К-133, Б-133
проект 627а «Кит», заводской номер 286
фотографии
|
фото:
пла «Б-133» на отстое в бухте Постовой дата: 2006 год, август
автор: И. Курганов |
историческая
справка
1961 год 10 апреля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1961 год 3 июля
заложена на стапеле цеха ПО «Севмашпредприятие» гор. Северодвинске
как крейсерская атомная подводная лодка.
1962 год 5 июля
спущена на воду.
1962 год с 6 июля по 14 сентября
выполнена программа швартовых испытаний.
1962 год с 14 по 25 ноября
выполнен выход на заводские испытания.
1962 год с 26 по 29 октября
выполнена программа ходовых государственных испытаний.
1962 год 29 октября
подписан приемный акт, пл вступила в строй.
1962 год 14 ноября
включена в состав Северного флота.
1963 год
после отработки задач боевой подготовки впервые в ВМФ совершила 51 суточный
поход на полную автономность в экваториальные широты. Проверялась работа
технических средств лодки в зоне повышенных температур забортной воды и
влажности. Из автономного плавания «К-133» вернулась с неисправностями ГЭУ.
Поход обеспечивала «К-5».
1964 год с октября по сентябрь 1965 года
прошла заводской ремонт.
1966 год 2 февраля
впервые в ВМФ под командованием кап. 2 ранга Столярова Л.Н. вышла совместно с
«К-116» проекта 675 (командир кап. 2 ранга Виноградов В.Т.) для перехода на
Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки через пролив Дрейка. Командир перехода -
командующий 1-й флотилией подводных лодок контр-адм.Сорокин А.И. находился на
«К-116». Вторым командиром на «К-133» шёл ЗКД кап. 1 ранга Гринчик Е.Н.
Навигационное обеспечение осуществлял Ф-1 флота Эрдман Д.Э. На корабле
обеспечения - ЭОС «Гавриил Сарычев» - находились начальник штаба 3-й дивизии
подводных лодок кап. 1 ранга Чернавин В.Н. и 123-й экипаж (командир кап. 2 ранга
Можайский А.М.). Группу сопроваждал танкер «Дунай». В навигационном отношении
маршрут перехода был практически неизвестен. Пришлось использовать даже
английские генеральные карты, а прокладку вести на картах-сетках, предварительно
их «поднимая» по генеральным картам. Отсутствовали РНС для определения места.
Координаты получали от ЭОС. Из-за высокой вероятности встречи с айсбергами
пролив Дрейка форсировали за лидерами (надводными кораблями сопровождения),
получая от них рекомендации по курсу и глубине погружения. Всё время перехода
постоянно проводился попутный промер глубин.
1966 год 26 марта
группа пл прибыла в Авачинскую губу. За 52 суток пройдено 21000 миль без
всплытия в надводное положение. Впоследствии многие офицеры, старшины и матросы
за участие в этом походе были награждены орденами и медалями. Руководитель
похода контр-адм. Сорокин А.И., командиры лодок кап. 2 ранга Виноградов В.Т. и
Столяров Л.Н., КБЧ-5 кап. 2 ранга Морозов И.Ф. и кап. 2 ранга Самсонов С.П., а
также ЗКПЧ «К-133» кап. 2 ранга Усенко Н.В. удостоены звания Героя Советского
Союза. Замкомдива Гринчик Е.Н. был награждён орденом Красного Знамени.
1966 год 14 апреля
за успешное выполнение поставленного задания преобразована в Гвардейскую.
1966 год 14 ноября
перечислена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.
1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую подводную лодку.
1989 год 30 мая
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в
бухте Постовая поставлена на прикол.
Всего за время нахождения в
составе ВМФ пла прошла 168889 миль за 21926 ходовых часа.
командиры:
войсковая часть ..?..
1. |
Столяров Л.Н. (09.1965 -
08.1967); |
2 |
Громов Ю.Н. (06.1966 -
05.1970); |
3 |
Можайский А.М. (10.1967 -
08.1968); |
4 |
Шинкевич Г.Н. (08.1968 -
03.1975); |
5 |
Шиков А.А. (05.1975 -
08.1976); |
6. |
Комарицын А.А. (09.1976 -
09.1979); |
7. |
Дружинин В.Г. (07.1979 -
04.1983); |
• |
..?.. |
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий; |
• |
Справочник «Подводные лодки
России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|