С-51, КБП-39, УТС-19
тип «C» IX-бис серии, заводской номер 284


историческая справка



1937 год 29 апреля
заложена на эллинге Балтийского ССЗ завода № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде, но вскоре в разобранном виде доставлена на ССЗ № 202 им. К. Ворошилова во Владивосток для достройки;
 
1940 год 30 августа
спущена на воду;
 
1941 год 30 ноября
вступила в строй;
 
1941 год 16 декабря
подняв Военно-морской флаг, вошла в состав Тихоокеанского флота, зачислена в состав 1 бригады подводных лодок под командованием кап. л-та Кучеренко И.Ф.;
 
1942 год июнь
совершила 30-дневный поход в Японское море для наблюдения за действиями японских военных кораблей и транспортных судов с целью установить - осуществляется ли переброска войск и снаряжения из портов Японии в порты Кореи;

1942 год июль
после возвращения лодка была поставлена в док для подготовки к переходу на Северный флот. Первоначально предполагалась переброска по трассе Севморпути и даже планировалась установка ледового пояса;

1942 год 5 октября
после выхода первой группы пл в составе «С-54» и «С-55», совместно с «С-56» вышла в пролив Босфор-Восточный и встала на якорь. На борту находился руководитель перехода командир 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Герой Советского Союза кап. 1 ранга Трипольский А.В. На рейд прибыл командующий ТОФ вице-адм. Юмашев И.С., член военного совета корпусной комиссар С. Захаров и начальник штаба ТОФ контр-адм. Богденко В. и пожелали морякам счастливого плавания;

1941 год 6 октября
в 7.00 группа снялась с якоря;
 
1942 год 9 октября
обе пл прибыли в залив Де-Кастрии;
 
1942 год 10 октября
на борт прибыл лоцман, который провел лодки через Татарский пролив;

1942 год 14 октября
лодки прибыли в Петропавловск-Камчатский;
 
1942 год 17 октября
после пополнения запасов лодки взяли курс на американскую военно-морскую базу Датч-Харбор на Алеутских о-вах;

1942 год 23 октября
без сопровождения союзных кораблей лодки прибыли в Датч-Харбор;
 
1942 год 28 октября
в сопровождении двух американских миноносцев лодки убыли в Сан-Франциско;
 
1942 год 5 ноября
вошли в гавань Сан-Франциско;

1942 год 12 ноября
после недолгой стоянки продолжили путь в направлении Панамского канала;
 
1942 год 25 ноября
прошли Панамским каналом и в тот же день сделали короткую остановку в базе близ порта Колон;

1942 год 2 декабря
в сопровождении союзного миноносца обе пл вышли в Карибское море. На переходе в базу Гуантанамо «С-51» была атакована неизвестной лодкой, торпеда прошла в 30 метрах по носу;
 
1942 год 5 декабря
прибыли на Кубу и заправившись топливом, обе лодки последовали в Канаду. На переходе лодки попали в шторм, а «С-51» вновь подверглась атаке неизвестной пл, от которой уклонилась маневрированием;
 
1942 год 12 декабря
лодки прибыли в Галифакс, где были поставлены в ремонт. Капитан 1 ранга Трипольский А.В. перешел на борт «Л-15» для дальнейшего перехода;
 
1942 год 29 декабря
в дальнейший путь «С-51» двинулась без «С-56» в сопровождении английского эсминца; 
 
1943 год январь
пл прибыла в Исландию в бухту Хвальфьорд и ошвартовались у борта американской плавбазы AR-5 «Vulcan»;
 
1943 год 16 января
пл в том же сопровождении покинула Исландию;
 
1943 год 24 января
в сопровождении ЭМ «Разумный», «С-51» прибыла в Екатерининскую гавань. За 108 суток пройдено 15978 миль, из которых 227 миль под водой. По прибытию в Полярный пл в тот же день была включена в состав 2 дивизиона бригады пл Северного флота и поставлена в текущий ремонт;
 
1943 год 25 апреля
закончен текущий ремонт, в ходе которого установлена ГАС «Дракон-129»;
 
1943 год 9 мая
в 21.20 вышла в первый боевой поход в район мыса Нордкап на позицию № 3. Сразу после дифферентовки с мостика было замечено, что по правому борту из верхнего торпедного аппарата наполовину вышла торпеда – видимо, самопроизвольно отдался хвостовой стопор. Торпеда была выстрелена по берегу;
 
1943 год 13 мая
в 08.10 обнаружила и в 08.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса Слетнес в Тана-фьорде. Командир определил состав конвоя в 4 транспорта в охранении 6 СКР и 2 самолетов. Атака выполнена из подводного положения с глубины 20 метров по причине отсутствия прибора БТС 4 торпедами с временным интервалом 7 сек. с дистанции 12 каб., через 50 и 90 сек. услышано 2 взрыва. Безрезультатно атакован конвой, включавший транспорты «Африкана», «Бригит», «Маргарета» и «Людвиг». Германские корабли наблюдали 2 торпедных следа. «С-51» подверглась 3-х часовому преследованию германскими ТЩ «М 343», БО «Uj 1212», сбросивших по германским данным 11 глубинных бомб, по докладу командира пл – 9 глб. Командир доложил о потоплении транспорта и повреждении сторожевого корабля;
 
1943 год 19 мая
в 19.05 в точке 71˚12,2’ c.ш., 28˚13,5’ в.д. коснулась минрепа на заграждении «М-6», но взрыва не последовало;
 
1943 год 22 мая
в 14.28 прибыла в Полярное;
 

командир «С-51» кап. 3 ранга Кучеренко Иван Фомич, май 1943 года;

 

фотография из архива музея СФ;

the greater size


1943 год 17 июня
в 00.42 вышла во второй боевой поход в район мыса Маккаур – мыса Танахори на позицию № 3. На позиции при одном из срочных погружений из-за попадания постороннего предмета под тарелку клапана заполнения цистерны быстрого погружения провалилась на глубину 98 метров, но была одержана;
 
1943 год 23 июня
в 14.50 в перископ был обнаружен, и в 15.33 в районе мыса Слетнес атакован конвой противника, состав которого командир определил в 2 транспорта в охранении 3 ТЩ. Атака выполнена с глубины 18 метров 4 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 12 каб., через 90 сек. услышано 2 взрыва, еще через 110 сек. - третий. В 15.53 в перископ наблюдалось только уходящий транспорт и 2 ТЩ. Безуспешно атакован германский конвой, включавший поврежденные транспорты «Вандсбек», «Акка», «Стелла», находившиеся на буксире у буксиров «Травл I», «Флойн II», «Суурсаари». Около 17.00 атакована СКР «V 6107», сбросившим на пл в безопасном удалении 19 глб. Командир доложил о потоплении одного и повреждении еще одного транспорта;
 
1943 год 25 июня
в 13.21 в точке 71˚10,8’ с.ш., 28˚25,0’ в.д. при форсировании минного заграждения на глубине 75 метров было слышно задевание за минреп и через 2 минуты за кормой произошел взрыв – пл подорвалась на трубке КА мины УМБ. Вышло из строя электрическое управление вертикальным рулем, прибор «Спрут», ряд приборов, поврежден зенитный перископ, лопнул трубопровод охлаждения левого дизеля;
 
1943 год 27 июня
в 06.30 произвела торпедную атаку конвоя в районе мыса Слетнес, состав которого командир определил как 1 транспорт и 1 ТЩ или РТ. Атака произведена с глубины 18 метров 4 торпедами с временным интервалом 9 сек. с дистанции 12 каб. Через 100 и 120 сек. услышано 2 взрыва, в 06.45 в перископ ничего не обнаружено, но зарубежных данных нет. Преследования не было. Командир доложил о потоплении транспорта;
 
1943 год 29 июня
в 08.30 прибыла в Полярное;
   

the greater size

тренировка орудийного расчета пл «С-51» в Полярном, июль 1943 года;

фотография из архива музея СФ;


1943 год 27 июля
в 19.45 вышла в третий боевой поход в район севернее устья Кольского залива на позицию «Ж». Встреч с противником не имела;
 
1943 год 1 августа
в 18.00 начала возвращение в базу и в 10.35 2 августа прибыла в Полярное;
 
1943 год 30 августа
в 21.03 вышла в четвертый боевой поход в район мыса Омганг – мыса Сейбонес на позицию № 5;
 
1943 год 3 сентября
в 05.26 в районе Конгс-фьорда произвела торпедную атаку конвоя, состав которого командир определил как 2 транспорта без охранения. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 8 каб. Через 55 и 60 сек. услышано 2 взрыва. Впоследствии агентурная разведка подтвердила потопление СКР – попаданием 1 торпеды потоплен германский БО «Uj 1202» «Franz Dankwort». Преследование по зарубежным данным не было, но командир «С-51» доложил о взрывах 20 глб.;
 
1943 год 5 сентября
в 10.53 произвела торпедную атаку конвоя из 2 транспортов под норвежским флагом из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом 8 сек. с дистанции 10 каб. Через 1 мин. услышан 1 взрыв. Зарубежных данных нет. Преследования не было. Командир доложил о потоплении транспорта;
 
1943 год 6 сентября
утром и днем не смогла атаковать 2 ТЩ из-за большой дистанции;
 
1943 год 8 сентября
в 12.20 произвела торпедную атаку конвоя, состав которого командир определил как 2 транспорта, 5 ТЩ и 3 СКА. Кроме того, рядом находилась другая группа германских кораблей по наблюдениям командира, состоящая из 1 транспорта, 3 ТЩ и 1 СКА. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом 10 сек. с дистанции 10 каб. Через 71, 78 и 110 сек. услышано 3 взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший ТР «Харм Фрицен», «Ротенфельс», «Матиас Штиннес», «Докенхуден», «Тенто», «Севре», танкер «Адлергрунд», «Бинц», «Трипп», охранявшаяся большим количеством противолодочных кораблей. По германским данным, наблюдали 5 торпед, прошедших мимо. Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении по докладу командира 62, а по германским – 10 глб. Командир доложил о потоплении транспорта;

1943 год 9 сентября
в 03.40 начала возвращение;

1943 год 10 сентября
в 08.54 10 сентября прибыла в Полярное;

1943 год с 10 сентября по 1 октября
произведена замена АБ;

1943 год с 15 октября по 23 ноября
произведен текущий ремонт, после окончания которого не смогла выступить в строй из-за отсутствия роторов к воздуходувкам Бюхи;
 
1944 год с 19 января по 21 января
прошла докование;
 
1944 год весна
лодку посетили посол США в СССР Гарриман А., командующий СФ адмирал Головко А.Г. и командующий Карельским фронтом маршал Мерецков К.А.
 
1944 год 16 марта
в 23.13 вышла в пятый боевой поход в район о-ва Серей – о-ва Андей для поиска ЛК «Tirpitz», который по данным разведки должен был выйти в Германию;
 
1944 год 23 марта
утром командир отказался от атаки ТЩ из-за малой ценности цели;
 
1944 год 30 марта
в 02.45 начала возвращение в базу и в 04.30 3 апреля прибыла в Полярное;
 
1944 год 12 апреля
на должность командира вместо кап. 2 ранга Кучеренко И.Ф., назначенного командира 2-го дивизиона пл, назначен кап. 3 ранга Колосов К.М., бывший командир пл «М-119»
 
1944 год с 12 апреля по 9 июня
прошла текущий ремонт, в ходе которого установлено оборудование для использования торпед ЭТ-80;
 
1944 год 17 августа
в 20.14 вышла в шестой боевой поход в район Порсангер-фьорда в сектор № 1 по плану операции «РВ-7» в составе 4-й нависающей завесы;
 
1944 год 19 августа
пл не успела своевременно занять позицию для перехвата конвоя, прибыв на нее только днем 19 августа, при этом имела невязку в 45 миль к осту;
 
1944 год 26 августа
в 07.58 севернее устья Порсангер-фьорда безрезультатно атакована германской пл «U 711»;
 
1944 год 28 августа
вечером не смогла атаковать конвой в районе мыса Слетнес из-за большой дистанции и невыгодного курсового угла;
 
1944 год 29 августа
оборвался тросик командирского перископа и перископ вышел из строя;
 
1944 год 1 июля
в 01.07 начала возвращение;

1944 год 2 июля в 04.45 прибыла в Полярное. После похода лодка должна была становиться в док на ремонт. Но по инициативе инженер-механика лодки кап. 3 ранга Карпеченкова И. неотложный и предупредительный ремонт решено было провести своими силами для того, чтобы «С-51» смогла принять участие в завершающей операции Северного флота;
 
1944 год 24 сентября
вышла в седьмой и свой самый продолжительный боевой поход в район Порсангер-фьорда в сектор «А»; по плану операции «РВ-8» и 26 сентября прибыла на позицию;
 
1944 год 4 октября
днем командир отказался от атаки СКР из-за малой ценности цели;
 
1944 года 5 октября
командир получил приказание экономить топливо и запасы до 13 октября, так как планировалось ее использовать в операции «Вест»;
 
1944 год 7 октября
утром не были атакованы 3 СКР из-за малой ценности цели;
 
1944 год 10 октября
в 10.57 произвела торпедную атаку конвоя в точке 70˚ 02’ с.ш., 26˚ 56’ в.д. в районе устья Порсангер-фьорда, состав которого командир определил как 2 транспорта 1 ММ, 1 ТЩ и 1 СКР. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами ЭТ-80 с дистанции 7,5 каб. Через 105 сек. услышано 3 взрыва, в 11.06 наблюдением в перископ установлено отсутствие миноносца. Атака противником не зафиксирована, так как не обнаружив характерных следов торпед, противник посчитал, что, по-видимому, взорвались плавающие мины. Безуспешно атакован германский конвой «Е-136». Преследования не было. Командир доложил о потоплении миноносца и повреждении СКР;
 
1944 год 11 октября
в 21.27 начала возвращение в базу и в 08.07 13 октября прибыла в Полярное;
 
1944 год с 18 октября до 20 февраля 1945 года
поставлена в текущий ремонт с докованием;
 
1944 год 15 ноября
Указом Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени;
 
1945 год 21 апреля
вступила в строй после ремонта;

1949 год 12 января
переклассифицирована в среднюю пл;

1954 год 7 сентября
выведена из боевого состава и переформирована в кабинет боевой подготовки;

1954 год 6 октября
присвоен номер «КБП-39»;

(?)
отбуксирована в Святоносский залив;
 
1956 год 27 декабря
переформирована в УТС, присвоен номер «УТС-19»;
 
1970 год
корпус УТС силами бригады пл вытащен на берег
 
1972 год 11 февраля
исключена из состава ВМФ. Впоследствии часть легкого корпуса была использована для изготовления памятника «С-51» в гор. Островном, а корпус лодки частично разобран и брошен на берегу Святоносского залива;
 

the greater size

памятник Краснознаменной пл «С-51» в гор. Островной, август 2002 года;

фотографию предоставил С. Шлимонов;

 

the greater size 640x480

корпус «УТС-19» на берегу Святоносского залива, август 2002 года;

фотографию предоставил С. Шлимонов;


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила трансокеанский межфлотский переход через Панамский канал и 7 боевых походов, выполнила 7 торпедных атак с выпуском 26 торпед. Достоверно потопила 1 БО «Uj 1202» «Franz Dankwort» (464 т.). Командовавший пл с 1941 по 1944 год кап. 2 ранга Кучеренко И.Ф. Указом Верховного Совета СССР от 05.07.1945 за мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза.


командиры:
(войсковая часть ..?..)

 

1.        ..?..
2.        Кучеренко И.Ф. (1941 – 12.04.1944)
3.        Колосов К.М. (12.04.1944 – .?.);
4.        ..?..
5.        ...

источники:

 

        Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
        Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч.2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.;
        Балакин С.А., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «С»», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор», Москва, 2002 г. Использованы страницы сайта «История мировых войн» http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm;
        Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.;
        Платонов А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.;
        «Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том I. Военное издательство МО СССР, Москва, 1969 г.;
        Страницы сайта «Великая Отечественная - под водой» http://www.town.ural.ru/ship/ship/s51.php3;
        Фонды Музея Тихоокеанского флота, гор. Владивосток;

Благодарим М. Морозова и С. Шлимонова, предоставивших материалы для подготовки страницы.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2004 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz