К-52, Б-6, ПЗС-25, ЗАС-2, УТС-31
XIV серия, проект 41, заводской номер 455


фотографии

фото: Краснознаменная крейсерская подводная лодка «К-52» на параде в День ВМФ
дата: 1945 год, июль
источник: ТАСС


историческая справка


1938 год 26 февраля
заложена на эллинге ССЗ № 194 им. А. Марти в гор. Ленинграде как крейсерская подводная лодка XIV серии. Строитель - Камецкий Иван Лукич.

1939 год 5 июля
спущена на воду и до февраля 1940 года поставлена в консервацию.

1940 год
закончено формирование экипажа, который принял участие в достройке лодки.

1941 года 30 августа 
пл получила приказ подготовиться для перехода по внутренним водным системам на СФ.

1941 год 22 сентября
во время прохождения испытаний на Кронштадском рейде авиация противника совершила массовый налет на Кронштадт с целью уничтожения кораблей Балтийского флота. Возле борта лодки на расстоянии 15-20 метров разорвались три авиабомбы, не причинившие серьезных повреждений, а расчет кормового 45-мм орудия сбил один «J-88».

1941 год
после завершения испытаний пл перешла в Ленинград и у Калашниковской набережной на Неве приступила к приготовлению к постановке в транспортный плавдок, но по причине выхода германских передовых частей к Ивановским порогам Невы, переведена к набережной Жореса. Командование включило пл в план обороны Ленинграда и на случай уличных боев артиллерию подготовили к стрельбе прямой наводкой, а для исключения захвата лодки приняли на борт две глубинные бомбы.

1941 год 12 октября
вступила в строй и условно принята в состав ВМФ.

1941 год ноябрь
пл начала подготовку к боевым действиям на коммуникациях противника в Балтийском море. Во время буксировки лодки к заводу в темное время суток, в условиях мощного ледяного покрова Невы, буксир навалил лодку на Дворцовый мост, в результате чего было повреждено ограждение рубки и срезаны тумбы перископов. Завод был не в состоянии произвести ремонт, вследствие чего пл законсервировали. Вместо нее к походу назначили «К-51», на которую с «К-52» перевели часть экипажа.

1941 год 28 декабря
после неудачного похода «К-51», с нее на пл возвращен откомандированный личный состав, командование разрешило произвести ремонт собственными силами.

1942 год лето
после проведения ремонта пл отрабатывала маневр погружения и всплытия на ходу на участке Невы между Литейным и Охтинским мостами.

1942 год 11 октября
на пл поднят Военно-Морской флаг СССР.

1942 год 25 ноября
зачислена в состав КБФ во 2-й дивизион подводных лодок, назначена для боевых действий в составе третьего эшелона.

1942 год 21 октября
ночью при переходе из Ленинграда в Кронштадт столкнулась с рейдовым катером и от похода была отставлена, зимовку 1942 - 1943 года провела возле борта ПБПЛ «Иртыш» у набережной Невы в районе Летнего сада.

1943 год 7 июля
за участие в героической обороне Ленинграда личный состав пл в количестве 65 человек был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

1944 год 28 октября
совместно с «Л-21» в охранении базового тральщика «Т-207» и СКР «Туча» переведена из Кронштадта на остров Лавенсаари, а затем под проводкой финских лоцманов шхерами перешла в Хельсинки для действий на коммуникациях противника в Балтийском море.

1944 год 9 ноября
совместно с «С-4» и «Л-21» вышла из Хельсинки к проливу Юнгфрузунд в охранении базового тральщика «Т-205», двух МО и двух финских сторожевых катеров в первый боевой поход на позицию в Данцигской бухте.

1944 год 12 ноября
совершая переход на позицию в надводном положении, пл обнаружила одиночное судно в 25 милях к северу от шведского порта Висбю и в 01 час 42 мин из надводного положения двумя торпедами из кормовых ТА с дистанции 4-5 каб. безуспешно его атаковала, так как торпеды прошли под целью. Затем пл нагнала судно и установило, что это пассажирский пароход, направляющийся в Стокгольм. В тот же день в 23 час. 20 мин. пл прибыла в заданный район в 65 милях к северу от маяка Хела.

1944 год 13 ноября
на юго-западе от Данцигской бухты ночью пл вышла в атаку на огонь судна, но обнаружив, что это катер противника уклонилась погружением. Всплыв на поверхность через некоторое время, в 22 час. 24 мин. обнаружила несколько групп катеров противника, идущих в кильватер с включенными огнями и пыталась уклониться от них двигаясь в северном направлении. В 23 час. 18 мин. 3 катера противника обнаружили лодку и начали ее преследование. Лодка в условиях 8 бального шторма уклонялась со скоростью 16 узлов, и в 01 час. 26 мин. следующих суток погрузилась. Катера противника поддерживали контакт до 03 час. 27 мин.

1944 год 14 ноября
после отрыва от преследования катеров противника пл двинулась в сторону о-ва Готланд и всплыла на поверхность для определения места. Во время следования в надводном положении в штормовых условиях командир пл кап. 3 ранга Травкин И.В набежавшей волной был сбит с ног и упал в шахту рубочного люка, причем захлопнувшейся крышкой ему сильно повредило правую руку и голову. Свалившись в центральный пост в полусознательном состоянии, он отдал команду к срочному погружению, которую тут же начали исполнять. Но на мостике оставались вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и прикомандированный командир с другой ПЛ. Видя это, находившийся на борту лодки командир 2-го дивизиона пл кап. 2 ранга Шулаков Е.Г. отменил распоряжение командира и вступил в управление лодкой.

1944 год 17 ноября
пл весь день находилась на грунте, устраняя повреждения электрооборудования кормовых горизонтальных рулей.

1944 год 18 ноября
лодка уклонилась срочным погружением от двух катеров противника, то же самое повторялось неоднократно и в последующие дни.

1944 год 21 ноября
лодка, обнаруженная противникам срочно ушла под воду, после чего подверглась атакам дозорных катеров, сбросивших 12 глубинных бомб. Из-за ошибок личного состава в момент погружения не были своевременно закрыты забортные клапаны на магистрали замещения соляра и забортным давлением разорвало крышу топливных цистерн № 2 и 3 внутри прочного корпуса пл и залило соляром 2-ю группу аккумуляторной батареи, съемный лист 4-го отсека дал значительную течь, на пл погас свет, остановились ГЭДы, лодка ударилась о грунт на глубине 97 метров. Из-за полученных повреждений пл была вынуждена в 04 час. 55 мин. начать движение в базу.

1944 год 24 ноября
пл прибыла в Кронштадт для ремонта.

1945 год с 7 февраля по 11 февраля
под проводкой двух ледоколов пл перешла из Кронштадта в Хельсинки.

1945 год 15 февраля
совместно с «М-102» под проводкой двух ледоколов вышла во второй боевой поход.

1945 год 18 февраля
обе пл прибыли к маяку Ньюхамп и оттуда самостоятельно отправились на позиции. «К-52» - к Данцигской бухте, «М-102» - к порту Виндава.

1945 год 21 февраля
ПЛ прибыла на позицию и приступила к поиску.

1945 год 24 февраля
из надводного положения тремя торпедами с дистанции 12 каб. атаковала конвой. По докладу командира, он и вахтенный сигнальщик наблюдали потопление транспорта в 8000 тонн и одновременно с ним СКР, однако иностранными источниками данный факт до сих пор не подтвержден. В послевоенной советской литературе потопленным называется судно «Эрик Фритцен» (7200 брт).

1945 год 1 марта
в районе банки Штольпе на глубине 25 метров акустик обнаружил шум винтов транспорта. Из-за сильной волны, не дававшей возможности держаться под перископом, подводная лодка вышла в атаку по акустическим пеленгам. В 10 час. 30 мин., с дистанции 13 каб. был произведен трех торпедный залп. Командир донес о потоплении транспорта в 6000 тонн водоизмещением. Иностранными источниками подтвержден факт потопления германского транспорта «Bohus» (1761 брт). Это была единственная на Балтике успешная бесперископная атака.

1945 год 4 марта
в 22 час. 03 мин., находясь в надводном положении в районе банки Штольпе, пл обнаружила силуэты транспорта и сторожевого корабля. В 22 час. 04 мин. с дистанции 8 каб. был произведен трехторпедный залп в 30 милях северо-западнее маяка Стило. Через минуту на лодке был услышан взрыв. Командир донес о потоплении транспорта в 5000 тонн водоизмещением, однако иностранными источниками данный факт до сих пор не подтвержден.

1945 год 7 марта
атаковала из надводного положения миноносец, но из-за ошибки личного состава вместо залпа из кормовых торпедных аппаратов выпустили три торпеды из носовых. Через 4 минуты ошибку исправили, пл произвела залп двух торпед из кормовых аппаратов, после чего было произведено срочное погружение. Команда пл услышала 2 последовательных взрыва. Командир донес о потоплении эсминца, однако германские ВМС в то время в том районе боевых кораблей не теряли.

1945 год 8 марта
в ночное время пл находилась в надводном положении, производила зарядку АБ. В полночь сигнальщик обнаружил одиночный транспорт. Из надводного положения в 00 час. 54 мин. с дистанции 7 каб. лодка произвела трехторпедный залп. Через минуту с мостика наблюдали взрыв двух торпед и в 00 час. 57 мин. гибель транспорта. Командир донес о потоплении транспорта в 4000 тонн водоизмещением, однако иностранными источниками данный факт до сих пор не подтвержден. По причине полного израсходования боезапаса лодка покинула позицию.

1945 год 11 марта
вернулась в Хельсинки.

1945 год 17 апреля
в сопровождении ледокола до точки погружения вышла в третий боевой поход для действий на позиции к востоку от банки Штольпе и о-ва Борнхольм.

1945 год 21 апреля
к утру пл прибыла на позицию и около 13 часов командир лодки обнаружил в перископ на дистанции 50-60 каб. Транспорт, шедший в охранении сторожевого катера, и в 13 час. 30 мин. атаковал его тремя торпедами. Командир донес о потоплении транспорта в 6000 тонн водоизмещением, однако последующим анализом атака признана безуспешной, не подтверждается потопление транспорта и иностранными источниками.

1945 год 20 апреля
Указом Президиума Верховного Совета СССР пл награждена орденом Красного Знамени.

1945 год 22 апреля
в районе своей позиции пл обнаружила в перископ транспорт и в 20 час. 48 мин. из подводного положения атаковала его двумя торпедами с дистанции 10 каб., но безуспешно. Из-за ухудшившейся видимости командир отказался от повторной атаки.

1945 год 24 апреля
в течении дня авиация противника сбросила в районе позиции 95 бомб, что заставило лодку оставаться на глубине, в этот же день экипаж получил известие о награждении лодки орденом Красного Знамени и присвоении командиру звания Героя Советского Союза.

1945 год 25 апреля
в 00 час 16 мин. из надводного положения с дистанции 11 каб. тремя торпедами атаковала концевой транспорт обнаруженного конвоя в составе трех транспортов и семи кораблей охранения, после чего погрузилась. Через 30 мин. пл всплыла и с дистанции 8 каб. атаковала тремя торпедами еще один транспорт, но безуспешно. пл ушла в северную часть позиции для перезарядки торпедных аппаратов, где в 02 час. 52 мин. была безуспешно атакована тремя «J-88». Командир доложил о потоплении одного транспорта из состава конвоя водоизмещением 10000 тонн, однако иностранными источниками данный факт до сих пор не подтвержден.

1945 год 27 апреля
в 01 час. 20 мин. обнаружила конвой из двух транспортов и трех СКР на дистанции 15-20 каб. В 01 час 30 мин. из надводного положения тремя торпедами атаковала головной транспорт, однако торпеды прошли мимо. В 01 час. 48 мин. с 12 каб. пл повторно атаковала тремя торпедами тот же транспорт, через 2 минуты командир наблюдал взрыв. По причине израсходования боезапаса лодка в 02 час. 07 мин. покинула позицию. Командир доложил о потоплении одного транспорта из состава конвоя водоизмещением 7000 тонн в 45 милях севернее маяка Риксхеви, однако иностранными источниками данный факт до сих пор не подтвержден.

1945 год 30 апреля
на переходе в базу акустики обнаружили шумы подводной лодки, а вечером пл прибыла в Хельсинки.

1945 год
после окончания войны входила в состав 2 дивизиона 1 Краснознаменной бригады подводных лодок ДКБФ с базированием на Кронштадт.

1946 год
перебазирована в Лиепаю.

1946 год 15 февраля
перечислена в состав 4-го ВМФ.

1948 год 27 июля
перечислена в состав СФ.

1948 год август
совместно с «К-51», «К-53», «К-55», «К-56» под командованием командира дивизиона подводных лодок кап. 2 ранга Шулакова Е.Г. из Лиепаи перешла вокруг Скандинавского п-ва в Екатерининскую гавань для последующего базирования в Полярном.

1949 год 12 января
переклассифицирована в большую пл.

1949 год 9 июня
получила тактический номер «Б-6», а номер «К-52» впоследствии присвоен заложенной на ССЗ № 402 атомной подводной лодке проекта 627а.

1955 год 29 декабря
выведена из боевого состава флота, впоследствии разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

1956 год 18 января
переименована в «ПЗС-25».

1956 год 27 декабря
переименована в «ЗАС-2».

1958 год 12 марта
переформирована в УТС.

1958 год 18 марта
переименована в «УТС-31».

..?.. год
переведена в губу Оленья, где долгое время использовалась в качестве УТС для подготовки экипажей подводных лодок.

1978 год 20 марта
исключена из списков кораблей и судов ВМФ.

1979 год 26 января
расформирован экипаж.


За время службы пл совершила 3 боевых похода, выполнила 13 торпедных атак с выпуском 36 торпед. Потопление 1 судна подтверждено двусторонними данными, еще, возможно, было потоплено 5 судов. 
Краснознаменный флаг ПЛ «К-52» передан на вечное хранение в ЦВММ в Ленинграде. Впоследствии из экипажа «К-52» получил звание Герой Советского Союза: капитан 3 ранга Травкин И.В., звание вице-адмирал: Крастелев М.А., звание контр-адмирал: Шулаков Е.Г., Кудряшов Г.Т., звание профессоор: Барсуков А.П., Крастелев М.А., Сулоев А.В., должность начальника кафедры: Барсуков А.П., Крастелев М.А. (впоследствии, с 1956 по 1971 год – начальник Севастопольского ВВМИУ), Сулоев А.В., Кружалов А.Д., Гретченко А.Г. Мичман Перевозчиков П.П. прослуживший на «К-52» с 1939 по 1946 год командиром отделения, а затем старшиной группы трюмных, разработал конструкцию аварийного упора, который в настоящее время применяется на всех пл ВМФ.


командиры:
войсковая часть ..?..

1. ..?..
•  Шулаков Е.Г. (1940 - 1944);
•  Травкин И.В. (1944 - 1946);
•  Дзиковский Н.И. (с 1946 - ..?.. );
•  ..?..

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 3, изд. «Стратегия КМ», Москва, 2005 г.;
•  Памятный фотоальбом, посвященный экипажу Краснознаменной подводной лодки «К-52». Составитель кап. 1 ранга Лихобаба И.Н., Ленинград, 1980 г.;
•  Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2003 - 2008 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 - 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz