Д-1
Декабрист
тип «Д» I серии, заводской номер 177


историческая справка



1927 год 5 марта
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в гор. Ленинграде как первая советская подводная лодка под наименованием «Декабрист». На торжественной церемонии присутствовали: начальник Морских Сил страны Муклевич Р.А., командующий Балтийским флотом Викторов М.В., первую заклепку в деталь днищевого набора забил Киров С.М., а нарком обороны Ворошилов К.Е. собственноручно прикрепил к крыше цистерны быстрого погружения серебряную закладную доску.

1928 год 3 ноября
спущена на воду.

1930 год май
на пл начаты испытания.

1930 год 12 июня
пл выполнила первое пробное погружение в Кронштадте в доке им. Митрофанова. При одновременном заполнении цистерн главного балласта крен достиг 21 градуса. Испытания приостановили и в дальнейшем цистерны заполнялись только последовательно.

1930 год лето - осень
пл проходила испытания, которые сопровождались различными неисправностями и отказами новой техники. Во время одного из погружений из-за конструктивного несовершенства кингстона цистерны быстрого погружения пл потеряла плавучесть и легла на грунт на глубине 103 метра. Во время ходовых испытаний неоднократно имели место случаи выхода из строя упорных подшипников Митчеля.

1930 год 12 ноября
закончены испытания.

1930 год 14 ноября
подписан приемный акт.

1930 год 16 ноября
торжественно поднят Военно-морской флаг и пл включена в состав Морских сил Балтийского моря.

1932 год осень
проведены специальные испытания, в ходе которых пл подверглась научно-исследовательским тестам для точного выявления её тактико-технических элементов и выявления конструктивных недостатков.

1933 год с 18 мая по 5 августа
выполнила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-1.

1933 год 5 августа
перечислена в состав отдельного дивизиона подводных лодок Северной военной флотилии.

1934 год 21 августа
получила литерно-цифровое обозначение «Д-1», но прежнее наименование «Декабрист» продолжало употребляться как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

1934 год
при попытке первого похода к Новой Земле совместно с «Д-2» в Баренцевом море пл попала в сильный шторм, в результате чего и они обе были вынуждены вернуться в Кольский залив.

1935 год
В тяжелых метеорологических условиях под командованием кап. 3 ранга Карпунина В.П. совершила переход к Новой Земле и посетила губу Белушья, а после возвращения из похода участвовала в тактических учениях. За год имела 86 ходовых суток.

1936 год 14 августа
совместно с «Д-2» вышла в арктический поход по маршруту: Архангельск - пролив Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань – Полярное.

1936 год 18 августа
обе лодки дошли до Карского моря, но, встретив ледяные поля, были вынуждены возвратиться в Баренцево море и проследовав вдоль западных берегов Новой Земли 21 августа вошли в Русскую гавань, выходить из которой пришлось преодолевая арктические льды.
 

the greater size

«Д-1» у берегов архипелага Новая Земля, август 1936 года;

фото М. Морозов;


1936 год 2 сентября
пл возвратилась в Екатерининскую гавань, пройдя за поход 3094 мили.

1936 год с 23 сентября по 1937 год 8 ноября
на Балтийском судостроительном заводе № 189 им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинграде прошла капитальный ремонт и модернизацию.

1937 год 11 мая
возвращена в состав Северного Флота.

1938 год 4 февраля
перечислена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

1938 год с 21 сентября по 5 ноября
совершила 44-х суточный поход под командованием ст. л-та Августиновича М.П. по маршруту: мыс Цып-Наволок – остров Вардё – мыс Нордкап – остров Медвежий – остров Надежды – остров Междушарский – остров Колгуев – мыс Канин Нос – мыс Святой Нос – остров Кильдин – Кольский залив. В общей сложности лодка 11 суток находилась под водой, 31 октября совершила 24-х часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха, прошла 4841 милю в надводном и 1001 милю в подводном положении.

1938 год
в течение года пл провела в море 120 суток, пройдя более 10000 миль, из них 1200 под водой, что без преувеличения следует считать рекордным достижением для того времени.

1939 год с 15 апреля по 5 сентября
прошла текущий ремонт.

1939 год с 30 ноября по 10 декабря
с началом боевых действий в период советско-финляндской войны в течение 11 суток непрерывно находилась в часовой готовности, которую позже заменили на четырехчасовую.

1940 год 2 января
в 02.01 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Ельтищева Ф.М. для несения дозорной службы на позицию № 2 в район мыса Нордкап.

1940 год с 3 по 17 января
пл пребывала на своей позиции, с которой можно было наблюдать проход кораблей как по побережью, так и при выходе из фиордов, но за время несения дозорной службы движения военных кораблей или торговых судов не было замечено, за исключением двух мотоботов, промышлявших рыбу как на самой позиции, так и вне её. По мнению командира, позицию № 2 можно было нормально обслуживать при ветре до 8 баллов и волне до 7 баллов, а в случае более сильного волнения лодка должна была уходить с позиции в штормовые квадраты.

1940 год с 18 по 19 января
пл выполнила переход в Екатерининскую гавань, за боевого похода пл прошла 2833 мили в надводном и 175 в подводном положении, совершила 11 погружений.

1940 год с 22 по 28 января
пл прошла средний ремонт.

1940 год 29 января
пл переведена в четырехчасовую готовность.

1940 год 10 февраля
пл переведена в часовую готовность.

1940 год 17 февраля
в 17.02 вышла во второй боевой поход под командованием кап. л-та Ельтищева для несения дозорной службы в район Вардё.

1940 год 18 февраля
прибыла на позицию на которой находилась по 27 января включительно. В течение этого времени погодные условия были тяжелыми: ветер - норд-вест силой 6 баллов, временами до 11 баллов, волна – 7 - 8 баллов, по докладу командира лодку с 10 метровой глубины выбрасывало на поверхность.

1940 год 20 февраля
всплыв на поверхность, командир обнаружил в норвежских территориальных водах, в двух милях от берега транспорт, шедший курсом 300°, определить его национальную принадлежность не удалось.

1940 год 23 и 26 февраля
дважды выходила из строя муфта Федорицкого по причине поломки крестовины, силами личного состава неисправность была устранена.

1940 год 28 февраля
пл оставила позицию, направившись в Кольский залив. По мнению командира, основная задача по разведке побережья Норвегии была выполнена лишь частично, т.к. из-за сильного шторма пл была вынуждена держаться в 10-15 милях от берега.

1940 год 29 февраля
пл прибыла в Екатерининскую гавань, за время боевого похода пл прошла 1339 миль в надводном и 37 миль в подводном положении.

1940 год с 3 по 13 марта
на пл выполнена замена АБ.

1940 год с 27 марта по 7 апреля
после окончания боевых действий пл несла дозорную службу в районе Нордкап - Вардё.

1940 год 12 июня
при нахождении в море произошло несанкционированное заполнение цистерны быстрого погружения, аварию удалось предотвратить своевременным продутием цистерны от системы ВВД.

1940 год август
пл вышла на зачётную торпедную атаку по задаче № 13 для атаки корабля, идущего переменными курсами. При выходе в атаку выяснилось, что командир пл кап. л-т Ельтищев Ф.М. совершенно не подготовлен для её выполнения, выпуск торпед был отставлен, лодка возвратилась в базу.

1940 год 22 августа по 10 октября
на пл выполнен текущий ремонт силами плавбазы «Красный Горн», в ходе которого ремонту подверглись клапана вентиляции цистерн, входные люки компрессора ВВД, а также трюмные помпы и дизеля.

1940 год 22 октября
пл произвела опробование механизмов, вывеску и пробное погружение.

1940 год 25 октября
приказом командующего Северного флота контр-адмирала Головко А.Г. № 0432, пл была объявлена в кампании.

1940 год 6 ноября
пл перешла на рейд Мурманска для участия в праздновании очередной годовщины Октябрьской Революции.

1940 год 13 ноября
пл вышла для тренировочного погружения в Мотовском заливе в полигон № 6 с глубинами более 200 метров, с экипажем в количестве 55 человек. Согласно приказу командира бригады, в полигоне командир лодки с 13.00 до 15.00 должен был проверить и отработать таблицы подныривания и подготовиться к сдаче зачета по задаче № 2д, после чего прибыть в Эна губу для встречи с плавбазой «Умба». Весь переход от Полярного до полигона наблюдался постами СНиС. В 13.17 пост № 113 на мысе Выев-Наволок донёс, что «Д-1» погрузилась по ограждение рубки по пеленгу 330° на дистанции 60 каб. В 13.30 этот же пост наблюдал, что «Д-1» погрузилась под перископ по пеленгу 335° на дистанции 70 каб. тем же курсом. В 13.45 пост № 111 на мысе Шарапов видел «Д-1» под перископом по пеленгу 160° на дистанции 17 каб. С этого момента лодка постами больше не наблюдалась. Сигнал о погружении с пл был получен в 13.30. В 14.00 комбриг на плавбазе «Умба» вышел из Полярного и в 19.00 прибыл в Эйна губу, где «Д-1» не обнаружил. О месте нахождения пл командир бригады запросил своего начальника штаба Августиновича М.П. в Полярном, на что получил ответ, что от «Д-1» не имеется сведений с 13.30, т.е. после дачи сигнала о погружении. Не имея донесений до 18.00, начштаба запросил по радио «Д-1» показать своё место. Одновременно с этим оперативный дежурный штаба флота запросил все посты СНиС относительно «Д-1». Но ни на какие запросы лодка не отвечала. После того, как в 18.40 «Д-1» не ответила на вызов РТС в Полярном, радиограмма для неё повторялась несколько раз, до 22.22. В 23.15 начштаба флота контр-адмирал Кучеров С.Г. экстренно по радио приказал «Д-1» показать своё место и дал указание всем кораблям в море и постам СНиС постоянно вызывать лодку. Для прослушивания к полигону № 6 командующий флотом выслал «К-2». В 23.40 плавбаза «Умба» с комбригом на борту вышла из Эйна губы и направилась в полигон № 6. Средства ЭПРОН флота были приведены в немедленную готовность.

1940 год 14 ноября
в 01.20 для обследования полигона и побережья Мотовского залива были высланы два катера «МО-17» и «МО-18». В 01.44 туда же со спасательными средствами направили СКР «Туман», в 02.22 в Мотовской залив для выяснения обстановки вышел ЭМ «Стремительный», на борту которого находился командующий флотом. Через два часа на поиски «Д-1» отправилась «Щ-402», а ещё через три часа – «Д-3». В ходе поисковых мероприятий производилось прослушивание моря шумопеленгатором с «К-1» и освещение водной поверхности прожекторами. В 10.30 с целью обследования Мотовского залива и его побережья вылетели два гидросамолёта МБР-2. С рассветом осмотр залива надводными кораблями был продолжен. Около 10.00 в районе мыса Шарапов корабли обнаружили большое масляное пятно, спасательный круг, мелкие деревянные обломки и изоляционную пробку. Глубина в этом месте составляла от 190 до 216 метров. Причина гибели до сих пор остается невыясненной, возможен провал пл за предельную глубину погружения, отказ техники, ошибки личного состава или другие причины.

1940 год 31 декабря
исключена из состава флота.


За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 2 боевых похода.


экипаж подводной лодки


командиры:
 

1. Секунов Б.А.;
2. Карпунин В.П.;
3. Мадиссон А.И. (08.1937 - 1938);
4. Колышкин И.А. (03.1938 - 06.1938);
5. Августинович М.П. (06.1938 - 10.1939);
6. Ельтищев Ф.М. (29.10.1939 - 13.11.1940);

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;
Голосовский П.З. «Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.;
Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.;
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;
Козлов И.А., Шломин В.С. «Краснознаменный Северный Флот», Военное издательство, Москва, 1983 г.;
Петров П.В. «Гибель подводной лодки Д-1», альманах «Тайфун» № 12 (31), СПб, 2000 г.;
Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;
Реданский В.Г «Во льдах и подо льдами», изд. «Вече», Москва, 2004 г.;
Химаныч О.Б «Роковой ноябрь «Декабриста», использованы страницы сайта газеты «Северная неделя» http://www.vdvsn.ru;
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;

дополнительно:

 

Петров П.В. Гибель подводной лодки «Д-1»

Благодарим М. Морозова за предоставленную информацию.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz