К-142, Б-142
проект 629б, 629а, заводской номер 816
фотографии
|
фото:
«Б-142» швартуется к пирсу в гавани п. Лиепаи дата: 1986 год
(приблизительно)
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко |
|
историческая
справка
1960 год 10 сентября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1961 год 20 января
заложена на Северном машиностроительном предприятии в цехе № 50 в гор.
Северодвинске как крейсерская подводная лодка с баллистическими ракетами проекта
629б.
1961 год 17 сентября
спущена на воду, экипаж ременно подчинен 339-й обрстремпл БелВМБ.
1961 год 28 декабря
подписан акт, вступила в строй. Командир – кап. 2 ранга Бочкин С.И.,
председатель комиссии – кап. 1 ранга Мазин В.А., ведущий военпред – капитан
Федоровский Г.А., ответственный сдатчик – Фролов В.Н., сдаточный механик – Белов
А.П.
1962 год с 2 по 4 января
выполнила переход к месту постоянного базирования в гб. Оленья.
1962 год 18 января
включена в состав 16-й дпл 12-й Эскпл СФ в качестве опытно-боевого корабля.
1962 год 24 февраля
выполнила первый испытательный пуск БР Р-21 с подводным стартом по боевому полю
«Хальмер-Ю». Всего по программе летно-конструкторских испытаний ракетного
комплекса Д-4 было выполнено в общей сложности 29 пусков, из них 24 признан
успешным.
1962 год июль
приняла участие в учениях СФ «Касатка» с выполнением ракетной стрельбы.
1962 год с октября по ноябрь
на СРЗ № 35 «Севморпуть» в п. Роста произведена замена опытных образцов
аппаратуры ракетного комплекса на серийные.
1963 год 15 мая
комплекс Д-4 принят на вооружение.
1964 год август
выполнила задачи боевой службы в Атлантическом океане, одновременно выполнив
транспортные испытания комплекса Д-4.
1966 год 20 мая
переклассифицирована в большую подводную лодку.
1966 год с 22 декабря по 28 сентября 1968 года
на СРЗ «Звездочка» в гор. Северодвинске прошла переоборудование по проекту 629а,
временно подчинена 203-й обрпл БелВМБ.
1968 год 30 сентября
подписан приемный акт, включена в состав 16-й дпл 12-й Эскпл КСФ с базированием
в гб. Оленья.
1969 год 30 января
в составе 16-й дпл включена в сформированную 3-ю Флпл КСФ с прежним местом
базирования.
1969 год с 1 марта по 14 мая
выполнила задачи боевой службы в западной части Атлантического океана.
1971 год по 1974 год
на СРЗ «Нерпа» в б. Кут гб. Оленья прошла ремонт.
1976 год осень
совместно с «К-96» проекта 629а выполнила межфлотский переход вокруг Скандинавии
с СФ из гб. Оленья на БФ в п. Лиепая, старший группы командир 16-й дпл кап. 1
ранга Анохин Р.А.. Изначально переход выполнялся в подводном положении, а после
встречи в Северном море с «К-96» – в надводном.
1976 год 25 сентября
прибыла в п. Лиепая.
1976 год 14 октября
в составе 16-й дпл включена в 14-ю Эскпл ДКБФ.
1977 год с 8 июля по 10 сентября
выполнила задачи боевого дежурства с последующим выполнением задач боевой службы
в Балтийском море.
1977 год 25 июля
присвоен номер «Б-142».
1978 год с 3 ноября по 23 декабря
выполнила задачи боевой службы в Балтийском море.
1979 год с 16 июня по 13 августа
выполнила задачи боевой службы в Балтийском море.
1980 год с 16 июля по 1 сентября
выполнила задачи боевой службы в Балтийском море.
1981 год с 13 мая по 10 июля
выполнила задачи боевой службы в Балтийском море.
1982 год с 1 июля по 29 августа
выполнила задачи боевого дежурства с последующим выполнением задач боевой службы
в Балтийском море.
1986 год по 1987 год
на СРЗ № 29 «Тосмаре» в п. Лиепая прошла средний ремонт.
1988 год с августа по сентябрь
Поход на КСФ для выполнения ракетной стрельбы.
1990 год 19 апреля
по условиям советско-американского договора «ОСВ-1» исключена из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1994 год лето
при выводе сил БФ с территории Латвии оставлена в затопленном состоянии у 20
причала в Военной гавани п. Лиепая.
1997 год
латвийской компанией «Oprons Shipping» по заказу немецкой фирмы «BMG»
предпринята попытка подъема «Б-142», лежавшей на грунте, но в момент спрямления
лопнул один из стропов, и понтон с правого борта всплыл на поверхность, подъем
был прекращен. Впоследствии «Б-142» поднята другой судоподъемной компанией,
разделана на секции в сухом доке СРЗ ООО «Тосмаре» и отправлена в Германию на
переплавку.
Бортовые номера: 777
(1961..), 212 (..1965..), 426 (..?..).
командиры:
войсковая часть 09770-1
(первый экипаж)
|
войсковая часть 09770-2
(второй экипаж)
|
• Бочкин С.И. (1960 –
1963);
• Нефедов Г.И. (1963 – 1967);
• Майоров О.В. (1967 – 12.1976);
• Денисенков В.А. (01.1977 – 11.1977);
• Гнатюк Д.И. (11.1977 – 1981);
• Яковенко А.И. (1981 – 08.1982);
• Педин Н.М. (08.1982 – 1987);
• Югов А.И. (19.10.1987 – 27.11.1990). |
• Огнев С.А. (1971
– 1973). |
экипаж подводной лодки
историческая
справка экипажа
1960 год сентябрь
сформирован экипаж.
1990 год 1 октября
расформирован экипаж.
дополнительно:
|
фото:
корпус «Б-142» в Военной гавани п. Лиепаи дата: 1997 год, ноябрь
автор: В. Данилец |
|
• Фотоальбом
К-142, Б-142
• Описание
проекта 629
• Список
принятых сокращений
источники:
• Бережной С.С.
«Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки
постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд.
СМП, Северодвинск, 2000 г.;
• Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических
очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
• Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун»,
выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
• Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное
кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ
«Малахит», СПб, 1998 г.;
• Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб,
1998 г;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
Благодарим В. Данилец, В. Костриченко и В. Селина за предоставленные дополнения
и фотографии.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или
внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
Информацией, размещенной на
странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите
соответствующую кнопку:
|