К-159, Б-159
проект 627а
«Кит», заводской номер 289
фотографии
|
фото:
пла «К-159» и «К-213» на отстое в Святоносском заливе дата:
2000 год, май
источник: альманах «Наваль коллекция», спецвыпуск «Атомные подводные
лодки ВМФ СССР и России»
автор: В. Шигина |
|
|
фото:
пла «Б-159» в ожидании буксировки в губе Гремиха дата:
2003 год, август
автор: В. Бажак |
|
|
фото:
пла «Б-159» в ожидании буксировки в губе Гремиха дата:
2003 год, август
автор: В. Бажак |
|
|
фото:
пла «Б-159» на буксире «СБ-406» дата:
2003 год, август
автор: В. Бажак |
|
|
фото:
пла «Б-159» на буксире «СБ-406» дата:
2003 год, август
автор: В. Бажак |
|
историческая
справка
1961 год 3 октября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1962 год 15 августа
заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как
крейсерская атомная подводная лодка.
1963 год 6 июня
спущена на воду.
1963 год с 11 июня по 20 августа
произведены швартовые испытания.
1963 год 20 августа
торжественно поднят Военно-морской
флаг.
1963 год с 11 сентября по 9 октября
произведены ходовые испытания.
1963 год 9 октября
подписан приемный акт, председатель Государственной комиссии кап. 1 ранга
Александров В.П., ответственный сдатчик - Палкин К.М., командир - кап. 2 ранга
Синев Б.С.
1963 год 4 ноября
включена в состав в 3 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок
Краснознаменного Северного флота с местом базирования в губе Западная Лица.
1964 год
после отработки курса боевой подготовки выполнила задачи первой боевой службы в
Средиземном море. Гибралтарский пролив пла форсировала в подводном положении под
корпусом проходящего судна.
1965 год февраль
пла вышла на вторую боевую службу под командованием кап. 2 ранга Синева Б.С. в
Северную Атлантику к восточному побережью США.
1965 год 2 марта
обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА левого борта Личный состав
электромеханической боевой части принял меры по устранению неисправности, а
командир доложил о случившемся на КП. Несмотря на то, что личному составу удалось в
скором времени устранить неисправность, пла была возвращена в пункт базирования,
а ей на смену в спешном порядке выведена на боевую службу «К-50» с 184 экипажем
под командованием кап. 2 ранга Дружинина Ю.И.
1965 год с 18 июня по 7 июля
приняла участие в оперативном учении сил Краснознаменного Северного флота
«Печора» в районах Норвежского моря и Северной Атлантики с задачами поиска и
разведки деятельности ПЛАРБ США и противолодочных сил ОВМС НАТО. В результате
нарушения мер, обеспечивающих скрытность плавания, была обнаружена
противолодочными самолётами.
1966 год
из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала кратковременные выходы в
море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота.
1966 год с 30 декабря по 5 ноября 1968 года
прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ «Звездочка» в гор.
Северодвинске. Ответственный сдатчик - Никулин В.П.
1968 год ноябрь
после окончания ремонта перечислена в состав 17 дивизии 11 флотилии атомных
подводных лодок Краснознаменного Северного флота с базированием в губе Гремиха.
1969 год с 28 июня по 31 августа
совершила третью боевую службу в Карибском море и Мексиканском заливе, в ходе
которой участвовала в совместном учении с отрядом боевых кораблей Черноморского
флота. Старший на борту – ВРИО зам. командира 3-й дивизии кап. 1 ранга Каширский
В.А. За 65
суток пл прошла под водой 17643 мили.
1970 год по 1972 год
произведен средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов.
1973 год
выполнила задачи четвертой боевой службы.
1975 год
выполнила задачи пятой боевой службы.
1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую атомную подводную лодку.
1977 год с 20 ноября по 25 июня 1978 год
прошла текущий ремонт на СРЗ-10 «Шквал» в гор. Полярный.
1981 год
выполнила задачи шестой боевой службы.
1982 год
выполнила задачи седьмой боевой службы.
1983 год
выполнила задачи восьмой боевой службы.
1984 год
выполнила задачи девятой боевой службы.
1988 год 25 октября
оба ядерных реактора переведены в ядерно-безопасное состояние, к этому моменту
выработка энергозапаса активных зон составляла около 95%.
1989 год 14 марта
переклассифицирована в большую подводную лодку,
присвоен новый номер «Б-159».
1989 год 30 мая
выведена из боевого состава ВМФ и оставлена на плаву в ожидании утилизации с не
выгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов.
1993 год (примерно)
перечислена в состав 319 дивизиона подводных лодок, выведенных из боевого
состава.
2003 год 28 августа
начата буксировка из места базирования в бухту Кут на ФГУП СРЗ «Нерпа» в гор.
Снежногорск для выгрузки ядерного топлива и утилизации. Буксировка
осуществлялась спасательным буксиром «СБ-406», для придания достаточного запаса
плавучести под корпус лодки было заведено 4 понтона, на борту находилось 10
человек экипажа во главе с командиром, с буксировщиком поддерживалась связь по
УКВ радиостанции.
2003 год 30 августа
около 04.00 в условиях трехбального волнения, произошел отрыв носовой пары
понтонов плавучести, а после обнаружения поступления воды внутрь прочного
корпуса, затонула в точке с координатами 69°22,64' с.ш., 33°49,5'1'' в.д. на
расстоянии 2,4 мили от северо-западной оконечности о-ва Кильдин в Баренцевом
море на глубине 248 метров с открытым верхним рубочным люком. Через час в район
катастрофы подошли: большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Адмирал
Левченко» и «Североморск» с вертолётами на борту, а также спасательные суда «Алтай»
и «Памир». Из воды на борт «СБ-406» в бессознательном состоянии был поднят КГДУ
ст. л-т Цибульский М.В., и тела кап. 3 ранга Гурова М.В. и гл. старшины к/с
Князева А.А., Утром в район прибыли спасательные суда «Георгий Титов», «Михаил
Рудницкий» и самолёт Ан-26. В тот же день лодка была обнаружена и обследована на
дне подводными аппаратами.
2003 год 31 августа
по погибшим подводникам в Мурманской области был объявлен траур.
2003 год февраль
при обследовании корпуса пл затонул телеуправляемый подводный аппарат «Tiger»,
который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан.
Всего за время нахождения в
боевом составе ВМФ пла совершила 9 боевых служб, из них 1 боевая служба была
прервана досрочно, прошла 212618 мили за 25364 ходовых часа.
Бортовые номера: 607
(..2003).
командиры:
войсковая часть 90095
1. Синев Б.С. (1962 -
1963);
• Зайцев В.Ф. ;
командиры экипажа:
• Лаппа С.Н.
(..?.. - 30.08.2003);
экипаж подводной лодки
фотографии
|
фото:
часть экипажа пла «Б-159» (первый ряд слева направо): КДЖ кап. 3 ранга
Андреев О.В., ст. 1 ст к/с Смирнов Е.А., гл. боцман ст. м-н Алёшкин А.В.,
КБЧ-5 Гуров М.В., КГДУ ст. л-т Цибульский М.В.; (второй ряд слева направо):
КДД кап. 3 ранга Жадан Ю.Ю., гл. ст-на к/с Князев А.А., ст. 1 ст. к/с
Хасанишин, НХС м-н Куриный Р.Б., КЭТД ст. л-т Соколов С.В.; дата:
2003 год,
28 августа
автор: В. Бажак |
|
историческая
справка экипажа
1961 год (приблизительно)
сформирован экипаж.
2003 год (приблизительно)
расформирован экипаж.
дополнительно:
• Фотоальбом
К-159,
Б-159
источники:
• Бережной С.С.
«Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки
постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд.
СМП, Северодвинск, 2000 г.;
• Каширский В.А «Записки командира атомной подводной лодки»,
электронная копия издания;
• Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы»,
Москва, 2004 г.;
• Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и
падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 гг.»,
Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
• Материалы уголовного дела по факту гибели пла «К-159»;
• Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин»,
Санкт-Петербург, 1996 г.;
• Страницы сайта «Российский Подводный Флот»
http://www.submarine.id.ru
.
Благодарим кап. 1 ранга в отставке В. Шумакова, предоставившего воспоминания
ветеранов корабля О. Певцова, Ю. Портнова.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail: atropus2000@mail.ru
|