П-2, Б-31
Звезда
тип «П» IV серии, заводской номер 219


историческая справка



1931 год 19 декабря
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в гор. Ленинграде как эскадренная подводная лодка. Первоначально планировалась к наименованию «Чекист»;

1934 год 15 февраля
спущена на воду;

1934 год 15 сентября
получила номер «П-2», но прежнее наименование «Звезда» продолжало употребляться как в повседневной жизни, так и в официальных документах;

1936 год 9 сентября
вступила в строй;

1936 год 23 июня
вступила в строй;

1936 год 23 июля
торжественно поднят Военно-морской флаг, пл включена в состав 9 дивизиона подводных лодок Балтийского флота;

1936 год 18 августа
перечислена в состав 11 дивизиона 1 бригады подводных лодок Балтийского флота с базированием в Кронштадте;

1937 год с 1 декабря по 6 ноября 1939 года
прошла капитальный ремонт и модернизацию на Балтийском ССЗ № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде;

1940 год ноябрь
совместно с «П-1» и «П-3» выполнила групповое плавание по Балтийскому морю с заходами в порты Таллинна, Риги и Либавы;

1941 год 22 июня
к началу войны находилась в составе отдельного учебного дивизиона в Ораниенбауме в организационном периоде;

1941 год 8 сентября
перешла из Ораниенбаума в Кронштадт;

1941 год 25 октября
в 18.00 вышла в первый боевой поход под командованием Попова И.П. на позицию №№ 5,6 в Нарвскую губу для обстрела объектов на побережье противника;

1941 год 26 октября
утром в районе о-ва Большой Тютрес не смогла правильно удифферентоваться по причине дополнительного груза снарядов и из-за ошибочных действий главного командного пункта погрузилась с дифферентом на нос 25 - 28°, в результате чего из баков аккумуляторной батареи вылился электролит, началось выделение хлора. После всплытия на поверхность пл подверглась атаке самолета противника, две сброшенные бомбы упали в пяти метрах от левого борта, пл получила 4 осколочных пробоины в легком корпусе в районе рубки, ранен 1 человек. При возвращении с позиции между о-вом Сескар и Шепелевским маяком пл подверглась обстрелу береговой батареи. В 18.18 пл прибыла в Кронштадт;

1941 год 29 октября
перешла на зимовку в Ленинград, где включена в систему артиллерийской обороны города;

1941 год 21 декабря
на буксире у ледокола «Вячеслав Молотов» совершила переход в Кронштадт, но несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном положении была обстреляна береговой артиллерией противника из района Петергоф - Стрельна, в результате артобстрела, длившегося 44 минуты, пл получила 14 попаданий в надстройку и ограждение рубки, а ледокол - 6 попаданий. В Кронштадте с пл были сняты орудия, а в балластные цистерны принят соляр;

1941 год 30 декабря
в составе конвоя своим ходом вернулась в Ленинград, имея в балластных цистернах 700 тонн соляра для обеспечения зимней стоянки подводных лодок в Ленинграде. На переходе конвой снова был обстрелян, но пл повреждений не получила;

1942 год 4 апреля
во время стоянки у Петроградской пристани на реке Большая Невка у борта «П-3», получила легкие осколочные повреждения в результате близких разрывов авиабомб;

1942 год 1 мая
поставлена на консервацию;

1943 год 28 июля
выведена из кампании;

1943 год 7 января
перечислена в состав дивизиона строящихся и ремонтирующихся подводных лодок;

1944 год 10 август
выведена из боевого состава ВМФ, переклассифицирована в опытовую пл и передана НИИ связи и телемеханики ВМФ;

1949 год 12 января
переклассифицирована в большую подводную лодку;

1949 год 9 июня
получила номер «Б-31»

1951 год 11 ноября
перечислена в состав дивизиона судов ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского для использования в учебных целях;

1955 год 9 августа
переформирована в блокшив;

1956 год 20 июня
исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ  и впоследствии на базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах разделана на металл;

1956 год 17 августа
расформирован экипаж;


командиры:
 

Шишкин А.Г.;
Попов И.П.;
Лошкарев Л.А. (28.08.1942 - 09.04.1943);
Морозов П.А. (04.1934 - 01.1944);
..?..

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;
Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz