С-99
проект 617, заводской номер 617
фотографии
|
фото:
корпус
плс «С-99» в цехе судостроительного завода перед спуском на воду дата:
1952 год, февраль
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996»,
изд. «Гангут», СПб, 1996 г. |
|
|
фото:
спуск плс «С-99» на воду дата:
1952 год, 5 февраля
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996»,
изд. «Гангут», СПб, 1996 г. |
историческая
справка
1949 год 26 марта
зачислена в списки кораблей ВМФ .
1951 год 5 февраля
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 в гор. Ленинграде как
опытовая средняя подводная лодка с парогазотурбинной установкой.
1952 год 5 февраля
спущена на воду.
1952 год 16 июня
начата программа швартовых испытаний. В процессе испытаний ПГТУ выявлены
конструктивные недостатки, имелись случаи локальных возгораний в турбинном
отсеке.
1952 год - 1955 год
выполнена программа швартовых и заводских ходовых испытаний в акватории
Лиепайской ВМБ и Южной Балтики.
1955 год с 21 апреля по 20 марта 1956 года
выполнена программа государственных ходовых испытаний, в ходе которых на
Таллинском полигоне была достигнута скорость полного подводного хода 20 узлов в
течении 6-ти часов и кратковременно - 22 узла.
1956 год 20 марта
вступила в строй.
1956 год 30 августа
включена в состав отдельного дивизиона подводных лодок ЛенВМБ Краснознаменного
Балтийского флота с базированием в гор. Ломоносове.
1956 год с лета до зимы 1958 года
проведена ревизия механизмов на заводе № 196 в гор. Ленинграде. В связи с
непредвиденными аварийными происшествиями, связанными с работой ПГТУ, в течении
зимы 1958 года проводились ремонтные работы.
1958 год май
перешла в Кронштадт для подготовки к отработке учебно-курсовых задач и опытной
эксплуатации.
1958 год лето
выполняла отработку учебно-курсовых задач в Финском заливе в районе о-ва
Готланд.
1958 год осень
для продолжения отработки учебно-курсовых задач в зимнее время перешла в гор.
Лиепаю.
1958 год - 1959 год зима
выполняла отработку учебно-курсовых задач в Южной Балтике.
1959 год май
по окончанию отработки задач и завершения периода опытной эксплуатации, в связи
с выработкой моторесурса основных механизмов и устройств ПГТУ планировался
ремонт на заводе № 196, однако по настоянию руководства ВМФ и с согласия ЦКБ-18
было принято решение провести дополнительные испытания парогазовой турбины,
включая ее запуски на разных глубинах для отработки конструктивных решений по
проекту 643.
1959 год 19 мая
при выполнении программы испытаний в подводном положении в момент запуска
турбины на глубине 80 м в 5-м отсеке произошел взрыв, пл стала погружаться с
дифферентом на корму. В этой обстановке командир, не дожидаясь докладов из
отсеков, приказал продуть цистерны главного балласта. Лодка с глубины 120 м
начала всплывать. В 5-м необитаемом отсеке продолжался пожар, газы проникали в
смежные 4-й и 6-й отсеки. В 6-м отсеке оказались изолированы 3 человека.
Подлодка всплыла в надводное положение, через некоторое время пожар
самостоятельно прекратился вследствие поступления в отсек забортной воды.
Осушить аварийный отсек не удалось. Лодка держалась на поверхности с сильным
дифферентом на корму. Вскоре к аварийной лодке подошли подводная лодка, эсминец,
спасательное судно и торпедный катер. Командир «С-99» от помощи отказался.
Поскольку из-за разрушения масляной магистрали дизель запустить не удалось, пл
дала ход под электромотором и спустя 12 часов отшвартовалась в гавани Лиепаи. С
помощью подъемного крана корма пл была приподнята и из 6-го отсека извлечены
находившиеся там подводники. Комиссия, расследовавшая происшествие, пришла к
заключению, что причиной аварии и последовавшего за ней пожара, вероятнее всего,
был взрыв в бортовом клапане трубопровода подачи переки водорода. Взрыв был
такой силы, что был поврежден прочный корпус.
1959 год с мая по июнь
выполнен аварийный ремонт на заводе «Тосмаре» в гор. Лиепае, восстановлена
герметичность прочного корпуса, после чего пл в надводном положении в перешла а
в Кронштадт.
1959 год зима
на опытном стенде на территории форта «Краснофлотский» проведены испытания для
подтверждения возможности взрыва перекиси водорода при загрязнении трубопровода.
1961 год 3 августа
выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку и
передана ЦНИИ-138 ВМФ.
1964 год 28 февраля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1964 год 15 мая
расформирован экипаж и впоследствии на Ленинградской базе «Главвторчермета» на
Турухтанных о-вах разделана на металл.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. |
Симонов Н.Г. (1951 -
..?..); |
• |
Жаров А.И. (..?.. -
10.1958); |
• |
Рябов В.П. (10.1958 -
1959). |
источники:
• |
Баданин В.А. «Подводные
лодки с единым двигателем», Гангут, СПб, 1998 г.; |
• |
Бережной С.С. «Подводные
лодки России и СССР», рукопись; |
• |
Кузин В.П., Никольский В.И.
«Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб,
1996 г.; |
• |
«Адмиралтейские верфи. Люди,
корабли, годы. 1926 - 1996», изд. «Гангут», СПб, 1996 г.. |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|