.30 прибыла на позицию;
1944 год 10 апреля
с 18.02 по 18.30 произвела постановку минного заграждения № 49в на входе в
пролив Серё-сунд. Первая банка из 8 мин «ЭП-Г» между точками 70˚46 с.ш., 23˚34,2
в.д. и 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д., вторая банка из 8 мин между точками 70˚45,3
с.ш., 23˚36,4 в.д. и 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д., третья банка из 4 мин между
точками 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д. и 70˚46,4 с.ш., 23˚37,1 в.д.; минный интервал -
185 метров, углубление - 4,3 метра. Из поставленных 4 мины имели прибор «Чайка»,
2 мины раздавлены при постановке, 1 взорвалась через несколько минут, еще один
сильный взрыв в направлении заграждения услышан в 19.57. Зарубежных данных об
обнаружении заграждения и потерях на нем нет. В 19.19 при форсировании минного
заграждения коснулась минрепа, но взрыва не последовало. Дважды коснулась
грунта, в результате чего сорвано ограждение вертикального руля;
1944 год 11 апреля
в 02.45 начала возвращение;
1944 год 12 апреля
в 12.46 прибыла в Полярное;
1944 год 15 апреля
начала средний ремонт, в ходе которого установлены приборы приборы установки
глубины и прибор установки прибора Орби;
1945 год
в начале года начата установка торпедного автомата стрельбы «ТАС-Л». На 9 мая
1945 года находилась в ремонте на завода ГУ СМП в пос. Роста;
1949 год 12 января
переклассифицирована в большую пл;
1949 год 9 июня
присвоен номер «Б-4»;
1954 год 11 сентября
выведена из боевого состава, переформирована в зарядовую станцию и в
Екатерининской гавани (гор. Полярный) поставлена на прикол;
1956 год 20 июня
присвоен номер «ПЗС-51»;
1956 год 17 августа
переформирована в учебно-тренировочную станцию, присвоен номер «УТС-5»;
|
«УТС-5» у
пирса № 1 в Екатерининской гавани, рядом поврежденные взрывом 11 января 1962
года «Б-37» пр.641 и «С-350» пр.633, примерно июнь 1962 года;
фотографию предоставил В. Костриченко; |
1983 год 24 июля
после восстановительного ремонта на СРЗ-10 в гор. Полярном установлена в качестве мемориальной
подводной лодки и филиала Музея Северного флота в гор. Североморске;
1984 год 15 марта
исключена из списков судов ВМФ;
|
мемориальная подводная лодка
«К-21» в гор. Североморске;
фото И. Курганова, октябрь 2003 года; |
За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 11 боевых походов и произвела 10
торпедных атак с выпуском 37 торпед, 2 артиллерийские атаки, в результате
которых потопила 21.01.1942 норвежский мотобот «F-223N» (ок. 15 брт.),
12.04.1943 потопила норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.) и повредила
еще 3 рыболовных мотобота, произвела 7 минных постановок, выставив 12 минных
банок из 118 мин, на которых 27.11.1941 подорвался и затонул норвежский
транспорт «Besscheim» (1774 брт.), 09.07.1942 германский корабль ПЛО «FD
6/Uj
1110» (510 брт.). Командир пл кап. 3
ранга Лунин Н.А. Указом Верховного Совета СССР от 03.04.1942 года за мужество и
героизм удостоен звания Героя Советского Союза, а пл 23.10.1942 награждена
орденом Красного Знамени.
командиры:
(войсковая часть ..?..)
1.
|
..?.. |
2.
|
Жуков В.Н.; |
3.
|
Лунин Н.А. (04.03.1942 -
23.12.1943); |
4.
|
Арванов З.М.; |
5.
|
..?.. |
6.
|
... |
источники:
•
|
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
•
|
«Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского
флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том I. Военное
издательство МО СССР, Москва, 1969 г.; |
•
|
Фонды Музея Северного флота, гор. Мурманск; |
Благодарим М. Морозова, предоставившего
материалы для подготовки страницы.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail: atropus2000@mail.ru
главная
| справочник | гостевая
| почта
main
| directory | the guest book
| feedback
© 2004 Составитель
Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы
полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения
автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express
written permission of author is prohibited.
|