С-486, БС-486
Комсомолец Узбекистана
проект 940 «Ленок», заводской номер 194
фотографии
|
фото:
корпус спл «БС-486» у пирса в бухте Золотой Рог дата:
1999 год, май
автор: В. Муратов |
историческая
справка
1973 год 5 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1974 год 22 февраля
заложена в цехе судостроительного завода им. Ленинского комсомола в гор.
Комсомольске-на-Амуре как спасательная подводная лодка.
1975 год 7 сентября
спущена на воду (выведена из цеха).
1976 год 30 июня
вступила в строй.
1976 год 11 августа
включена в состав 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок Краснознаменного
Тихоокеанского флота. Лодка принята в опытную эксплуатацию.
1976 год с октября по сентябрь 1978 года
в ходе опытной эксплуатации было выполнено 37 посадок спасательных подводных
аппаратов и 942 человеко-спуска водолазов на глубинах до 200 метров. В одном из
экспериментов 6 специалистов-глубоководников находились под давлением 19 суток
11 часов 40 минут.
1977 год 3 августа
переклассифицирована в большую спасательную подводную лодку, присвоен новый
номер «БС-486».
1978 год март
приняла участие в поиске и подъеме вертолета с глубины 90 метров, упавшего с
борта крейсера «Адмирал Сенявин».
1978 год
за успешно проведенное глубоководное испытание каждый член экипажа получил
почетную награду - именную брошюру «Конституция СССР».
1978 год октябрь
приняла участие в поиске и подъеме боеголовки межконтинентальной баллистической
ракеты, затонувшей у берегов Камчатки при аварии ракетного оружия на борту пл
проекта 667б.
1980 год
приняла участие в поиске и подъеме потерпевшего катастрофу палубного самолета
Як-38.
1980 год 9 июня
присвоено почетное наименование «Комсомолец Узбекистана».
1981 год с 22 по 24 октября
приняла участие в спасении подводников с затонувшей на подходах к проливу Босфор
Восточный пл «С-178», выполнив впервые в мировой практике спасение подводников
из затонувшей пл в подводном положении. Всего на борт спасательной пл было
принято 6 подводников.
1981 год декабрь
при выполнении специальных задач в Охотском море из-за прогорания
уплотнительного кольца магистрали газоотвода дизеля, в отсеки пл поступило
большое количество угарного газа, в результате чего из 105 человек, находящихся
на борту, 86 потеряли сознание, двое из них скончались.
подробнее >>
1983 год сентябрь
приняла участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в
воздушном пространстве над о-вом Сахалин 1 сентября 193 года при выполнении им
разведывательного задания. На поверхность были подняты «черные ящики» самолета и
получены вещественные доказательства об отсутствии на борту пассажиров.
1987 год март
приняла участие в поиске и подъеме баллонов ВВД, потерянных пл «К-322» проекта
971 при взрыве в забортном пространстве.
1989 год март
приняла участие в поиске и подъеме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с
глубины 11 метров.
1990 год
поставлена в средний ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог.
1992 год январь
в связи с отсутствием средств прекращен ремонт. Корпус лодки оставлен в бухте
Золотой Рог на прикол.
1992 год 15 февраля
упразднено наименование «Комсомолец Узбекистана».
1995 год 13 февраля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.
1995 год 1 сентября
расформирован экипаж.
2001 год (приблизительно)
продана для разделки на металл китайской фирме.
командиры:
войсковая часть 51347
1. |
..?.. |
• |
Тимохин (1976 - 1978); |
• |
Копылов Ю. (1978 - 1985); |
• |
Дмитров В.И. (1985 -
1990). |
• |
..?.. |
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Постнов А.А. «Спасательная
ПЛ проекта 940», Морской сборник № 8, 1997 г.; |
• |
Самко Ю.Г. «Подводные
аппараты ВМФ СССР и России», альманах «Тайфун», выпуск № 3 (15), 1999 г.; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий. |
Благодарим М. Кирилова за
предоставленные фотографии и дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|