Подводная лодка временно базировалась в порту гор. Сухуми для работ по плану
сухумского НИИ. При отходе от пирса № 6 в условиях полной ночной видимости и
скорости течения ок. 1 узла, командир намеревался при заведенных носовых
швартовных концах, работая электромоторами враздрай, отбросить корму от причала
на 25-30 градусов и затем, отдав носовые концы, отходить на безопасное место для
последующего разворота. Но фактически корма была отброшена только на 10-15
градусов. В 05:09 были отданы носовые швартовные концы и начато движение назад.
СПК и штурман доложили командиру, что корма отброшена недостаточно и до изобаты
5 метров остается около 65 метров, но командир пл не реагировал и пл продолжала
двигаться под левым электромотором «малый назад». Через 2 метра командир отдал
команду: «правый мотор – малый вперед, левый мотор – средний назад». Но корма пл
вправо не пошла и в 05:13 СПК и штурман вновь доложили КПЛ об опасном сносе на
изобату 5 метров. Однако КПЛ вновь не принял никаких мер и через 5 метров пл,
имея небольшую инерцию заднего хода, плавно коснулась илистого грунта килем в
районе 80-84 шпангоутов. В 05:18, в момент посадки на мель, КПЛ в нарушение
«Инструкции по использованию средств движения» попытался сняться с мели и дал
команду «самый полный» ход вперед. От перегрузки по току сработала защита
батарейных автоматов, пл обесточилась. Из второго и четвертого отсеков доложили
о задымлении в аккумуляторных ямах. На пл объявили аварийную тревогу. В
аккумуляторные ямы снарядили разведчика – штурманского электрика м-на Абакумова
А., страхующий – старшина команды трюмных м-н Сиденко В. Личный состав аварийных
отсеков выведен на надстройку. Возгорание в ямах потушено подачей огнегасителя
системы ЛОХ (противопожарная система ЛОХ была применена на КЧФ впервые).
Семафором с мостика подозван стоящий в охранении тральщик, который сдернул пл с
мели и поставил к пирсу. После вскрытия и осмотра аккумуляторной батареи
обнаружено оплавление шин и борн на восьми баках в первой аккумуляторной яме и
на шести баках во второй. В течение суток неисправности были устранены с помощью
специалистов сухумского НИИ.
|