Б-61
проект 611, заводской номер 580
фотографии
|
фото:
корпус
«Б-61» в цехе судостроительного завода перед спуском на воду дата:
1951 год, июль
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996»,
изд. «Гангут», СПб, 1996 г. |
|
|
фото:
спуск «Б-61» на воду дата:
1951 год, июль
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996»,
изд. «Гангут», СПб, 1996 г. |
|
|
фото:
«Б-61» на Неве в День ВМФ дата:
1966 год, июль
автор: неизв.
предоставил: В. Резвушкин |
|
|
фото: «Б-61» в парадном строю на Неве
дата: 1979 год, июль
автор: неизв.
предоставил: В. Карлович |
историческая
справка
1951 год 10 января
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде
как головная большая подводная лодка проекта 611.
1951 год 26 июля
спущена на воду.
1951 год 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ, экипаж временно подчинен 39-й брстремпл 22-й дстремк Кронштадской
ВМК 8-го ВМФ.
1951 год ноябрь
строительную площадку посетил министр судостроения Малышев В.А. и при
ознакомлении с ходом строительства отметил неудовлетворительное положение дел и
в связи с угрозой ледостава Министерством судостроения СССР принято решение
завершить постройку на судоремонтном заводе № 890 в
гор. Таллине.
1951 год 27 декабря
перешла своим ходом в тяжелых ледовых условиях на судостроительный завод № 890 в гор. Таллине для достройки и
прохождения испытаний.
1952 год май
возвращена на судостроительный завод № 196 «Судомех» в гор. Ленинград для устранения выявленных дефектов.
1953 год 8 января
экипаж подчинен 39-й брстремпл ЛенВМБ.
1953 год январь
при проведении скоростных испытаний на мерной миле в районе Таллина набегающим
потоком разрушен обтекатель носовой артустановки, впоследствии замененный на
более прочный.
1953 год март
экипаж подчинен 39-му днстремпл 93-й брустремпл Кронштадской ВМК.
1953 год июль
во время выполнения специального выхода для замера вибрации носовой части на
максимальных подводных ходах, на глубине 60 м. в четвертом отсеке
возник пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. Очаг возгорания
быстро локализовать не удалось, пожар потушен методом герметизации,
серьезно никто не пострадал, пл поставлена в аварийный ремонт, последствия
аварии устранены за месяц круглосуточной работы с частичной заменой выгоревшего
оборудования.
1953 год 31 декабря
подписан акт, вступила в строй. Председатель Госкомиссии –
Герой Советского Союза кап. 1 ранга Лунин Н.А., командир – кап. 2 ранга Дзиковский Н.И.
1954 год 30 апреля
включена в состав 93-й брустремпл Кронштадской ВМК с базированием в Купеческой гавани гор.
Кронштадта.
1954 год 1 августа
в составе 93-й брустремпл включена в 68-ю дук Кронштадской ВМК с прежним местом базирования.
1955 год 24 декабря
в составе 68-й дук включена в состав ЛенВМБ с прежним местом базирования.
1957 год 15 февраля
перечислена в состав 71-го днпл 68-й дустремпл ЛенВМР с прежним местом
базирования.
1958 год 1 апреля
перечислена в состав 68-й обрустремпл Кронштадской ВМК с прежним местом базирования.
1960 год 18 января
перечислена в состав 161-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской
гавани.
1960 май
переведена по внутренним водным системам из гор. Ленинграда в гор. Северодвинск, а
затем своим ходом к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.
1961 год 15 июля
в составе 161-й брпл включена в 4-ю Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1961 год
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.
1962 год с 24 января по 12 апреля 1963 года
на судостроительном заводе № 196 «Судомех» в гор.
Ленинграде
прошла средний ремонт, экипаж временно подчинен 39-й обрстремпл ЛенВМБ.
1963 год лето
дооборудована силами судостроительного завода № 196 «Судомех» и КМОЛЗ опытной системой аварийного продувания ЦГБ
пороховыми газогенераторами по проекту 1-го ЦНИИ ВК МО СССР и КБ «Малахит». При первом же испытании в районе Лиепаи произошел разрыв всех кингстонных ЦГБ, что потребовало
постановки пл в док для аварийного ремонта.
1963 год 1 июля
перечислена в состав 116-го однпл 4 дук ЛенВМБ с базированием в гавани гор.
Кронштадта.
1964 год с марта по апрель
продолжила испытания системы аварийного продувания ЦГБ, выполнила 2 выхода в
море по плану испытаний.
1964 год с июня по март 1966 года
поставлена на КМОЛЗ в гор. Кронштадте для проведения ремонта, экипаж временно
подчинен 10-му однремпл 4-й дук ЛенВМБ. Система аварийного продувания ЦГБ не
демонтировалась и была оставлена на пл для опытной эксплуатации.
1966 год 12 апреля
перечислена в состав состав 116-го однпл 4-й дук ЛенВМБ с прежним местом базирования.
1966 год 31 августа
перечислена в состав состав 25-й брпл 4-й дук ЛенВМБ с прежним местом
базирования.
1966 год июль
приняла участие в параде кораблей на Неве в гор. Ленинграде.
1973 год январь (приблизительно)
переведена в гавань гор. Балтийска на время зимнего базирования.
1974 год апрель
приняла участие в учениях сил флота.
1975 год январь (приблизительно)
переведена в порт гор. Балтийска на время зимнего базирования.
1975 год февраль (приблизительно)
на зачетном тактическом учении 25-й брпл в составе завесы совместно с «С-170» и «С-156» успешно
выполнила атаку ОБК.
1976 год с января по май
переведена в порт гор. Балтийска на время зимнего базирования.
1976 год май
по техническому состоянию выведена из состава сил постоянной готовности и в
дальнейшем использовалась для отработки задач боевой подготовки экипажей пл
консервации.
1979 год июль
приняла участие в параде кораблей на Неве в гор. Ленинграде.
1980 год 22 июня
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл и
впоследствии на Ленинградской базе на Турухтанных о-вах разделана на металл.
Бортовые номера: 161
(..?..), 222
(..1966..), 033 (..1968..).
командиры:
войсковая часть ..?..
1. Иванов В.А.
(12.10.1950 – 11.09.1951);
2. Дзиковский Н.И.
(09.1951 – 1954..);
• Маргарянц К.И. (03.1964 – 01.1972);
• Шабалин Л.Н. (01.1972 – ..?..);
• Козак П.П. (1979 – 06.1980).
экипаж подводной лодки
историческая
справка экипажа
1951 год ноябрь (приблизительно)
сформирован экипаж.
1980 год 1 октября
расформирован экипаж.
дополнительно:
• Фотоальбом
Б-61
• Описание проекта 611
• Список
принятых сокращений
источники:
• Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.»,
Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Маргарянц К.И. «Моя служба на флоте», спецвыпуск альманаха
«Тайфун» № 2, СПб, 2003 г.;
• Химаныч О.Б. «Океанская поступь проекта 611», использованы
страницы сайта газеты «Северная неделя»
http://www.vdvsn.ru;
• Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки»,
изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
Благодарим П. Павлова и В.
Резвушкина за предоставленные дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
Информацией, размещенной на
странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите
соответствующую кнопку:
|