М-351
проект А615, заводской номер 801


историческая справка


1954 год 24 марта
заложена на эллинге ССЗ № 194 им. А. Марти в гор. Ленинграде как малая торпедная подводная лодка.

1954 год 3 июня
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1955 год 4 июля
спущена на воду. Экипаж находился в оперативном подчинении 39-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в гор. Ленинграде.

1955 год с 16 ноября по 4 июня 1956 года
выполнила программу заводских ходовых испытаний. В декабре произошла незначительная авария энергетической установки.

1956 год с 6 июня по 3 августа
выполнила программу государственных испытаний.

1956 год 3 августа
вступила в строй. Включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

1956 год 12 октября
утвержден приемный акт ГК ВМФ. Включена в состав 340-го отдельного дивизиона строящихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в гор. Таллин.

1956 год с лета по осень
переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Балтийского в Азовское море.

1956 год 30 декабря
перечислена в состав 27-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Балаклавской бухте.

1957 год 22 августа
во время отработки элемента «срочное погружение» в районе внешнего рейда Балаклавы затонула со всем экипажем из 7 офицеров и 35 старшин и матросов в результате попадания забортной воды через неплотно закрытую шахту подачи воздуха. При уходе под воду из-за неисправности сигнализации верхняя захлопка подачи воздуха к дизелям была не закрыта, через нее в 6-ой отсек поступило значительное количество забортной воды. Подводная лодка с большим дифферентом на корму провалилась на глубину, экстренное продувание цистерн главного балласта результатов не дало. На глубине 83 метра корпус лодки вошел в илистый грунт с дифферентом 62 градуса на корму. В шестой отсек поступило около 40 тонн воды, затопив его на две трети объёма, вода через переборку стала проникать в 7-ой отсек. В нём из-за замыкания в электрощите возник пожар, который удалось быстро ликвидировать. Откачать воду из-за большой высоты гидравлического столба к трюмной помпе не удалось. Личный состав по команде из 6-го и 7-го вывели отсеков в носовые отсеки. Первым в район аварии из южной бухты Севастополя вышло спасательное судно «Бештау», обнаружившее выпущенный аварийный буй. Вскоре на катере прибыл командующий флотом адм. Касатонов В.А., командующий подводными силами Черноморского флота кап. 1 ранга Смирнов Н., командир 27-й бригады подводных лодок кап. 1 ранга Куприянов В., в Севастополь вылетел ГК ВМФ, чтобы лично возглавить спасательные работы. Об аварии было доложено Министру обороны СССР маршалу Советского Союза Жукову Г.К., который в этот момент отдыхал в Крыму. Министр приказал бросить на спасение лодки все имеющиеся в ВМФ силы. Из Балаклавы подошла к месту аварии подводная лодка аналогичного проекта для помощи водолазам в ориентировке в спасательных устройствах данного проекта. Операция по спасению началась с серьёзной неудачи. При попытке опустить к корпусу лодки спасательный колокол был оборван буй и потеряна связь с пл. Лишь вторая водолазная пара обнаружила затонувшую лодку и закрепила трос за лодку, а при подъёме на поверхность им удалось  захватить с грунта оборванный кабель сигнального буя. Следующие водолазы смогли провести и закрепить рядом с эпроновской выгородкой направляющий трос, а затем подвести шланги подачи и отсоса воздуха. В лодке за это время температура медленно снизилась с 30 градусов перед погружением до 7 градусов, а личный состав был собран в 1-м отсеке. По вине помощника командира на берегу было оставлено не только шерстяное водолазное белье, но и гидрокомбинезоны спасательных комплектов. Экипажем было принято решение для выравнивания дифферента подручными средствами переносить воду из 6-го отсека в 1-й, сливать её в трюм, а оттуда откачивать за борт штатным способом. Экипаж выстроился цепочкой, и банками из-под галет начали поднимать воду в нос. Импровизированный конвейер с небольшими перерывами работал 28 часов подряд. За это время экипаж перенёс из кормы на высоту 35-48 метров и откачал за борт около 10 тонн воды, но положение лодки не менялось. Чтобы психологически поддерхать личный состав, было проведено комсомольское собрание, на котором приняли в комсомол моториста м-са Деринчука Н.

1957 год 24 августа
из гор. Севастополя в район аварии прибыл крейсер «Красный Крым» и стал на якорь таким образом, чтобы прикрывать от волн и ветра спасательное судн.

1957 год 25 августа
через торпедный аппарат удалось передать на лодку водолазное бельё, медикаменты, 12 аппаратов ИДА-51, 10 патронов регенерации воздуха, 30 литров спирта в резиновом мешке, 30 литров крымского вина, 30 литров горячего какао и письмо командиру пл от его жены. Передавали всё в специально изготовленных на Балаклавском судоремонтном заводе цилиндрических, герметично закрывающихся стальных контейнерах-пеналах, свободно входящих в 533-мм торпедный аппарат. Командир разрешил членам экипажа выпить вина, считая, что это подбодрит людей и снимет перенапряжение и позволит согреться. Но многие подводники, выпив по кружке вина, начали терять сознание. Вскоре спасателями была предпринята попытка связкой канатов буксирами выдернуть лодку из грунта, но в результате разрыва тросов дифферент уменьшился лишь до 37 градусов. Самочувствие личного состава ухудшалось, воздух из лодки не отсасывался, поскольку где-то были передавлены шланги. Водолазы вновь стали заводить уже стальной трос. В это время на пл, чувствуя безнадёжность положения, пошли на рискованный шаг. Командир собрал в центральном посту личный состав кормовых отсеков и обратился к ним с предложением: «Товарищи! Вам известно, что буксировочный трос лопнул. Сейчас его заводят повторно, но у меня есть сомнения, что спасатели сумеют это сделать достаточно быстро. Обстановка в лодке вам известна. Я предложил командованию послать трёх человек в кормовые отсеки и надуть их воздухом, чтобы попытаться выдавить воду, а затем самим откачать ее. Работа эта сопряжена с известным вам риском, поэтому нам её выполнять запретили. Однако я считаю, что у нас выбора нет. Воздуха для дыхания хватит только на несколько часов, и мы можем не дождаться завершения спасательной операции...». Были отобраны трое - ст. 1 ст. Кучеров, ст. 2 ст. Антоников и Козлов. Они ушли в кормовые отсеки, начали надувать воздухом отсеки из баллонов ВВД, начиная с четвёртого и заканчивая седьмым. Давление в кормовых отсеках стало повышаться с 2 до 3,2 атмосферы. Антоников несколько раз нырял в воду, чтобы приготовить насос к работе. И вскоре насос включился и начал забирать воду, уровень воды стал уменьшался на глазах. Но в это время сверху поступила команда прекратить работы, так как стальной трос заведён и буксиры готовы снова к рывку. Насос остановили, но у спасателей произошла заминка. Снова попытались запустить насос, но он не запускался. Только после повышения давление в отсеках, насос забрал воду и откачивать её за борт. Пока наверху готовились к очередному рывку, внутри лодки удалось откачать всю воду из 6-го и частично из 7-го отсека, где осталось примерно 10 тонн. В результате этих действий лодка получила положительную плавучесть, так как ряд балластных цистерн был частично продут ещё в самом начале провала на глубину.

1957 год 26 августа
в 00 часов 42 минуты спасатели произвели вторую попытку выдернуть из грунта уже значительно облегчённую лодку. В 02.28 экипаж лодки ощутил мощный рывок и резкое увеличение дифферента на корму. Стрелка глубиномера показала, что лодка начала всплытие. В лодке дали пузырь в кормовые балластные цистерны, дифферент начал отходить, и в 02.30 минут она всплыла. К лодке подошёл торпедный катер, командир которого передал командиру пл записку, написанную карандашом: «Командиру тов. Белозорову. Поздравляю вас и весь личный состав лодки с проявленным мужеством, смелыми и умелыми действиями при выводе лодки из аварийного положения. Главком. 02.50». Жертв среди подводников и водолазов не было.

1957 год
прошла аварийный ремонт на СРЗ № 13 в Килен-бухте.

1958 год 7 января
подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ». За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» - 5 мичманов и старшин. Особенно отличившихся подводников «М-351», мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, не наградили, посчитав их виновниками аварийного происшествия.

1961 год 1 апреля
перечислена в состав 60-го дивизиона 155-й бригады подводных лодок Черноморского флота.

1965 год 10 ноября
выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку.

1967 год 30 марта
в составе бригады включена в состав 14-ой дивизии подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота. Использовалась в качестве учебной пл.

1970 год
перечислена в состав 381-го дивизиона 155-й бригады 14-й дивизии Краснознаменного Черноморского флота.

1974 год
исключена из состава ВМФ и впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл.


командиры:
войсковая часть ..?..

1. Белозоров Р.А. (..1957..);
•  ..?..
•  ..?..

источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Власов В.П. «Малые торпедные подводные лодки пр. 615 и А615», использованы страницы сайта «Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского» http://book.uraic.ru;
•  Захар В.Р. Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
•  Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2008 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Набор текста Константин Романчук. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. Typing Konstantin V. Romanchuk. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz