|
С-51, КБП-39, УТС-19
тип «C» IX-бис серии, заводской номер 284
историческая
справка
1937 год 29 апреля
заложена на эллинге Балтийского ССЗ завода № 189 им. С. Орджоникидзе в гор.
Ленинграде, но вскоре в разобранном виде доставлена на ССЗ № 202 им. К.
Ворошилова во Владивосток для достройки;
1940 год 30 августа
спущена на воду;
1941 год 30 ноября
вступила в строй;
1941 год 16 декабря
подняв Военно-морской флаг, вошла в состав Тихоокеанского флота, зачислена в
состав 1 бригады подводных лодок под командованием кап. л-та Кучеренко И.Ф.;
1942 год июнь
совершила 30-дневный поход в Японское море для наблюдения за действиями японских
военных кораблей и транспортных судов с целью установить - осуществляется ли
переброска войск и снаряжения из портов Японии в порты Кореи;
1942 год июль
после возвращения лодка была поставлена в док для подготовки к переходу на
Северный флот. Первоначально предполагалась переброска по трассе Севморпути и
даже планировалась установка ледового пояса;
1942 год 5 октября
после выхода первой группы пл в составе «С-54» и «С-55», совместно с «С-56»
вышла в пролив Босфор-Восточный и встала на якорь. На борту находился
руководитель перехода командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Герой
Советского Союза кап. 1 ранга Трипольский А.В. На рейд прибыл командующий ТОФ
вице-адм. Юмашев И.С., член военного совета корпусной комиссар С. Захаров и
начальник штаба ТОФ контр-адм. Богденко В. и пожелали морякам счастливого
плавания;
1941 год 6 октября
в 7.00 группа снялась с якоря;
1942 год 9 октября
обе пл прибыли в залив Де-Кастрии;
1942 год 10 октября
на борт прибыл лоцман, который провел лодки через Татарский пролив;
1942 год 14 октября
лодки прибыли в Петропавловск-Камчатский;
1942 год 17 октября
после пополнения запасов лодки взяли курс на американскую военно-морскую базу
Датч-Харбор на Алеутских о-вах;
1942 год 23 октября
без сопровождения союзных кораблей лодки прибыли в Датч-Харбор;
1942 год 28 октября
в сопровождении двух американских миноносцев лодки убыли в Сан-Франциско;
1942 год 5 ноября
вошли в гавань Сан-Франциско;
1942 год 12 ноября
после недолгой стоянки продолжили путь в направлении Панамского канала;
1942 год 25 ноября
прошли Панамским каналом и в тот же день сделали короткую остановку в базе близ
порта Колон;
1942 год 2 декабря
в сопровождении союзного миноносца обе пл вышли в Карибское море. На переходе в
базу Гуантанамо «С-51» была атакована неизвестной лодкой, торпеда прошла в 30
метрах по носу;
1942 год 5 декабря
прибыли на Кубу и заправившись топливом, обе лодки последовали в Канаду. На
переходе лодки попали в шторм, а «С-51» вновь подверглась атаке неизвестной пл,
от которой уклонилась маневрированием;
1942 год 12 декабря
лодки прибыли в Галифакс, где были поставлены в ремонт. Капитан 1 ранга
Трипольский А.В. перешел на борт «Л-15» для дальнейшего перехода;
1942 год 29 декабря
в дальнейший путь «С-51» двинулась без «С-56» в сопровождении английского
эсминца;
1943 год январь
пл прибыла в Исландию в бухту Хвальфьорд и ошвартовались у борта американской
плавбазы AR-5 «Vulcan»;
1943 год 16 января
пл в том же сопровождении покинула Исландию;
1943 год 24 января
в сопровождении ЭМ «Разумный», «С-51» прибыла в Екатерининскую гавань. За 108
суток пройдено 15978 миль, из которых 227 миль под водой. По прибытию в Полярный
пл в тот же день была включена в состав 2 дивизиона бригады пл Северного флота и
поставлена в текущий ремонт;
1943 год 25 апреля
закончен текущий ремонт, в ходе которого установлена ГАС «Дракон-129»;
1943 год 9 мая
в 21.20 вышла в первый боевой поход в район мыса Нордкап на позицию № 3. Сразу
после дифферентовки с мостика было замечено, что по правому борту из верхнего
торпедного аппарата наполовину вышла торпеда – видимо, самопроизвольно отдался
хвостовой стопор. Торпеда была выстрелена по берегу;
1943 год 13 мая
в 08.10 обнаружила и в 08.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса
Слетнес в Тана-фьорде. Командир определил состав конвоя в 4 транспорта в
охранении 6 СКР и 2 самолетов. Атака выполнена из подводного положения с глубины
20 метров по причине отсутствия прибора БТС 4 торпедами с временным интервалом 7
сек. с дистанции 12 каб., через 50 и 90 сек. услышано 2 взрыва. Безрезультатно
атакован конвой, включавший транспорты «Африкана», «Бригит», «Маргарета» и
«Людвиг». Германские корабли наблюдали 2 торпедных следа. «С-51» подверглась 3-х
часовому преследованию германскими ТЩ «М 343», БО «Uj 1212», сбросивших по
германским данным 11 глубинных бомб, по докладу командира пл – 9 глб. Командир
доложил о потоплении транспорта и повреждении сторожевого корабля;
1943 год 19 мая
в 19.05 в точке 71˚12,2’ c.ш., 28˚13,5’ в.д. коснулась минрепа на заграждении
«М-6», но взрыва не последовало;
1943 год 22 мая
в 14.28 прибыла в Полярное;
командир «С-51»
кап. 3 ранга Кучеренко Иван Фомич, май 1943
года;
фотография
из архива музея СФ;
|
|
1943 год 17 июня
в 00.42 вышла во второй боевой поход в район мыса Маккаур – мыса Танахори на
позицию № 3. На позиции при одном из срочных погружений из-за попадания
постороннего предмета под тарелку клапана заполнения цистерны быстрого
погружения провалилась на
глубину 98 метров, но была одержана;
1943 год 23 июня
в 14.50 в перископ был обнаружен, и в 15.33 в районе мыса Слетнес атакован
конвой противника, состав которого командир определил в 2 транспорта в
охранении 3 ТЩ. Атака выполнена с глубины 18 метров 4 торпедами с временным
интервалом 8 сек. с дистанции 12 каб., через 90 сек. услышано 2 взрыва, еще
через 110 сек. - третий. В 15.53 в перископ наблюдалось только уходящий
транспорт и 2 ТЩ. Безуспешно атакован германский конвой, включавший
поврежденные транспорты «Вандсбек», «Акка», «Стелла», находившиеся на буксире
у буксиров «Травл I», «Флойн II», «Суурсаари». Около 17.00 атакована СКР «V
6107», сбросившим на пл в безопасном удалении 19 глб. Командир доложил о
потоплении одного и повреждении еще одного транспорта;
1943 год 25 июня
в 13.21 в точке 71˚10,8’ с.ш., 28˚25,0’ в.д. при форсировании минного
заграждения на глубине 75 метров было слышно задевание за минреп и через 2
минуты за кормой произошел взрыв – пл подорвалась на трубке КА мины УМБ. Вышло
из строя электрическое управление вертикальным рулем, прибор «Спрут», ряд
приборов, поврежден зенитный перископ, лопнул трубопровод охлаждения левого
дизеля;
1943 год 27 июня
в 06.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса Слетнес, состав
которого командир определил как 1 транспорт и 1 ТЩ или РТ. Атака произведена с
глубины 18 метров 4 торпедами с временным интервалом 9 сек. с дистанции 12
каб. Через 100 и 120 сек. услышано 2 взрыва, в 06.45 в перископ ничего не
обнаружено, но зарубежных данных нет. Преследования не было. Командир доложил
о потоплении транспорта;
1943 год 29 июня
в 08.30 прибыла в Полярное;
|
тренировка орудийного расчета пл «С-51» в Полярном, июль 1943 года;
фотография из архива
музея СФ;
|
1943 год 27 июля
в 19.45 вышла в третий боевой поход в район севернее устья Кольского залива на
позицию «Ж». Встреч с противником не имела;
1943 год 1 августа
в 18.00 начала возвращение в базу и в 10.35 2 августа прибыла в Полярное;
1943 год 30 августа
в 21.03 вышла в четвертый боевой поход в район мыса Омганг – мыса Сейбонес на
позицию № 5;
1943 год 3 сентября
в 05.26 в районе Конгс-фьорда произвела торпедную атаку конвоя, состав
которого командир определил как 2 транспорта без охранения. Атака произведена
из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции
8 каб. Через 55 и 60 сек. услышано 2 взрыва. Впоследствии агентурная разведка
подтвердила потопление СКР – попаданием 1 торпеды потоплен германский БО «Uj
1202» «Franz Dankwort». Преследование по зарубежным данным не было, но
командир «С-51» доложил о взрывах 20 глб.;
1943 год 5 сентября
в 10.53 произвела торпедную атаку конвоя из 2 транспортов под норвежским
флагом из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом 8 сек. с
дистанции 10 каб. Через 1 мин. услышан 1 взрыв. Зарубежных данных нет.
Преследования не было. Командир доложил о потоплении транспорта;
1943 год 6 сентября
утром и днем не смогла атаковать 2 ТЩ из-за большой дистанции;
1943 год 8 сентября
в 12.20 произвела торпедную атаку конвоя, состав которого командир определил
как 2 транспорта, 5 ТЩ и 3 СКА. Кроме того, рядом находилась другая группа
германских кораблей по наблюдениям командира, состоящая из 1 транспорта, 3 ТЩ
и 1 СКА. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным
интервалом 10 сек. с дистанции 10 каб. Через 71, 78 и 110 сек. услышано 3
взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший ТР «Харм Фрицен»,
«Ротенфельс», «Матиас Штиннес», «Докенхуден», «Тенто», «Севре», танкер
«Адлергрунд», «Бинц», «Трипп», охранявшаяся большим количеством
противолодочных кораблей. По германским данным, наблюдали 5 торпед, прошедших
мимо. Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении
по докладу командира 62, а по германским – 10 глб. Командир доложил о
потоплении транспорта;
1943 год 9 сентября
в 03.40 начала возвращение;
1943 год 10 сентября
в 08.54 10 сентября прибыла в Полярное;
1943 год с 10 сентября по 1 октября
произведена замена АБ;
1943 год с 15 октября по 23 ноября
произведен текущий ремонт, после окончания которого не смогла выступить в
строй из-за отсутствия роторов к воздуходувкам Бюхи;
1944 год с 19 января по 21 января
прошла докование;
1944 год весна
лодку посетили посол США в СССР Гарриман А., командующий СФ адмирал Головко
А.Г. и командующий Карельским фронтом маршал Мерецков К.А.
1944 год 16 марта
в 23.13 вышла в пятый боевой поход в район о-ва Серей – о-ва Андей для поиска
ЛК «Tirpitz», который по данным разведки должен был выйти в Германию;
1944 год 23 марта
утром командир отказался от атаки ТЩ из-за малой ценности цели;
1944 год 30 марта
в 02.45 начала возвращение в базу и в 04.30 3 апреля прибыла в Полярное;
1944 год 12 апреля
на должность командира вместо кап. 2 ранга Кучеренко И.Ф., назначенного
командира 2-го дивизиона пл, назначен кап. 3 ранга Колосов К.М., бывший
командир пл «М-119»
1944 год с 12 апреля по 9 июня
прошла текущий ремонт, в ходе которого установлено оборудование для
использования торпед ЭТ-80;
1944 год 17 августа
в 20.14 вышла в шестой боевой поход в район Порсангер-фьорда в сектор № 1 по
плану операции «РВ-7» в составе 4-й нависающей завесы;
1944 год 19 августа
пл не успела своевременно занять позицию для перехвата конвоя, прибыв на нее
только днем 19 августа, при этом имела невязку в 45 миль к осту;
1944 год 26 августа
в 07.58 севернее устья Порсангер-фьорда безрезультатно атакована германской пл
«U 711»;
1944 год 28 августа
вечером не смогла атаковать конвой в районе мыса Слетнес из-за большой
дистанции и невыгодного курсового угла;
1944 год 29 августа
оборвался тросик командирского перископа и перископ вышел из строя;
1944 год 1 июля
в 01.07 начала возвращение;
1944 год 2 июля в 04.45 прибыла в Полярное.
После похода лодка должна была становиться в док на ремонт. Но по инициативе
инженер-механика лодки кап. 3 ранга Карпеченкова И. неотложный и
предупредительный ремонт решено было провести своими силами для того, чтобы
«С-51» смогла принять участие в завершающей операции Северного флота;
1944 год 24 сентября
вышла в седьмой и свой самый продолжительный боевой поход в район
Порсангер-фьорда в сектор «А»; по плану операции «РВ-8» и 26 сентября прибыла
на позицию;
1944 год 4 октября
днем командир отказался от атаки СКР из-за малой ценности цели;
1944 года 5 октября
командир получил приказание экономить топливо и запасы до 13 октября, так как
планировалось ее использовать в операции «Вест»;
1944 год 7 октября
утром не были атакованы 3 СКР из-за малой ценности цели;
1944 год 10 октября
в 10.57 произвела торпедную атаку конвоя в точке 70˚ 02’ с.ш., 26˚ 56’ в.д. в
районе устья Порсангер-фьорда, состав которого командир определил как 2
транспорта 1 ММ, 1 ТЩ и 1 СКР. Атака произведена из подводного положения 4
торпедами ЭТ-80 с дистанции 7,5 каб. Через 105 сек. услышано 3 взрыва, в 11.06
наблюдением в перископ установлено отсутствие миноносца. Атака противником не
зафиксирована, так как не обнаружив характерных следов торпед, противник
посчитал, что, по-видимому, взорвались плавающие мины. Безуспешно атакован
германский конвой «Е-136». Преследования не было. Командир доложил о потоплении
миноносца и повреждении СКР;
1944 год 11 октября
в 21.27 начала возвращение в базу и в 08.07 13 октября прибыла в Полярное;
1944 год с 18 октября до 20 февраля 1945 года
поставлена в текущий ремонт с докованием;
1944 год 15 ноября
Указом Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени;
1945 год 21 апреля
вступила в строй после ремонта;
1949 год 12 января
переклассифицирована в среднюю пл;
1954 год 7 сентября
выведена из боевого состава и переформирована в кабинет боевой подготовки;
1954 год 6 октября
присвоен номер «КБП-39»;
(?)
отбуксирована в Святоносский залив;
1956 год 27 декабря
переформирована в УТС, присвоен номер «УТС-19»;
1970 год
корпус УТС силами бригады пл вытащен на берег
1972 год 11 февраля
исключена из состава ВМФ. Впоследствии часть легкого корпуса была использована
для изготовления памятника «С-51» в гор. Островном, а корпус лодки частично
разобран и брошен на берегу Святоносского залива;
|
памятник Краснознаменной пл «С-51» в гор.
Островной, август 2002 года;
фотографию
предоставил С. Шлимонов;
|
|
корпус «УТС-19» на берегу Святоносского залива,
август 2002 года;
фотографию предоставил С. Шлимонов;
|
За время
нахождения в составе ВМФ пл совершила трансокеанский межфлотский переход через
Панамский канал и 7 боевых походов, выполнила 7 торпедных атак с выпуском 26
торпед. Достоверно потопила 1 БО «Uj 1202» «Franz Dankwort» (464 т.).
Командовавший пл с 1941 по 1944 год кап. 2 ранга Кучеренко И.Ф. Указом
Верховного Совета СССР от 05.07.1945 за мужество и героизм удостоен звания
Героя Советского Союза.
командиры:
(войсковая часть ..?..)
1.
|
..?.. |
2.
|
Кучеренко И.Ф. (1941 – 12.04.1944) |
3.
|
Колосов К.М.
(12.04.1944 – .?.); |
4.
|
..?.. |
5.
|
... |
источники:
•
|
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
•
|
Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой
Отечественной войне 1941-1945 г.», ч.2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.; |
•
|
Балакин С.А., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа
«С»», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор»,
Москва, 2002 г. Использованы страницы сайта «История мировых войн»
http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm; |
•
|
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945
гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.; |
•
|
Платонов А.В., Лурье В.М. «Командиры советских
подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.; |
•
|
«Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского
флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том I. Военное
издательство МО СССР, Москва, 1969 г.; |
•
|
Страницы сайта «Великая Отечественная - под водой»
http://www.town.ural.ru/ship/ship/s51.php3; |
•
|
Фонды Музея Тихоокеанского флота, гор.
Владивосток; |
Благодарим М. Морозова и С. Шлимонова, предоставивших
материалы для подготовки страницы.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail: atropus2000@mail.ru
главная
| справочник | гостевая
| почта
main
| directory | the guest book
| feedback
© 2004 Составитель
Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы
полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения
автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express
written permission of author is prohibited.
|