М-351
проект А615, заводской номер 801
историческая
справка
1954 год 24 марта
заложена на эллинге ССЗ № 194 им. А. Марти в гор. Ленинграде как малая торпедная подводная лодка.
1954 год 3 июня
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1955 год 4 июля
спущена на воду. Экипаж находился в оперативном подчинении 39-й бригады
строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота
с базированием в гор. Ленинграде.
1955 год с 16 ноября по 4 июня 1956 года
выполнила программу заводских ходовых испытаний. В декабре произошла незначительная авария энергетической установки.
1956 год с 6 июня по 3 августа
выполнила программу государственных испытаний.
1956 год 3 августа
вступила в строй. Включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
1956 год 12 октября
утвержден приемный акт ГК ВМФ. Включена в состав 340-го отдельного дивизиона
строящихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в
гор. Таллин.
1956 год с лета по осень
переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Балтийского в Азовское море.
1956 год 30 декабря
перечислена в состав 27-й отдельной
бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Балаклавской бухте.
1957 год 22 августа
во время отработки элемента «срочное погружение» в районе внешнего рейда
Балаклавы затонула со всем экипажем из 7 офицеров и 35 старшин и матросов в
результате попадания забортной воды через неплотно закрытую шахту подачи воздуха. При уходе под воду из-за неисправности сигнализации
верхняя захлопка подачи воздуха к дизелям была не закрыта, через нее в 6-ой отсек поступило значительное
количество забортной воды. Подводная лодка с большим дифферентом на корму
провалилась на
глубину, экстренное продувание цистерн главного балласта результатов не дало. На глубине 83 метра
корпус лодки вошел в илистый грунт с дифферентом 62 градуса на корму. В шестой отсек
поступило около 40 тонн воды, затопив его на две трети объёма, вода через переборку стала проникать в 7-ой отсек. В нём из-за
замыкания в электрощите возник пожар, который удалось быстро ликвидировать.
Откачать воду из-за большой высоты гидравлического столба к трюмной помпе не
удалось. Личный состав по команде из 6-го
и 7-го вывели отсеков в носовые отсеки. Первым в район аварии из южной бухты
Севастополя
вышло спасательное судно «Бештау», обнаружившее выпущенный аварийный буй. Вскоре
на катере прибыл командующий флотом адм. Касатонов В.А., командующий подводными силами
Черноморского флота кап. 1 ранга Смирнов Н., командир 27-й бригады подводных лодок кап. 1 ранга
Куприянов В., в Севастополь вылетел ГК ВМФ, чтобы лично возглавить спасательные работы. Об аварии
было доложено Министру обороны СССР маршалу Советского Союза
Жукову Г.К., который в этот момент отдыхал в Крыму. Министр приказал бросить на спасение лодки все имеющиеся в ВМФ силы.
Из Балаклавы подошла к месту
аварии подводная лодка аналогичного проекта для помощи водолазам в ориентировке
в спасательных устройствах данного проекта. Операция по спасению началась с серьёзной неудачи.
При попытке опустить к корпусу лодки спасательный колокол был оборван буй и
потеряна связь с пл. Лишь вторая водолазная пара обнаружила затонувшую лодку и закрепила трос за
лодку, а при подъёме на поверхность им удалось захватить с грунта
оборванный кабель сигнального буя. Следующие водолазы смогли провести и закрепить рядом с эпроновской
выгородкой направляющий трос, а затем подвести шланги подачи и отсоса воздуха. В лодке за это время температура медленно снизилась с 30 градусов перед
погружением до 7 градусов, а личный состав был собран в 1-м отсеке. По вине
помощника командира на берегу было оставлено не только шерстяное водолазное
белье, но и гидрокомбинезоны спасательных комплектов. Экипажем было принято
решение для выравнивания дифферента подручными средствами переносить воду из
6-го отсека
в 1-й, сливать её в трюм, а оттуда откачивать за борт штатным способом. Экипаж выстроился цепочкой, и
банками из-под галет начали поднимать воду в нос. Импровизированный конвейер с небольшими
перерывами работал 28 часов подряд. За это время экипаж перенёс из кормы на высоту 35-48 метров и откачал за борт
около 10 тонн воды, но положение лодки не менялось. Чтобы психологически
поддерхать личный состав, было проведено
комсомольское собрание, на котором приняли в комсомол моториста м-са Деринчука Н.
1957 год 24 августа
из гор. Севастополя в район аварии прибыл крейсер «Красный Крым» и стал на якорь таким образом, чтобы
прикрывать от волн и ветра спасательное судн.
1957 год 25 августа
через торпедный аппарат удалось передать на лодку водолазное бельё, медикаменты, 12 аппаратов ИДА-51,
10 патронов регенерации воздуха, 30 литров спирта в резиновом мешке, 30 литров крымского
вина, 30 литров горячего какао и письмо командиру пл от его жены. Передавали всё в специально
изготовленных на Балаклавском судоремонтном заводе цилиндрических, герметично закрывающихся стальных
контейнерах-пеналах, свободно входящих в 533-мм торпедный аппарат. Командир разрешил членам экипажа выпить вина,
считая, что это подбодрит
людей и снимет перенапряжение и позволит согреться. Но многие подводники, выпив по кружке
вина, начали терять сознание. Вскоре спасателями была предпринята попытка
связкой
канатов буксирами выдернуть лодку из грунта, но в результате разрыва тросов
дифферент уменьшился лишь до 37 градусов. Самочувствие личного состава
ухудшалось, воздух из лодки не отсасывался, поскольку где-то были передавлены шланги. Водолазы
вновь стали заводить уже стальной трос. В это время на пл, чувствуя безнадёжность положения,
пошли на рискованный шаг. Командир собрал в центральном посту личный состав кормовых отсеков и обратился
к ним с предложением: «Товарищи! Вам известно, что буксировочный трос лопнул. Сейчас его заводят повторно,
но у меня есть сомнения, что спасатели сумеют это сделать достаточно быстро. Обстановка в лодке вам
известна. Я предложил командованию послать трёх человек в кормовые отсеки и надуть их воздухом, чтобы
попытаться выдавить воду, а затем самим откачать ее. Работа эта сопряжена с известным вам риском, поэтому нам её выполнять
запретили. Однако я считаю, что у нас выбора нет. Воздуха для дыхания хватит только на несколько часов,
и мы можем не дождаться завершения спасательной операции...». Были отобраны трое - ст. 1 ст. Кучеров,
ст. 2 ст. Антоников и Козлов. Они ушли в кормовые отсеки, начали надувать воздухом отсеки из баллонов ВВД,
начиная с четвёртого и заканчивая седьмым. Давление в кормовых отсеках стало
повышаться с 2 до 3,2 атмосферы. Антоников несколько раз нырял в воду, чтобы
приготовить насос к работе. И вскоре насос включился и начал забирать воду,
уровень воды стал уменьшался на глазах. Но в это время сверху поступила
команда прекратить работы, так как стальной трос заведён и буксиры готовы снова к рывку.
Насос остановили, но у спасателей произошла заминка. Снова попытались запустить насос, но он
не запускался. Только после повышения давление в отсеках, насос забрал воду и откачивать её за борт. Пока
наверху готовились к очередному рывку, внутри лодки удалось откачать всю воду из
6-го и частично из 7-го отсека, где осталось примерно 10 тонн. В результате этих действий лодка получила положительную
плавучесть, так как ряд балластных цистерн был частично продут ещё в самом начале провала на глубину.
1957 год 26 августа
в 00 часов 42 минуты спасатели произвели вторую попытку выдернуть из грунта уже значительно облегчённую лодку. В 02.28 экипаж лодки ощутил мощный рывок и резкое увеличение дифферента
на корму. Стрелка глубиномера показала, что лодка начала всплытие. В лодке дали пузырь в кормовые
балластные цистерны, дифферент начал отходить, и в 02.30 минут она всплыла. К лодке подошёл
торпедный катер, командир которого передал командиру пл записку, написанную карандашом: «Командиру
тов. Белозорову. Поздравляю вас и весь личный состав лодки с проявленным
мужеством, смелыми и умелыми действиями при выводе лодки из аварийного
положения. Главком. 02.50». Жертв среди подводников и водолазов не было.
1957 год
прошла
аварийный ремонт на СРЗ № 13 в Килен-бухте.
1958 год 7 января
подписан Указ Президиума Верховного Совета
СССР «О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ». За образцовое выполнение задания
командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы:
орденом Красной Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» - 5 мичманов и старшин.
Особенно отличившихся подводников «М-351», мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки
в течение 3,5 суток, не наградили, посчитав их виновниками аварийного происшествия.
1961 год 1 апреля
перечислена в состав 60-го дивизиона 155-й бригады подводных лодок Черноморского флота.
1965 год 10 ноября
выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку.
1967 год 30 марта
в составе бригады включена в состав 14-ой дивизии подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота.
Использовалась в качестве учебной пл.
1970 год
перечислена в состав 381-го дивизиона 155-й бригады 14-й дивизии Краснознаменного Черноморского флота.
1974 год
исключена из состава ВМФ и впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман
разделана на металл.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. |
Белозоров Р.А. (..1957..); |
• |
..?.. |
• |
..?.. |
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Власов В.П. «Малые торпедные подводные лодки пр. 615 и А615», использованы страницы сайта «Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского»
http://book.uraic.ru; |
• |
Захар В.Р. Ничик Ю.М., «Подводные силы
Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.; |
• |
Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской
Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|