|
Щ-204
Минога
тип «Щ»
V-бис-2 серии, заводской номер 216/1040
историческая
справка
1934 год 15 апреля
заложена на эллинге судостроительного завода им. А. Марти в гор.
Ленинграде.
1934 год 15 сентября
получила литерно-цифровое обозначение «Щ-204».
1934 год июнь
секциями перевезена по железной дороге для достройки на судостроительный завод
им. 61 коммунара в гор. Николаев.
1934 год 15 июня
перезаложена под заводским стапельным номером 1040.
1934 год 31 декабря
спущена на воду на реке Буг.
1935 год 30 декабря
подписан приемный акт, пл
вступила в строй.
1936 год 9 января
торжественно поднят Военно-морской флаг, вошла в состав Черноморского флота.
1941 год
в начале года на пл проведены успешные испытания опытной неуниверсальной 76-мм
пушки типа Ф-35, изготовленной в единственном экземпляре.
1941 год июнь
прошла докование.
1941 год 22 июня
к началу боевых действий находилась в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных
лодок Черноморского флота с базированием в Севастополе, числилась во первой линии
и была одной из наиболее боеготовых подводных лодок на Черноморском флоте.
1941 год 25 июня
в 22.46
вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Гриценко И.М. для
разведки в район мыса Синоп - Самсун, но встреч с кораблями противника не имела.
1942 год 7 июля
прибыла в Феодосию.
1941 год 21 июля
перешла в Севастополь.
1941 год 22 июля
утром вышла во второй боевой поход под командованием кап. л-та Гриценко И.М. на
позицию № 4 в район мыса Шаблер.
1941 год 24 июля
утром прибыла на позицию.
1941 год 1 августа
по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора.
1941 год с 4 по 5 августа
произвела разведку в районе мыса Зейтин-бурну, встреч с кораблями противника не
имела.
1941 год 7 августа
в связи с неисправностью кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа
начала возвращение.
1941 год 9 августа
в 00.35 прибыла в Севастополь.
1941 год с 9 августа по 22 октября
прошла аварийный и текущий ремонт.
1941 год с 6 по 9 ноября
совершила переход в Туапсе.
1941 год 21 ноября
с 16.08 до 19.20 совместно со сторожевым катером № 032 в районе мыса Кадош
провела подготовку к походу.
1941 год 22 ноября
в 17.25 вышла в третий боевой поход под командованием кап. л-та Гриценко И.М. в
обеспечении сторожевого катера № 032 на позицию № 22 в район мыса Эмине и в
дальнейшем на связь не выходила. Боевым распоряжением предписывалось пл в 05.00
25 ноября занять позицию, на которой находиться до 19.00 8 декабря, в Туапсе
прибыть в 12.00 11 декабря..
1941 год 30 ноября
в 21.15 местного времени безуспешно атаковала двумя торпедами конвой, шедший
в северном направлении в болгарский порт Бургас в составе болгарского транспорта
«Цар Фердинант» и румынского транспорта «Carpati».
1941 год 5 декабря
в 03.30 обнаружена с борта «Щ-205» в точке с координатами 42º57'8 с.д., 28º32'0
в.д.
1941 год 6 декабря
немецкая радиопеленгаторная станция в Варне зафиксировала работу радиостанции
подводной лодки и в 11.00 с гидроаэродрома на Варненском озере взлетел немецкий
гидросамолет «Хенкель» с 50-кг и 100-кг авиабомбами. Вскоре была обнаружена
советская подводная лодка, на палубе которой были видны две человеческие фигуры.
В трех заходах на лодку были сброшены бомбы и экипаж самолета через прозрачную
толщу воды наблюдал погружение пл на грунт. На следующий день произведен
контрольный осмотр положения потопленной подводной лодки. По документам на борту
находилось 42 члена экипажа.
1942 год 11 февраля
исключена из состава ВМФ.
1983 год 4 июня
корпус пл случайно обнаружен с борта болгарского рыболовного траулера «Алка» в
15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свенти-Атанс в точке с
координатами 42º53,75' с.д., 28º03,64' в.д. и обследована аквалангистами,
которые на рубке обнаружили пятиконечную звезду. Вскоре находка была обследована
болгарским экспедиционным судном «Созопол», а затем и советским спасательным
судном «СС-21». Корпус лодки находился на глубине 32 метра по курсу 90º с
небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 - 4,5 метра. В корпусе
имеются обширные пробоины в районе второго отсека - длиной 4 метра, пятого
отсека - длиной 2 метра, в районе седьмого отсека - длиной 5 метров. Отсутствует
кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имеют
многочисленные осколочные и пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр,
развернут на 15º и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто
почти на 90º на правый борт, волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты.
Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк
седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт «СС-21» были подняты:
носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки,
правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки,
тифон, часть рубочного оборудования. Поскольку оставались сомнения в номере
лодки, была предпринята попытка проникновения внутрь рубки, для чего в рубочном
люке просверлили отверстия, через которые в течении 7 часов выходил воздух, что
свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен. Нижний рубочный люк был
закрыт. При тщательном осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на
поверхность останки семи подводников, двое из них - КБЧ-1 ст. л-т Курандин Б.А.
и помощник командира ст. л-т Светличный Л.С. Также было обнаружено большое
количество документов, из которых впоследствии установлена точная дата
гибели пл. Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В
другие отсеки проникнуть не удалось. Распространенная версия гибели пл от
глубинных бомб болгарских противолодочных катеров «Черноморец» и «Беломорец» не
подтверждается, поскольку оба катера в тот момент находились в ремонте в Бургасе
с разобранными двигателями. Поднятые с пл 76-мм орудие и правый гребной винт
экспонируются в открытом дворике Музея Черноморского флота.
За время нахождения в составе
ВМФ пл совершила 3 боевых похода, выполнила не менее 1 торпедной атаки с
выпуском не менее 2 торпед.
Приказом командующего Краснознаменным Черноморским флотом место гибели пл -
точка с координатами 42º53,75' с.д., 28º03,64' в.д. - объявлено памятным местом
отдания воинских почестей.
командиры:
1. |
..?.. |
• |
Гриценко И.М. (03.1939 -
06.12.1941). |
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Голосовский П.З.
«Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ
«Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.; |
• |
Гусев А.Н. «Советские
подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.; |
• |
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное
издательство, Москва, 1990 г.; |
• |
Кулагин К.Л., Морозов М.Э.
«Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии», серия «Морская
коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, Москва, 2002
г.; |
• |
Платонов А.В. «Советские
боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.; |
• |
Платонова А.В., Лурье В.М.
«Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.; |
• |
Стрельбицкий К.Б. «Навечно
остались в глубинах Черного моря...», серия «Тайны подводной войны» вып. 16, Москва, 2003 г.; |
• |
Тарас А.Е. «Подводные лодки
Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.; |
• |
Широкорад А.Б. «Корабли и
катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.; |
• |
Страницы сайта «Великая
Отечественная - под водой»
http://www.town.ural.ru; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail: atropus2000@mail.ru
главная
| справочник | гостевая
| почта
main
| directory | the guest book
| feedback
© 2005 Составитель
Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы
полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения
автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express
written permission of author is prohibited.
|